Файл: Занятие для обучающихся 14 классов по теме языки и культура народов россии единство в разнообразии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в работе классного руководителя (куратора)
«Проектирование фрагмента занятия «Разговоры о важном»
с учетом возрастных, психофизиологических, эмоционально-волевых
особенностей обучающихся».

Разработал учитель I квалификационной категории Головина М.А.

МКОУ «Можайская СОШ»

Каширского муниципального района

Воронежской области

2021-2022 учебный год

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–4 классов
по теме «ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ:
ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»

Цель занятия: формирование у обучающихся представления о
важности сохранения и развития культурного наследия и языкового
разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства
гордости за культуру нашей страны.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность
поколений, единство народов России, патриотизм.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает
использование видеофрагментов, мультимедийной презентации,
интерактивных заданий, включает анализ визуальной и текстовой
информации и групповую работу.

Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- комплект интерактивных заданий;
- презентационные материалы;
- видеоролик;
- листы формата А2 или А1 для записи.

Структура занятия


Часть 1. Мотивационная
Вступительное слово учителя, беседа с обучающимися о том, какое
значение имеет государственный язык Российской Федерации, какие
особенности имеют языки народов Российской Федерации, какую роль играет
родной язык в жизни каждого человека. Показ видеофильма, обсуждение.

Часть 2. Основная
Выполнение интерактивных заданий и/или организация работы в

группах (предложены варианты организации работы). Дискуссия.


Часть 3. Заключение. Варианты творческого задания

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная часть, вводное слово учителя (до 5 минут)


Учитель.

Наша страна является не только крупнейшей державой мира. На её
территории проживают представители свыше 190 национальностей.
Большинство народов России на протяжении веков формировалось на
территории современного Российского государства и внесло свой вклад в
развитие государственности и культуры. Мы очень разные, но веками живём
вместе, вместе учимся и работаем, хорошо друг друга понимаем и составляем
единое целое. Мы, граждане России, – единая общность, россияне.
Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации
защищено государством. Большую роль в жизни нашей многонациональной
страны играет русский язык. Давайте вспомним, какие слова в русском языке
обозначают общение, речь.

Работа с интерактивным заданием No1. Филворд «Общение»

Слова: коммуникация, речь, говорение, диалог, изречение, высказывание,
произношение, молва

Учитель.

Наше сегодняшнее занятие будет посвящено не только русскому языку
как языку межнационального общения народов нашей страны, языку
государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз
равноправных народов Российской Федерации, но и родным языкам. Это
важный факт: в нашей стране люди разговаривают не только на русском языке,
но и на своих родных языках, сохраняя культуру своего народа. Давайте
посмотрим видеофильм о разнообразии родных языков в нашей стране.

Демонстрация видеофильма (дикторский текст)

Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни человека.
Россия сохраняет языки народов Российской Федерации, родные языки
изучаются в школах и вузах, выпускаются газеты и журналы на родных
языках, проходят конкурсы и фестивали, в театрах идут постановки на языках
народов Российской Федерации.
Известно, что языки могут исчезнуть, если люди перестанут говорить,
писать и читать на родном для них языке. Такая проблема существует во всех


странах: идёт сужение языковой карты мира.
Лингвисты говорят, что набирает обороты так называемый планетарный
языковой сдвиг – явление, когда предпочтение отдаётся не родному языку, а языку социально более значимому, более востребованному средству коммуникации.
Мир встаёт перед выбором – отказаться от языкового разнообразия, как
от «груза прошлого», или сохранить культурный багаж.
Правительство нашей страны понимает: теряя языки, общество беднеет,
поскольку каждый язык – уникальное явление человеческой мысли и
культуры. Поэтому так многое делается в нашей стране для сохранения языков народов Российской Федерации.

Решение Президента России Владимира Путина объявить 2022 год
годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и
развитие самобытных традиций, ремёсел и искусств народов России.
Популяризация оригинальной народной культуры жителей разных регионов
страны, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям
являются основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.
Знаете ли вы, что существует Общероссийское общественное движение
– Молодёжная Ассамблея народов России «МЫ – РОССИЯНЕ»? Первый
общероссийский форум «МЫ – РОССИЯНЕ» был проведён в 2000 году в
столице Удмуртской Республики городе Ижевске.

С 2000 года Молодёжная Ассамблея «МЫ – РОССИЯНЕ» совместно с
Общероссийской общественной организацией «Ассамблея народов России»
проводит различные мероприятия и проекты, направленные на сохранение и
развитие культур и традиций народов России. Например, в ноябре 2021 года в
Москве прошёл Московский международный форум медиаэкспертов и
блогеров «ЭтноТок». Это проект по поддержке молодых блогеров,
журналистов и лидеров мнений, которые создают контент, помогающий
гостям столицы адаптироваться к жизни в новых условиях, и рассказывают о
городе своим соотечественникам и подписчикам.
Согласитесь, во многом от каждого из нас зависит, каким будет имидж
многонациональной России, а также имидж тех народов, которые каждый из
вас представляет.

