Файл: Сущность педагогического общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение
Педагогическое взаимодействие следует изучать как междисциплинарный феномен, взаимосвязи которого отражаются в широком спектре гуманитарных наук. Взаимодействие является базовой категорией философских концепций и подходов.

С точки зрения педагогического взаимодействия исследуются: процесс профессиональной подготовки будущих учителей (Р.Ш. Царева); основы личностного саморазвития учащихся и учителя (Е.Н. Федотова); формы сотрудничества школьного психолога с родителями (Н.О. Зиновьева); условия смыслообразования педпроцесса (Е.Г. Белякова); психологическая культура (В.В Семикин); управление персоналом организации (В.Б. Чимбирь), социокультурные институты как фактор развития воспитательного пространства (М. С. Жушкина) и т.д.

Актуальность изучения вопросов, касающихся педагогического общения и взаимодействия, связана с тем влиянием, которое оказывается на становление личности детей, на возникновение конфликтных ситуаций и разногласий между участниками педагогического процесса, сказывающихся на его ведении и усвоении материала. Многих конфликтов вполне можно избежать, если знать, какой стиль педагогического общения и поведения наиболее применим в данной ситуации. Можно с уверенностью сказать, что от выбора стиля педагогического общения зависят многие компоненты процесса обучения.

  1. Сущность педагогического общения


Общение является способом организации любого вида деятельности. В основе профессиональной педагогической деятельности лежит педагогическое общение. Следовательно, педагогическое общение должно рассматриваться как профессиональное общение.

На современном этапе развития образования изменилась и усложнилась роль учителя в школе, так как учитель уже не является основным источником информации. Доступность информации способствует развитию самоорганизации учащихся, их мобильности. Но организация учебно-воспитательного процесса по-прежнему требует его умения организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.

Для педагога в педагогической деятельности недостаточно знание основ наук, методик обучения и воспитания, эти знания должны быть подкреплены умением педагога организовывать педагогическое общение.


Учитывая, что педагогическое общение – это основа педагогической деятельности, необходимо выделить особенности профессионального педагогического общения:

– педагогическое общение всегда обучающее, развивающее, воспитывающее;

– педагогическое общение всегда ориентировано на развитие личности общающихся сторон, на развитие их взаимоотношений;

– педагогическое общение – это динамичный процесс, так как, учитывая возраст детей, определяются не только позиция педагога и детей в общении, но и методы и средства общения;

– педагогическое общение – это важное средство решения учебно-воспитательных задач;

– в процессе педагогического общения происходит процесс взаимного познания педагога и учащихся;

– педагогическое общение регулирует совместную деятельность не только педагога и учащихся, но и педагога и родителей, а также совместную деятельность педагогов.

А. А. Леонтьев обосновал понятие «оптимальное педагогическое общение» как общение учителя (и шире – педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, в частности, препятствует возникновению психологического барьера, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Условия эффективности педагогического общения в общем

виде сформулировал А. А. Бодалев:

• должно осуществляться в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника – в семье, школе, во внешкольных учреждениях;

• сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности;

• обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.

Эффективность педагогического общения зависит также от степени готовности педагога к профессионально-педагогическому общению, это предполагает:

1) знание основ педагогического общения;

2) умения организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием;



3) умение педагога устанавливать положительные взаимоотношения с учащимися;

4) сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога;

5) речевое развитие и интуицию педагога;

6) самопознание и самооценку: педагогическую рефлексию.

Оптимальное педагогическое общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания создает наилучшие условия для развития их мотивации и творческого характера учения, для правильного формирования личности обучаемого, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и управления социально-психологическими процессами в коллективах, что позволяет максимально реализовать личностные особенности преподавателя в учебном процессе.


  1. Функции и средства общения


Традиционно в педагогическом общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативная, перцептивная и интерактивная.

Коммуникативная функция. Педагогическое общение – это, прежде всего, коммуникация, передача информации, обмен информацией между участниками общения. Информирование сопровождает всю деятельность педагога. Обмен информацией – это самый трудный аспект педагогической деятельности, особенно для начинающих педагогов.

Эффективность передачи информации зависит от следующих условий:

  1. Обеспечение положительной мотивации при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками. Обмен информацией в большей степени осуществляется в процессе обучения, и поэтому на уроках учителя с этой целью часто используют занимательные факты, проблемные ситуации, исторические факты, фрагменты видеофильмов, презентации.

  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников в процессе обмена информацией. Предлагаемая информация должна быть не только доступна для понимания учащимися, но и учитывать привуалирующие интересы.

  3. Создание эмоционально благоприятной обстановки общения. При этом педагогу необходимо учитывать временные рамки общения, окружающую обстановку.

  4. Владение педагогом технологией передачи информации: правильность речи, эмоциональность, образность.

Перцептивная функция. Эффективность общения в профессиональной педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает и насколько хорошо знает своих воспитанников. Перцептивная функция общения важна и непроста в реализации. Сложность данного процесса объясняется тем, что ученик, объект познания – это развивающая личность. Понять психические особенности учеников, почувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ориентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе педагогу
помогут психолого-педагогические знания, использование разнообразных методов изучения личности.

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанников является педагогическая эмпатия. Традиционно эмпатия определяется как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.

Интерактивная функция. Важной функцией общения является интерактивная функция, то есть управление деятельностью воспитанников. Спланированное и моделированное педагогическое общение определяет эффективное использование разнообразных видов деятельности на уроке. Взаимодействие – это совместные действия педагогов и воспитанников по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, согласие, сопереживание, сотрудничество учителей и учащихся, но это возможно, если общение сопровождает каждый компонент совместной деятельности.

В процессе взаимодействия возникают взаимопонимание, взаимопознание и формируются взаимоотношения. Сложившиеся, в свою очередь, отношения – благополучные или неблагополучные – сказываются на личностных образованиях воспитанников, их самостоятельности, творческой активности, нравственных ориентациях, эмоциональном восприятии действительности.

Выделенные информационная, перцептивная, интерактивная функции профессионально-педагогического общения в реальной педагогической деятельности взаимосвязаны. Педагог познает воспитанников и в процессе обмена информацией, и в совместной деятельности. Взаимодействие невозможно без коммуникации и понимания общающихся. Реализация обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-этическими установками педагога.


  1. Этапы профессионально-педагогического общения


Для организации эффективного педагогического общения необходимо знать структурные компоненты организации общения, то есть этапы.

Этапы профессионально-педагогического общения разработаны В. А. Кан-Каликом.

Первый этап. Моделирование.

Моделирование общения осуществляется на основе планирования коммуникативной структуры:

– прогнозирование результатов общения;

– определение педагогических целей и задач общения;


– анализ общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в классе или аудитории;

– учет творческой индивидуальности самого педагога;

– учет индивидуальных особенностей учащихся;

– определение предлагаемой системы методов и приемов общения.

Все это вместе взятое представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Правильно прогнозированная методическая и содержательная структура общения должна способствовать эффективному результату.

Второй этап. Организационный.

Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с учащимися, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспектов педагогической деятельности.

Важнейшими элементами этого этапа являются:

• конкретизация спланированной модели общения;

• уточнение условий и структуры предстоящего общения;

• осуществление изначальной стадии непосредственного общения.

Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.

Третий этап. Управление развивающимся процессом общения.

Методы обучения, воспитания и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и учащихся.

Четвертый этап. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.

Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.


  1. Стили педагогического общения


В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.