Файл: Доклад по теме Организация повторения изученного материала на уроках в начальной школе, его виды и способы реализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ВЛАДИКАВКАЗ»

педагогические чтения

ДОКЛАД

по теме:

«Организация повторения изученного материала на уроках в начальной школе, его виды и способы реализации»



учитель начальных классов: Арисланова Л.М.

2017-2018 учебный год

«Организация повторения изученного материала на уроках в начальной школе, его виды и способы реализации»

Успех ученика, это успех учителя.

Совершенствуя ученика, совершенствуйся сам,

так как ничто не стоит на месте!

Зачастую многих учителей пугает, что-то новое, новые термины, технологии. А ведь если призадуматься, всё новое, это хорошо забытое старое.

Давайте призадумаемся, что такое урок— это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения. За исключением детей с ограниченными возможностями.

Значение урока в процессе обучения– это взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей для повторения и закрепления изученного материала.

Уроки «открытия» нового знания.

Уроки рефлексии.

Уроки систематизации знаний.

Уроки развивающего контроля.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. На каждом из этих уроков происходит обобщение знаний, то есть закрепление.


И так методика повторения учебного материала выполняет важные образовательные и развивающие функции: закрепляет и систематизирует знания, развивает умственные и духовные силы ребенка, формирует навыки учебного труда, позволяет учителю получить обратную информацию об образовательном уровне класса, а значит где-то избежать «топтания на месте», где-то восполнить упущенное. В большинстве случаев материал каждого урока опирается на содержание предшествующих уроков. Поэтому в ходе повторения устанавливается связь предыдущего учебного материала с последующим, что в итоге обеспечивает восприятие его ребенком как некоторой целостной структуры. Традиционно, повторение проводится в начале урока. В этом есть определенная логика, вытекающая из его функционального назначения. Вместе с тем это не является абсолютно обязательным: повторение может быть проведено в конце урока(5-7 минут), в процессе изучения нового материала, возможны уроки без повторения, или урок обобщения знаний.

Остановимся подробнее на методике повторения.

Выделяется два вида повторения: устное и фиксированное. Каждое из них может быть организовано и как фронтальное, и как индивидуальное.

При устном фронтальном повторении основным методом является беседа. Она позволяет получить обратную связь от многих учащихся класса, поддерживать довольно высокую их активность, создает благоприятные условия для организации общения между учащимися, введения в это общение элементов дискуссий, что очень важно для реализации развивающего обучения. Однако такой вид повторения дробит учебный материал на мелкие части, что затрудняет его обобщение. Оно не формирует у учащихся важный навык учебного труда — умение передавать в связном рассказе свои научные знания. Без этого навыка ученик будет испытывать серьезные трудности в обучении в средних и старших классах, где идет освоение основ наук. Эти негативные стороны фронтального повторения компенсирует другой вид — индивидуальное устное повторение.

Сущность индивидуального устного повторения заключается в том, что дети на предложенный учителем вопрос или задание должны ответить связным рассказом. Индивидуальное устное повторение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Его провести гораздо труднее, чем фронтальное повторение

, т. к. в этом случае значительно ниже бывает активность класса. Не все дети могут сосредоточиться на ответе одного ученика и внимательно его выслушать. Учителю приходится прибегать к дополнительным приемам активизации внимания. Можно, например, предложить классу прослушать ответ товарища, сделать необходимые дополнения, исправления, помочь выйти из затруднительного положения, задать отвечающему вопросы и т. п. Труднее этот вид повторения и для самого ученика, т. к. требует большой сосредоточенности. Ребенок не только должен знать материал, но и работать над формой его изложения. Этот метод положительно влияет на развитие мышления ребенка, приучает его связно, в определенной логической последовательности излагать свои мысли. А повторение учебного материала представляется в более целостном виде, чем при фронтальном повторении, что облегчает его обобщение.

Приведу примеры из своей практики:

Первый: приём пяти пальцев. Учащиеся с первого класса знают правила игрового момента «Пять пальцев». Называя предмет, ребята дают полную характеристику, загибая каждый палец. Этот приём развивает моторику рук, концентрирует внимание, при этом зная последовательность применения правила морфологии, учащиеся великолепно усваивают материал.(Книга -что?, неод., нариц, ж.р., ед.ч.) Во втором классе, добавляем шестой палец-часть речи. И.т.д. В ходе использования данной методики опрашивается весь класс за короткое время.

Второй пример: кластер, когда учащиеся получают конверты с заданием и выстраивают последовательность работы в индивидуальной или парной форме, при этом доказав правильность выполнения задания. Можно предложить схематический кластер(Приложение 1)

Следующая устная методика «Пирамида» это когда учебный материал, предназначенный для повторения, разбивается на 2—3 или 4 законченные части. К каждой части формулируется вопрос или задание.

Предлагаю сначала составить план ответа. На первых порах такой план составляется коллективно, он может быть записан на доске, далее в группе, паре, индивидуально.(На выходе добиваясь самостоятельного выполнения задания). Типология вопросов здесь та же, что и для беседы. Вопросы и задания могут быть взяты из учебника. Затем надо дать учащимся время на обдумывание содержания ответа. Только после этого конкретный ребенок может быть вызван для ответа. При этом дети могут пользоваться рабочей тетрадью и, по усмотрению учителя, — учебником.


Основная задача этого вида работы — развивающая, а именно, развитие умения передавать свои научные знания в связной речи. Это очень важно для решения проблемы преемственности. В старших классах изучаются основы наук. Здесь индивидуальное устное повторение является основным видом повторения на уроках. Поэтому, обучая младших школьников такому повторению, мы облегчаем его переход на новую образовательную ступень.

Следующий вид повторения — это так называемое фиксированное повторение, которое, как и устное, может быть фронтальным или индивидуальным. При фиксированном повторении дети отвечают на заданные вопросы на листочках бумаги или на доске с помощью условных знаков, рисунков, схем. Учащиеся могут что-то подчеркнуть в готовом тексте, подписать детали уже готового рисунка, заполнить таблицу, письменно перечислить предметы. Возможны вопросы и задания, составленные в виде тестов. Также используются приёмы фиксированного задания с использованием ИКТ.

Приведу примеры заданий для фиксированного повторения.

1. Найди лишнее слово.(Приложение2)

2. Собери группы однокоренных слов. (Приложение 3)

3. Отметьте знаком «+», правильный ответ.

4. Продолжите таблицу по образцу:

5. Установи соответствие, соедини стрелками. (Приложение 4)

6. Подчеркните ответ, который вы считаете правильным.

7. Допишите предложения.

_____________ это слова близкие по значению.

_____________это противоположные по смыслу слова.

Следует помнить, что в любой вид повторения важно включать задания, требующие практического приложения знаний.

В ходе повторения учащиеся пользуются наглядными пособиями, в первую очередь теми, которые применялись при изучении нового материала, хотя не исключена возможность использования и других наглядных пособий.

Фиксированный метод с использованием ИКТ вызывает большой интерес у учащихся. На своих уроках для повторения или закрепления материала я использую ноутбуки, с загруженными тематическими заданиями и тестами. Также для усвоения знаний использую МИМИО технологию МИМИО помогает проверить качества знаний обучающихся, увидеть статистику правильно выполненных заданий. Вывести процент успеваемости класса.

Последнее позволит учителю проверить степень осознанности усвоения учащимися изученного материала. Действительно, ученик должен применять знания в новой ситуации, что сделать довольно трудно без достаточного уровня понимания изученного.


Итак, выше рассмотрены разные формы повторения учебного материала. Каждая из них имеет положительные стороны. Поэтому в начальной школе важно умелое сочетание разных форм, видов повторения и вариантов их организации.

Современная педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиск путей совершенствования проверки, знаний учащихся.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Хотелось бы, чтоб дети в каждом классе

Светились от улыбок и любви,

Твори, дерзай и вдохновляй, учитель,

В век инноваций, новизны!

Приложение 1



Кто?

одуш.

неодуш.

нариц.

ед.ч.

мн.ч.

ж.р.

ср.р.




Что?

совств.



м.р.


Приложение 2



Приложение 3



(Приложение 4)