Учитель.'>Обсуждение просмотренного видеофильма.

Учитель.

Из видеофильма мы многое узнали о языках и культуре многочисленных
народов нашей страны, о том, что Россия бережно сохраняет их разнообразие.

Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями и мыслями, отвечая на

вопросы:
Какие факты о языках вы знали? Что вас удивило?
Какой язык является вашим родным языком? Какие интересные
особенности, существующие в вашем родном языке, вы могли бы назвать?
Как народы нашей многоязычной страны понимают друг друга?
Часть 2.

Основная (до 20 минут).
Учитель.

– Российская Федерация — одно из самых многонациональных
государств. За почти тысячелетнюю историю, народы, проживающие на её
территории, нашли формы мирного национального сосуществования в единой
державе без потери своей самобытности. Давайте убедимся в том, что, будучи
разными, мы хорошо понимаем друг друга.

Интерактивное задание No2.

Интеллектуальная игра «Что? Где?
Когда?». «Народов много — страна одна!»
(Описание: Пояснения, которые даются после каждого вопроса,
зачитывает учитель)

Учитель.

Ежегодно в России в ноябре проходит уже традиционная
Международная акция «Большой этнографический диктант». Большой
этнографический диктант – это просветительский проект, который знакомит с
культурой народов, проживающих в России, а также позволяет каждому из нас


оценить общий уровень этнокультурной грамотности. Девиз этого диктанта:
«Народов много — страна одна!»
Попробуйте ответить на вопросы диктанта 2021 года.

Учитель.

Национальный костюм — всегда отражение народных традиций.
Давайте проверим, разбираетесь ли вы в костюмах разных народов России.

Вопрос 1
Какой материал играл особую роль в украшении русских головных
уборов?
- Цветное стекло
- Жемчуг
- Бисер
Правильный ответ: жемчуг
Пояснение: привозной морской жемчуг в старину могли себе позволить
только очень богатые люди, потому чаще всего на русских головных уборах
встречается речной. Блеск жемчужин создавал эффект сияния, особенно в
сочетании с золотой вышивкой и камнями.

Вопрос 2
В XIX веке о внешнем виде мужчин из этого региона говорили так:
«[...] одет просто, но любо смотреть, как все части его костюма и
вооружение хорошо пригнаны, как всё опрятно, щегольски, чисто, как
[...] обтягивает стройное тело». В каком регионе была распространена
такая мужская одежда?
- Урал
- Сибирь
- Северный Кавказ

Правильный ответ: Северный Кавказ

Пояснение: в XVIII — первой половине XIX века у народов Северного
Кавказа сложился комплекс мужской одежды с бешметом и черкеской.
Изначально он появился у кабардинцев, а впоследствии распространился
среди соседних адыгейских народов. Бешметом назывался кафтан со стоячим
воротником из шелковой или шерстяной ткани. Черкеску же шили из тонкого
сукна. До талии она плотно облегала торс, а от пояса плавно расширялась
книзу.

Вопрос 3
Этот женский головной убор мордва-мокша называет «бабань
панга». Мягкий трапециевидный чепец играл важную роль в
традиционном свадебном обряде. Каждая невеста должна была вышить
его собственноручно и подарить другой женщине. Кому же
предназначался «бабань панга»?
- Матери невесты
- Будущей свекрови
- Подруге, которая выходила замуж следующей
Правильный ответ: будущей свекрови.

Пояснение: богато расшитый «бабань панга» невеста преподносила в
дар свекрови, чтобы показать своё мастерство в рукоделии. Очелье (часть
головного убора, которая прикрывает лоб) этого головного убора украшали
плотной вышивкой шерстяными нитями с затейливым геометрическим
орнаментом. Чепец надевали на специальную причёску — скрученные в два
узла надо лбом волосы — и закрепляли тесёмками.

Вопрос 4
На фотографии — один из элементов традиционного свадебного
костюма татар. Что это такое и как это носили?
- Это украшение для кос
- Это шейный платок
- Это обмотка для голеней
Правильный ответ: это обмотка для голеней

Пояснение: по старинному татарскому обычаю к свадьбе невеста дарила
жениху «аякчу чолгау» — нарядные обмотки для голеней из полотна тонкой
выделки, которое тщательно отбеливали и придавали ему блеск специальным
лощильным камнем. Края обмоток расшивали золотой нитью и декорировали
золотым кружевом с цветной фольгой. Вышитые концы таких обмоток
выступали из голенищ сапог.

Вопрос 5
В разных областях России носили кокошники разных цветов, форм
и убранства. Например, в Торопецком уезде (в наши дни эта территория
входит в состав Тверской и Псковской областей) популярны были