Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 356
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При чем, стоит заметить, что в 2016 году были внесены изменения касающиеся социальных гарантий в сфере образования.
Так уточняется категория «лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя». К ней относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель. По мимо этого им предоставляется полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке на период обучения, аналогичные дополнительным гарантиям, предоставляемым детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Кроме того, устанавливается право органов государственной власти субъектов Федерации определять порядок и размер компенсации стоимости путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации, а также проезда к месту лечения и обратно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, в случае самостоятельного приобретения таких путевок и оплаты проезда их опекунами (попечителями), приемными родителями или патронатными воспитателями.
В случаи, если у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в период обучения, потеряли одного или обоих родителей, обучающиеся по очной форме обучения, по основным профессиональным образовательным программам за государственный счет, им гарантируется:
-
Зачисление на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам; -
При достижении 23 лет им гарантируются дополнительные гарантии по социальной поддержке, до завершения обучения, по образовательным программам; -
Выплата государственной социальной стипендии, получение ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей (в размере трехмесячной государственной социальной стипендии, в данном учебном заведении).
Размер и порядок выплаты указанного пособия, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для выпускников, выше указанных учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения и приезжающим вовне учебное время, выходные и праздники, в данные учебные заведения, может предоставляться бесплатное питание и проживание на период своего пребывания. Порядок предоставление и обеспечение необходимы средствами к существованию, включая питание, одежду и мебель, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; таких детей, которые потери родителей в период обучения и обучающиеся по очной форме обучения о основным профессиональным образовательным программам или находятся в организациях для таких детей, кроме детей, обучающихся и воспитывающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, утверждается Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
После окончания: образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа; выпускникам, предоставляется одежда, обувь, мебель и необходимая техника, за счет средств организации, в которой они проходили обучение, а так же денежное пособие. По желанию выпускника, вместо предоставленных вещей в натуре, ему может быть выплачена денежная компенсация или осуществлен перевод денежных средств на банковский счет. Так же настоящим законом предусматривается сохранение социальных гарантий на весь период отпусков, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаи предоставления им, академического отпуска, при наличии медицинских показаний, при предоставлении отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Предусмотренные гарантии, не могут быть предоставлены, если они уже были получены за счет средств организации, где ранее проходили или воспитывались дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, проходящие обучение, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В общем смысле, получение образования, является обязанностью родителей, но в рамках рассматриваемой темы, мы говорим о детях, которые, в силу объективных причин, не могут воспитываться родными родителями. Поэтому данная обязанность, переход к законным представителям или же, если лицо находится в специальном учреждении, на администрацию этого учреждения. Но не всегда обеспечивается надлежащий уровень предоставляемого образования. Это явление, как раз можно и выделить, как проблему.
Решение такой проблемы зависит от того, где находится и проживает ребенок. Так, ребенок может получать образование, проживая в домашних условиях и находясь в специальных учреждениях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Различие будет заключаться в субъекте, на которого возложены функции по предоставлению образования. В первом случае - это законные представители и решение будет в простом прочтение подходящей литературы или прохождении курсов, а во-втором - это педагогические работники учреждения, и тут необходимо наличие профессионального образования и наличие определенных личностных качеств.
2.3 Гарантии трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Полномочия по оказанию содействия в поиске и подборе подходящей работы, организации профессиональной ориентации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложены на органы государственной службы занятости населения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст.5880. предоставление социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Социальные гарантии, реализуются в случаи, обращения граждан, из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же впервые ищущим работу и впервые признанными органами службы занятости безработными, причем, в этот период им выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев и стипендия в связи с прохождением ими профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования. Общий период выплаты пособия по безработице и стипендии равен размеру среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Органами службы занятости, в период безработицы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют профессиональное ориентирование, подготовку и дальнейший подбор подходящей работы. В данном случаи, в качестве работников выступают лица из, числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраст которых не достиг 18 лет. А это является особенностью, в рассмотрении данной темы и соответственно, предполагает дополнительную социальную защиту.
Рассмотрим особенности, привлечения к труду не совершеннолетних и выясним, какие меры социальной защиты гарантирует государство, данной категории работников.
С лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и со всеми категориями граждан, при трудоустройстве, заключается трудовой договор. По действующему законодательству, заключение трудового договора возможно с лицами, достигшими шестнадцатилетнего возраста. Но допускается заключение такого договора и до достижения возраста шестнадцати лет.
Итак, рассмотрим, какие условия необходимы, что бы договор считался правомочным.
Для лиц, в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет, необходимо: возраст 14 лет, обучатся в образовательном учреждении, предполагаемая работа должна носить легкий характер и не причинять вред здоровью, выполнение работы допускается только в свободное от учебы время, а также на момент заключения трудового договора, должно быть разрешение законных представителей и органов опеки и попечительства, оформленное в письменном виде.
Для лиц, в возрасте до 14 лет, необходимо: допускается участие несовершеннолетнего только для работы в создании и /или исполнении произведений в организациях кинематографии, театрах, цирках, театральных и концертных организациях, но при условии, что не должен быть нанесен вред здоровью и нравственному развитию ребенка. Для заключения трудового договора, необходимо разрешение законных представителей и органов опеки и попечительства, оформленное в письменном виде.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, несовершеннолетние работники освобождаются от испытательного срока при приеме на работу и не несут полную материальную ответственность.
Особенности регулирования труда несовершеннолетних работников, закреплены в главе 42 Трудового кодекса Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 3. . В данной главе указанно: на какие работы не может привлекаться несовершеннолетний ребенок, вопросы, касающиеся прохождения медицинских осмотров, предоставления и длительность отпусков, о том, что несовершеннолетний не может быть направлен в служебные командировки, гарантии при расторжении трудового договора, оплата труда и особенности трудоустройства.
Кроме Трудового законодательства, которое определяет особенности регулирования труда несовершеннолетних, так же они могут находится в коллективных договорах и соглашениях.
Так одной из отличительных особенностей, в регулировании труда несовершеннолетних, является количество предоставляемых дней. По общему правилу для совершеннолетних граждан, им предоставляется отпуск протяженностью не менее 28 календарных дней, а несовершеннолетним предоставляется отпуск протяженностью 31 календарный день и в любое удобное для них время. Как еще одну особенность, можно привести пример, с расторжением трудового договора. Помимо общего порядка расторжения трудового договора, в отношении несовершеннолетних, осуществляются дополнительные гарантии и расторжение трудового договора возможно, только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Так же необходимо отметить, еще один нормативно-правовой акт, в области регулирования труда. Это Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09". Российская газета. 2009. №217. Область применения данного постановления заключается в следующем:
-
Требования распространяются на работников, не достигших возраста 18 лет; -
Требования распространяются на работников в возрасте от 14 до 18 лет, проходящих производственное обучение, учащихся в учебных заведениях общего и профессионального образования; -
Для всех, организаций и лиц, использующих труд несовершеннолетних; -
Надзор осуществляется органами и организациями, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанный нормативно-правовой акт, регулирует вопрос о прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, а при их отсутствии, невозможность допуска к работе. Так же затрагиваются гигиенические требования к условиям труда и организации рабочего места несовершеннолетних.
Следующим федеральным нормативно-правовым актом, на который необходимо обратить внимание, это Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Собрание законодательства Российской Федерации.1996. №17. Ст.1915. Понятие занятости закон определяет как, «деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход». Собрание законодательства Российской Федерации.1996. № 17. Ст.1915. На основании этого, если несовершеннолетний, удовлетворяет личные или общественные нужды и получает за это вознаграждение, то его можно считать занятым.