Файл: Инвестиции способствуют экономическому росту, обеспечивают благоприятный финансовый климат страны, являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров, работ и услуг.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 334
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
93 как: Китайская инвестиционная корпорация (CIC), Японский банк инвестиционного сотрудничества (JBIC), Корейская инвестиционная корпорация (KIC), Суверенный фонд ОАЭ Mubadala и Департамент финансов Абу-Даби, Суверенный фонд Катара (Qatar Holding), Кувейтский инвестиционный фонд, Инвестиционный фонд Королевства Бахрейн
(Mumtalakat) и другие. Кроме того, заключены соглашения с ведущими европейскими инвестиционными фондами, в частности с итальянской Fondo
Strategico Italiano(FSI)о создании Российско-итальянской инвестиционной платформы и французской Caisse des Dépôts Internationalо создании
Российско-французского инвестиционного фонда.
75
В целях развития взаимодействия в инвестиционной сфере между
Россией и КНР, сформирована Межправительственная Российско-Китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству (далее – Комиссия).
Основной задачей комиссии является содействие реализации инвестиционных проектов в неэнергетической сфере на принципах взаимовыгодного сотрудничества и снижение административных и торговых барьеров между двумя странами.
В настоящее время РФПИ зарекомендовал себя как эффективный механизм государственного агента при со-инвестировании в высокорентабельные проекты.
В 2014 году Российским фондом прямых инвестиций был запущен портал «Инвестируйте в Россию» (INVEST IN RUSSIA), представляющийся в виде интерактивного ресурса для зарубежных инвесторов. Данный портал являет собой базу данных всех инвестиционных проектов Российской
Федерации, включая инвестиционные анонсы и проекты, реализованные с участием иностранных инвесторов.
76
Министерство экономического развития России совместно с органами
75
Официальный сайт Министерства иностранных дел [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/ru/home
(дата обращения 03.05.2017)
76
Официальный сайт «Invest in Russia» [Электронный ресурс] URL: www.investinrussia.ru (дата обращения
03.05.2017)
94 государственной власти всех субъектов РФ разработало и разрабатывает различные мероприятия по притоку инвестиций в национальную экономику.
Данные мероприятия охватывают всевозможные направления региональной инвестиционной политики и предусматривают конкретные меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской
Федерации. Так, к одним из государственных механизмов привлечения инвестиций в регионы относятся такие программы, как Инновационные территориальные кластеры в рамках реализации приоритетов социально- экономической политики.
77
Отобранные Правительством Российской Федерации 25 кластеров в различных субъектах страны служат эффективным механизмом активизации внешнеэкономической интеграции. Поскольку происходит ускоренное наращивание кадрового и инфраструктурного потенциала; развитие огромной сети надежных и конкурентоспособных поставщиков и различных сервисных организаций.
78
Однако, существует огромная проблема — полнота информации и доступ к ней. Вышеупомянутый портал «Инвестируйте в Россию» (INVEST
IN RUSSIA) не предоставляет детальную информацию о проектах в рамках программы Инновационные территориальные кластеры. Более того, некоторые проекты и вовсе отсутствуют в базе данных, что представляет собой проблему привлечения инвестиций в отдельный инновационный кластер, субъекты и в экономику страны в целом. Иностранные инвесторы должны иметь выход к информационной платформе, на основании данных которой, смогут выделить для себя наиболее приоритетные проекты для инвестирования. В связи с этим необходимо налаживание федеральной информационной системы, которая позволила бы иностранным инвесторам иметь доступ к информации о российских инвестиционных проектах. Данная
77
Мусаева У. М., Абдуллаев Д. М. Совершенствование политики привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 507.
78
Официальный сайт «Единого информационно-аналитического портала государственной поддержки инновационного развития бизнеса» [Электронный ресурс] URL: www.innovation.gov.ru (дата обращения
03.05.2017).
95 информационная система должна обязательно соответствовать международным стандартам предоставления информации, обеспечивать прозрачность инициатора и его инвестиционного проекта, а также предоставлять информацию о финансовом состоянии инициатора проекта и доступ к прогнозным показателям бизнес-плана.
Также решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей. Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства.
В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов. Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации производства. Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.
79
Таким образом, рассмотрев основные направления и институты государственной политики в вопросах привлечения иностранного капитала, необходимо выделить ключевые аспекты инвестиционной политики:
- выравнивание экономических показателей и борьба с инфляцией;
79
Тен С.Б. Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Наука и современность. – 2012. - №17. – С. 35.
96
- внимательная разработка правовой базы инвестирования при содействии всех институтов, занимающихся вопросами иностранного капитала;
- актуальное обновление законодательной и правовой базы в вопросах иностранного инвестирования во многом приближенное к международным стандартам;
- эффективное функционирование государственных структур в компетенции которых находятся вопросы, касающиеся деятельности иностранных инвесторов на территории России
В заключение необходимо отметить, что иностранные инвестиции представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степени увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом зависит от реализации государственной инвестиционной политики при содействии всех государственных институтов, занимающихся вопросами привлечения иностранных инвестиций.
97
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иностранный капитал несет в страну прогрессивные технологии, современную технику и эффективные методы управления, способствует развитию рынка отечественных инвестиций, что в перспективе приводит к ускорению экономического роста.
Иностранные инвестиции являются отличным дополнительным источником финансов, материальных ценностей и иного имущества, способствующих расширению и обновлению основного капитала. За счет реализации инвестиционных проектов при поддержке иностранных инвесторов происходит внедрение прогрессивных технологий, современных методов управления и маркетинга.
Иностранные инвестиции рассматриваются не только как дополнительный источник для внутренних капиталовложений, но и как механизм получения доступа к новой, более совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к эффективным источникам финансирования со стороны зарубежных партнеров.
Среди иностранных инвестиций, особую роль играют прямые иностранные инвестиции - это эффективное средство повышения конкурентоспособности и укрепления положения страны в мировой экономике, которое помимо дополнительного финансирования дает возможность передачи прогрессивных технологий в мировом пространстве.
Привлечение иностранных инвестиций не может быть реализовано без целенаправленной государственной поддержки. Аспекты государственного регулирования процессов иностранного инвестирования имеют решающее значение при разработке мероприятий, направленных на повышение доли иностранного капитала в экономике России.
Государство выступает особым субъектом инвестиционной деятельности и в зависимости от характера ситуации может осуществлять как стимулирующие, контролирующие, так и ограничительные меры.
98
Эффективная реализация государственной политики в настоящее время зависит от ряда принципов, основными из которых являются:
- разграничение федерального и регионального нормативно-правового поля регулирования иностранных инвестиций;
- стимулирование и поощрение деятельности иностранных инвесторов на российском рынке без ограничения роли отечественных компаний;
- приближение законодательных положений в области регулирования иностранных инвестиций к содержанию международных стандартов.
Стремление к открытости экономики, повышению конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обусловливает необходимость создания условий для повышения инвестиционной привлекательности России. При этом особое внимание должно быть уделено методикам оценки инвестиционной привлекательности территории. С помощью которых, можно обозначить приоритетные для инвесторов регионы, охарактеризовать факторы и показатели, влияющие на формирование инвестиционного климата и своевременно выявить экономические проблемы региона и разработать необходимую инвестиционную и инновационную политику в направлении решения данных проблем.
Необходимо разграничивать понятия инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата. Инвестиционной климат является отправной точкой и фундаментом инвестиционной деятельности.
Если территория обладает положительными и привлекательнми факторами и условиями для развития деятельности иностранным инвестором, то соответственно, благоприятный инвестиционный климат способствует повышению инвестиционной привлекательности, а она, в свою очередь, приведет к повышению инвестиционной активности потенциальных иностранных инвесторов.
99
Состояние инвестиционного климата за последние три года значительно ухудшилось в связи с последними событиями вокруг украинского конфликта, способствующего замедлению притока иностранного капитала, а также к оттоку уже вложенной части иностранного капитала из российской экономики.
Анализ ухудщающихся с течением времени позиций России в международных рейтингах таких как, Индекс недееспособности государств и
Индекс восприятия коррупции, показывают, что с введением санкций и падением цен на нефть настроения бизнесменов и инвесторов ухудшаются, создавая пессимистичный настрой на фоне низкого рейтинга России на международной арене. Однако, положительные оценки рейтинга Всемирного банка «Doing Business» и Индекса глобальной конкурентоспособности, позволяют сделать вывод о том, что объективные условия осуществления инвестиционной деятельности в России достаточно благоприятны и при грамотно проведенной инвестиционной политики со стороны государства способны улучшаться.
Иностранные инвестиции являются важным фактором развития экономики, однако, на современном этапе развития наша страна имеет много нерешенных проблем, осложняющих перспективы ее участия в международном обмене капиталом в контексте повышения эффективности привлечения и использования иностранных инвестиций. Наиболее важными, требующими детального и осмотрительного подхода, являются следующие проблемы:
- низкие темпы снижения инфляции, в виду значительной составляющей сырьевого фактора в экономике;
- нестабильная внешнеполитическая ситуация, введенные взаимные санкции с западноевропейскими партнерами;
- несоответствие многих норм национального законодательства нормам международного права;
100
- наличие широкого спектра бюрократических процедур и административных барьеров в процессе становления бизнеса иностранными инвесторами;
- существенное преобладание коррупционной составляющей во всех сферах ведения деятельности.
Основным препятствием является несовершенство федерального и регионального законодательства об инвестициях.
Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы.
Отсутствие законодательной базы, регулирующей отношения между регионами и центром, недостаточная разработанность механизмов страхования иностранных инвестиций, издания актов с обратной силой являются дестабилизирующим фактором развития и привлечения инвестиций в экономику страны. В связи с этим, вопросам модификации государственного регулирования должно быть уделено особое внимание.
Добиться существенного качественного и количественного увеличения иностранных вложений в российскую экономику позволит создание комплексной государственной программы, способствующей привлечению иностранных инвестиций. Таким образом, учитывая, текущее состояние инвестиционного климата, стимулирование притока иностранных инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности России может быть реализовано за счет следующих направлений:
- создание системы льгот для иностранных инвесторов, которые будут специфичны для каждой отдельной отрасли и региона (в частности, продвижение свободных экономических зон, территорий экономического развития и моногородов);
- обеспечение эффективной информационной поддержки деятельности иностранных инвесторов путем проведения согласованных процедур между