Файл: Учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран Практическая.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Межрегиональный юридический институт
Кафедра конституционного права
Учебная дисциплина – «Конституционное право зарубежных стран»
Практическая задача
Выполнил: студент группы 12в П
1 курса заочной формы обучения
направления подготовки
40.03.01 Юриспруденция
со сроком обучения 3 года
Илёшин Владимир Вкторович
Саратов – 2020
Содержание
Тема 2. Конституции зарубежных стран………………………………………...3
Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина……...……7
Тема 5. Формы правления и формы государственного устройства, политический режим……………………………………………………....….…10
Тема 8. Глава государства, исполнительная власть…………………………..12
Тема 9. Основы конституционного права США…………………………..….13
Список литературы………………………………………………………….…..16
Тема 2. Конституции зарубежных стран
Задача 1. Охарактеризуйте форму и структуру конституций США 1787 г., Швеции, Франции 1958 г., Германии 1949 г., Японии 1947 г., используя содержание текстов конституций.
Конституция США состоит из преамбулы, семи статей и двадцати семи поправок. Преамбула Конституции США: Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки.
Конституция Швеции — основной закон Швеции, состоящий из четырёх нормативных актов:
-
Акт о престолонаследовании, одобрен риксдагом 26 сентября 1810 года); -
Акт о свободе печати, одобрен в 1949 году; -
Акт о форме правления, одобрен в 1974 году; -
Акт о свободе выражения взглядов, одобрен в 1991 году.
Четыре основных акта могут быть изменены только если были одобрены на двух последовательных сессиях законодательного органа, между которыми должны пройти всеобщие выборы.
Конституция Франции. Она в настоящее время состоит из шестнадцати разделов, сто четырёх статей (в том числе временных) и преамбулы. Конституция, таким образом, не ограничивается организацией публичной власти, определением их роли и отношений, поскольку Преамбула непосредственно и явно относится к трем основополагающим документам: Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, Преамбуле конституции от 27 октября 1946 г. (Конституция четвёртой республики) и Экологической хартии 2004 года.
Конституция Германии 1949 г. Состоит из 14 разделов, 183 статей, краткой преамбулы. В целом Основной Закон ФРГ базируется на комплексе традиционных для современных западных конституций принципов. Это демократический, правовой, социальный и светский характер государства, парламентаризм, разделение властей, плюрализм, равноправие, народный суверенитет и т.д.
Конституция Японии 1947 г. Конституция устанавливает принципы парламентарной государственной системы, основные гарантии и права граждан. Текст Конституции насчитывает 103 статьи, объединённых в 11 глав.
Задача 2. Дайте характеристику системы конституционного контроля (на примере конституции Франции 1958 г., Италии 1946 г., Японии 1947 г. и др. по выбору) со ссылками на нормы конституций, используя содержание их текстов.
Во Франции действует принцип личного назначения членов Конституционного совета: президент республики, председатель Национального собрания и Сената назначают в совет каждый по три члена сроком на 9 лет. Остальные члены законодательного органа власти не принимаю участие в данной процедуре.
Соединенные Штаты Америки создали свою модель конституционного контроля в силу особенностей своего национального законодательства. Конституция Америки 1787 года превратила Конфедерацию американских государств в союзной государство, т. е. федерацию1. В сегодняшней Америке контроль за конституционностью осуществляется прежде Федеральным Верховным Судом и составляет, самостоятельное и главное направление в деятельности этого суда. Американская модель позволяет судьям осуществлять конституционный контроль в независимых от иных органов государственной власти условиях. Американская модель защиты конституционного правопорядка повлияла на процедуры охраны конституции в других государствах. Американский опыт внимательно изучается во многих странах, однако нигде не была полностью воспринята американская модель в её чистом виде.
В Австрии был создан один из первых конституционных судов в мире, который был отделен от системы правосудия, главной задачей данного суда была проверка на соответствие или не соответствие нормативно-правовых актов Основному закону страны, а также рассматривает споры между органами государственной власти. Обращаясь к Основному закону государства можно увидеть, что в соответствии со статьей 144 Конституции Австрии2 на Конституционный суд возложены полномочия по рассмотрению жалоб на решения органов управления, в случаях, если данный орган нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией или, использует в своей деятельности противоправные нормативно-правовые акты.
Задача 3. Определите порядок внесения изменений в конституцию (на примере конституции США 1787 г., