Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 361

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вступивший в силу Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015), выделяет две следующие формы опеки (попечительства):

  1. Опека в общем порядке- безвозмездная опека и опека по договору;

  2. Предварительная опека (ст.12).

При установлении безвозмездной опеки (попечительства) основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (п. 6 ст. 11 ФЗ). В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя. По достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним прекращается ( ст. 40 ГК РФ).

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в т.ч. по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) (ст.16 ФЗ от 24.04. 2008 № 48-ФЗ). Данный вид опеки ус устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.

Законом установлен и такой вид опеки и попечительства как предварительные опека и попечительство (ст.12), в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), например, при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опекуном или попечителем в случаях, может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин.

Права опекунов и подопечных при разных формах опеки рассматриваются ниже. в гл. 2, п.2.1.

Таким образом, опека (попечительство) представляет собой важнейший социально-правовой институт. Под опекой равным образом можно понимать как комплекс непосредственных действий по осуществлению социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.

На протяжении российской истории институт опеки и попечительства претерпевал существенную эволюцию, адаптируясь к конкретной социально-экономической и политической обстановке. Наиболее обстоятельную разработку он получил в Гражданском уложении, в кодексах законов о семье, браке и опеке 1918 и 1926 гг.


Исходя из положений Главы 21 СК РФ Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015), одной из форм опеки (попечительства) над ребенком (детьми), признается приемная семья, осуществляющая свою деятельность по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.1

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что опека и попечительство в целом до последнего времени в достаточно полной мере соответствовала своему назначению.

Сегодня отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, наряду с ГК РФ, регулируются ФЗ от 24.04.2008 и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава 2. Особенности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


2.1 Гарантии предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Основным нормативно-правовым актом, который предусматривает защиту жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст.5880.

Статья 8 Закона посвящена дополнительным гарантиям прав на имущество и жилое помещение. В ней говорится о том, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, по месту жительства, органами исполнительной власти однократно предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, в случаи, если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Такие жилые помещения предоставляются, если: лица достигли возраста 18 лет или до наступления совершеннолетия, приобрели полную дееспособность. Законодательство предусматривает исключение: жилые помещения могут быть предоставлены лицам, не достигшим возраста 18 лет, если это предусмотрено законодательством субъектов РФ.

Жилые помещение предоставляются: при наличии заявления в письменной форме и сразу же после окончания пребывания, указанных лиц, в образовательных, социальных и медицинских учреждениях, а так по завершению получения профессионального образования, прохождения военной службы, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Контроль над сохранностью имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для своевременного обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на местах, формируют списки данной категории детей, которые нуждаются в таком жилье. В такой список включаются лица, указанной категории и достигшие 14 лет. После удовлетворения потребности в таком жилье, такое лица исключается из подобного списка.


Стоит отметить, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по месту их жительства (при невозможности определения места жительства - по месту пребывания) в границе соответствующего муниципального района или городского округа.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, признается невозможно, если это противоречит интересам указанных лиц, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • Если в таких помещениях проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей, либо страдающие тяжелой формой хронических заболеваний;

  • Жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают, санитарным и техническим нормам и имеют износ более установленной нормы в субъектах Российской Федерации;

  • Общая площадь жилого помещения, которая приходится на одно лицо, меньше установленной нормы, в том числе, если такое уменьшение произойдет в следствии вселения;

  • И иные обстоятельства, установленные нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок установления и признания факта о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируется нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Упомянутый выше договор найма специализированного жилого помещения, действует на протяжении пяти лет. При наличии обстоятельств, данный договор может быть продлен еще на пятилетний срок, но такое продление возможно только один раз.

После окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют управление государственным жилищным фондом, принимает решение об исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда и в дальнейшем уже заключается договор социального найма, в отношении данного жилого помещения.

По договору найма предоставляются различные жилые помещения, это могут быть: жилые дома, квартиры и иные благоустроенные жилые помещения.

Правом на обеспечение жилым помещением, обладают лица, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до момента фактического обеспечения их такими жилыми помещениями.


Так анализируя данную статью Закона, можно сделать вывод, что федеральное законодательство дает правовую основу для предоставления жилья, льготным категориям граждан, в данном случаи, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В основном, федеральная власть предоставляется возможность руководству регионов, осуществлять разработку и принятие нормативно-правовых актов, для расширения льгот в области жилищных вопросов.

2.2 Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование

Так же как и гарантии по предоставлению жилого помещения, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируются право на получения образования. Помимо регламентации на федеральном уровне, органами местного самоуправления, могут приниматься дополнительные нормативно-правовые акты, не противоречащие Конституции Российской Федерации и иным нормативно-правовым актам.

Основанием нормативно-правовой базы, является статья 6 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Собрание законодательства Российской Федерации.1996. № 52. Ст.5880.».

В которой говорится о том, что «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право проходить обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Так же, регулирование данного вопроса, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Собрание законодательства Российской Федерации.2012. № 53 (часть 1). Ст.7598.

Помимо этого, данная категория граждан, имеет право:

  • На получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения;

  • Однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения (право сохраняется, если этому предшествовало профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования).