Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 373

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке»1.

На основе анализа литературы можно выделить 2 основных типа сиротства: биологическое сиротство (в результате гибели родителей ребенка по различным причинам) и социальное сиротство (когда у ребенка есть родители, но они не участвуют в его воспитании и не заботятся о нем), которое в свою очередь делится на собственно сиротство (ребенок проживает в социальных учреждениях) и скрытое сиротство (ребенок проживает в семье).

1.2 Основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В детских учреждениях воспитываются около 260 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство тратит колоссальные средства на содержание каждого такого ребенка: в среднем, от 55 до 97 тысяч рублей в месяц. Причем почти все эти дети (более 90%) - социальные сироты, то есть сироты при живых родителях, выходцы из неблагополучных семей. Несмотря на огромные затраты, проблема сиротства не решается, ведь полноценное воспитание ребенок может получить только в семье.

Получается, что в условиях нищеты сначала появляются кризисные семьи, а затем тратятся огромные ресурсы на то, чтобы бороться с последствиями этого. И в итоге всё равно дети не становятся полноценными членами общества. В детских домах дети не приобретают бытовых и социальных навыков, которые должны были бы получить в семье. После выпуска из детдома им трудно адаптироваться к жизни.2

Не менее парадоксальна ситуация в области благотворительной помощи сиротам. Материальная помощь уходит «в стены»: на ремонт помещений, приобретение мебели и т.п. А волонтеры, как правило, озабочены проведением бесконечных праздников, концертов и различных выступлений. В результате такой «помощи» дети становятся избалованными и укрепляются в убеждении, будто всё в жизни можно получить просто так, потому что у них «особая ситуация» и общество им должно. Наблюдается поразительное несоответствие потребностей сирот и благотворительной помощи, которая им оказывается.


Профилактика социального сиротства: Можно оказать комплексную поддержку кризисным семьям (психологическую, юридическую, финансовую), чтобы ребенок не попал в детский дом.

Содействие в семейном устройстве: Дети, которые уже оказались без родительского попечения, могут быть переданы в замещающие семьи. Дело это весьма непростое. Каждого десятого приемного ребенка возвращают обратно в детдом, что для детей является тяжелым душевным потрясением. Чтобы этого не случилось и семейное устройство прошло удачно, потенциальных усыновителей и опекунов нужно обеспечить эффективной информационной и организационной поддержкой.

Социализация воспитанников детских учреждений: Нужно дать детдомовцам знания и навыки, которые послужат им полезными инструментами в дальнейшей самостоятельной жизни. Речь идет о бытовых навыках, коммуникативной компетенции, знаниях о профессиях, образовании, здоровье.

Постинтернатная поддержка: Выпускники детских домов нуждаются в информационной помощи, в жизненных ориентирах. Лишь 10% таких ребят удается хоть как-то адаптироваться к жизни в обществе, остальные становятся на путь алкоголизма, преступности или заканчивают жизнь самоубийством.
1.3 Федеральное законодательство

Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных - т.е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями). Основное содержание социальной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных, федеральных и региональных нормативных актов, имеющих цель - забота государства о данной категории детей.

Исходя из главы 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ и они осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.6 указанного закона).

1 Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта РФ. Контроль за деятельностью вышеуказанных органов осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

В ст.7 ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачи органов опеки и попечительства определены таким образом:

  1. Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

  2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

  3. Контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Кроме того в указанном федеральном законе разъяснены полномочия органов опеки и попечительства по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства; представлению прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, а также недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством; выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; установлению опеки и попечительства, а также освобождению от исполнения этих обязанностей; подбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; а также иным полномочиям, определенным федеральными законами и законами субъектов РФ. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают нормативные акты, которые могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.1

Дети, по различным причинам оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление/удочерение, под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п.1 ст.123 СК РФ).


Как видно из Семейного Кодекса РФ, усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.2 Статьи 124 - 144 СК РФ полно, детально и четко формулируют порядок усыновления, критерии отбора усыновителей, порядок изменения усыновленному ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, обеспечение тайны усыновления, правовые последствия усыновления, порядок и основания для отмены усыновления, и другое. Кроме того, ст.138 СК РФ в целях защиты материальных и имущественных прав усыновляемого ребенка, сохраняет за ним право на пенсии и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и после усыновления (п.8 ст.9 закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ).

Процесс реформирования органов опеки и попечительства в России юридически обозначился с принятием закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», которым вносились изменения в СК и менялось место органов опеки и попечительства в системе органов власти и управления. Основным законом, призванным выстроить систему опеки и попечительства, стал федеральный закон «Об опеке и попечительстве». В нем сделана попытка на федеральном уровне решить ряд важнейших для построения и функционирования этой системы вопросов, в частности, определить общие для всех разновидностей опеки (попечительства) задачи и полномочия органов опеки и попечительства, установить общие рамки их функциональной ответственности; детализировать процедуру установления и прекращения опеки и попечительства; определить правовой статус опекунов (попечителей), усилить их ответственность за надлежащее выполнение своих обязанностей и гарантии защиты интересов подопечных граждан. В связи с принятием Закона об опеке в СК были внесены соответствующие изменения. В настоящее время отношения в сфере опеки и попечительства регулируются нормами международного права. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Опека - как вид правовой помощи устанавливается и в целях защиты интересов граждан, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК).
1

Опека устанавливается над детьми, в случае смерти родителей, и при жизни родителей, если: они по суду лишены родительских прав, признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными; судом принято решение об отобрании у родителей ребёнка без лишения родительских прав; родители, не проживающие совместно с ребёнком, уклоняются от обязанностей по его воспитанию; неизвестно местопребывание родителей; оба родителя более 6 месяцев по уважительным причинам не могут заниматься воспитанием своих детей (болезнь, командировка и т. п.).2

Опека (попечительство) как форма охраны прав и интересов обладает следующими признаками, позволяющими отличить их от сходных правовых явлений:

  1. Защита прав и интересов подопечного действиями определенного физического лица;

  2. Возникновение правоотношений на основании административного акта;

  3. Право опекуна (попечителя) совершать в интересах подопечного все или отдельные юридически значимые действия без специального полномочия.

Попечительство отличается от опеки, оно устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, - над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности (п. 1 ст. 33 ГК). Попечительство состоит в том, что попечитель помогает подопечному осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности, дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему и охраняет от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опека и попечительство представляют собой также и правовой институт - совокупность норм, регулирующих осуществление данного вида социальной заботы о недееспособных и не полностью дееспособных лицах.

В отношениях, связанных с установлением опеки или попечительства, можно выделить следующие правовые связи:

  1. Отношения опекун (попечитель) - подопечный.

  2. Отношения опекун (попечитель) - орган опеки и попечительства.

  3. Отношения опекун (попечитель) - третьи лица, перед которыми он выступает как законный представитель подопечного в материальных или процессуальных правоотношениях.