ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 962
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
49. Систематизируйте классификацию ринолалии.
Ринолалия — нарушение речевых функций, вследствие расщелин верхней губы, твердого неба, приводящее к искажению артикуляции звуков, нарушениям фонации. Нарушение тембра голоса и фонетической стороны речи, обусловленное аномалиями строения артикуляторного аппарата. Диагностика включает обследование отоларинголога, челюстно-лицевого ортопеда, логопеда.
Классификация
* Открытая. Наблюдается при неполном разделении или отсутствии преграды между носовой и ротовой полостью, когда звук проникает через ротовую носовую полости.
* Закрытая. Наблюдается при наличии препятствий в полости носа, либо в носоглотке. В зависимости от места расположения анатомического препятствия выделяют переднюю и заднюю закрытую ринолалию. Характерным является пониженный физиологический носовой резонанс.
* Смешанная. Наблюдается при недостаточном разделении носовой и ротовой полости и наличии анатомических препятствий. Характерна гнусавость и отсутствие носовых звуков.
Перечисленные виды ринолалии могут быть функциональной или органической природы.
Открытая ринолалия
Нарушается тембр согласных и гласных «А», «И», «У». При постановке заключения используются пробы:
* проба Гутцмана (ребенку предлагают пропеть гласные «А», «И», при этом пальцами логопеда то зажимаются, то разжимаются носовые ходы — в результате звук «И» слишится глуше, под пальцами чувствуется вибрация);
* проба с использованием фонендоскопа (ребенка просят произнести гласные «И», «У» — в «оливе» слышится непонятный гул).
Функциональная открытая ринолалия возникает после операций по поводу аденоидита или после постдифтерийного пареза и характеризуется слабым подъемом мягкого неба.
Органическая открытая ринолалия:
* приобретенная (патология языкоглоточного и блуждающего нервов, травмы, давления опухолевидных образований);
* врожденная (этиология: расщипление мягкого или твердого небе, укорочение мягкого неба).
Закрытая ринолалия
Делится на функциональную (мягкое небо при произнесении носовых сонор приподнимается, заслоняя доступ воздуха в носоглотку) и органическую (анатомическая непроходимость в ново й полости).
Этапы логопедической работы при закрытой ринолалии
1. Начальный. Дифференциация носового и ротового выдоха, выработка краткого и длительного носового выдоха.
2. Постановочный. Постановка и автоматизация фонем «М», «Мь», «Н», «Нь».
3. Заключительный. Работа над голосообразованием и звучностью гласных звуков. Дифференциация согласных по назальности и неназальности изолированно, в слогах, словах, предложении и тексте.
Смешанная ринолалия
Объединяет причины и комбинирует симптоматику предыдущих 2-х видов ринолалии.
В целом прогноз благоприятный. Однако ускорить положительную динамику можно путем включения родителей в процесс коррекции с последующей интеграцией и социализацией ребенка-ринолалика.
Ринолалия-жоғарғы еріннің, қатты таңдайдың жырықтары салдарынан сөйлеу функцияларының бұзылуы, дыбыстардың артикуляциясының бұрмалануына, фонацияның бұзылуына әкеледі. Артикулятор аппаратының құрылымындағы ауытқуларға байланысты дауыс тембрінің және сөйлеудің фонетикалық жағының бұзылуы. Диагностика отоларингологты, жақ-бет ортопедін, логопедті тексеруді қамтиды.
Жіктеу
* Ашық. Дыбыс ауыз қуысы арқылы енген кезде мұрын мен ауыз қуысы арасында толық бөлінбеген немесе кедергі болмаған кезде байқалады.
* Жабық. Бұл мұрын қуысында немесе мұрын-жұтқыншақта кедергілер болған кезде байқалады. Анатомиялық кедергінің орналасуына байланысты алдыңғы және артқы жабық ринолалия бөлінеді. Мұрынның физиологиялық резонансының төмендеуі тән.
* Аралас. Бұл мұрын мен ауыз қуысының жеткіліксіз бөлінуімен және анатомиялық кедергілердің болуымен байқалады. Мұрын және мұрын дыбыстарының болмауы тән.
Ринолалияның аталған түрлері функционалды немесе органикалық сипатта болуы мүмкін.
Ашық ринолалия
Дауыссыз дыбыстар мен "А", "және", "У"дауыстыларының тембрі бұзылады. Қорытынды жасау кезінде сынамалар пайдаланылады:
* Гуцман сынағы (балаға "А", "және" дауысты дыбыстарын айту ұсынылады, ал логопедтің саусақтары қысылып, мұрын жолдары ашылады-нәтижесінде дыбыс шығады "және" дыбыссыз, саусақтардың астында діріл сезіледі);
* фонендоскопты қолданатын сынақ (баладан "және", "У" дауысты дыбыстарын айтуды сұрайды — "оливада" түсініксіз шу естіледі).
Функционалды ашық ринолалия аденоидитке операциядан кейін немесе дифтериядан кейінгі парезден кейін пайда болады және жұмсақ таңдайдың әлсіз көтерілуімен сипатталады.
Органикалық ашық ринолалия:
* жүре пайда болған (глоссофарингеальды және вагус нервтерінің патологиясы, жарақаттар, ісік түзілімдерінің қысымы);
* туа біткен (этиологиясы: жұмсақ немесе қатты таңдайдың бөлінуі, жұмсақ таңдайдың қысқаруы).
Жабық ринолалия
Функционалды болып бөлінеді (мұрын соноры айтылған кезде жұмсақ таңдай көтеріледі, мұрын-жұтқыншаққа ауа кіруін жасырады) және органикалық (жаңа қуыстағы анатомиялық кедергі).
Жабық ринолалия кезіндегі логопедиялық жұмыстың кезеңдері
1. Бастапқы. Мұрын және ауыз қуысының дем шығаруының дифференциациясы, қысқа және ұзақ мұрын дем шығаруы.
2. Сахналанған. "М", "м", "Н", "н"фонемаларын қою және автоматтандыру.
3. Қорытынды. Дауысты дыбыстардың дауыстылығы мен дыбыстылығы бойынша жұмыс. Дауыссыз дыбыстарды мұрын және мұрын емес жағынан оқшауланған, буындарда, сөздерде, сөйлемдерде және мәтінде саралау.
Аралас ринолалия
Ринолалияның алдыңғы 2 түрінің себептерін біріктіреді және симптоматологиясын біріктіреді.
Жалпы, болжам қолайлы. Алайда, оң динамиканы ата-аналарды түзету процесіне қосу, содан кейін ринолалик баланың интеграциясы мен әлеуметтенуі арқылы жеделдетуге болады.
50. Покажите специфику работы с детьми с ринолалией в разных возрастных группах.
Перед логопедом в повседневной практике встают актуальные задачи:
Формировать речевое дыхание при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.Активизировать небную занавеску (после операции она укорачивается за счет рубцевания тканей). Уделяя большое внимание активизации небной занавески, мы тем самым создаем условия для интенсивного выдоха.
Работа по коррекции дыхания начинается с выработки направленной воздушной струи через рот. Для этого используем доступные упражнения, которые меньше всего утомляют детей.
Дыхательные упражнения: Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания. Задувание свечи: сначала с расстояния 15–20 сантиметров, затем более далекого.
Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. Длительность упражнений не превышает пяти минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания.
Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, поэтому их следует чередовать с другими упражнениями, основная цель которых – нормализация артикуляции.
Артикуляционная гимнастика для губ: Смыкание губ: обычное, плотное, очень плотное. Медленное втягивание губ: “хоботком” и такое же медленное возвращение в состояние покоя. Круговые вращательные движения губ “хоботком”. Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек. Мгновенное смыкание губ с быстрым разрывом типа “поцелуй”. Оскал с последующим движением губ в “хоботок” при зажатых челюстях. Поднимание верхней губы с обнажением зубов. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам. Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы). Вибрация губ –тпр-тпр-тпр (лошадки остановились). Собрать губы в трубочку и достать губами основание носа.
Гимнастика щечных мышц: Надувание обеих щек одновременно. Вялый губной выдох (щеки напряжены). Надувание обеих щек одновременно, затем попеременно (правую, левую). Выдувание воздуха поочередно каждым уголком рта. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и медленно расслабить. Набирание воздуха то под одну губу (верхнюю), то под другую поочередно. Втягивание щек в полость рта. Растягивание углов рта в стороны, вниз, вверх, с помощью указательных пальцев ребенка.
Упражнения для языка: Положить язык между губами – пошлепать губами по языку – пя-пя-пя. Тянуть кончик языка к носу, к подбородку. Дотянуться кончиком языка до правого угла рта, до левого угла рта (губы в улыбке). Провести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания), по нижней губе. Протискивание языка с силой между зубами наружу таким образом, чтобы спинка языка касалась верхних резцов. Покусывание зубами боковых краев языка. Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно. Пощелкивание языком как “лошадки”.
Перечисленные выше упражнения не проводятся на одном занятии. Каждое занятие состоит из нескольких элементов дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и упражнений на активизацию мягкого неба.
Упражнения на активизацию небной занавески: Глотание – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем спустя 1–2 недели густую вязкую жидкость (кисель), затем глотание жидкости (воды) маленькими порциями. Позевывание – широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха. Откашливание – широко открывать рот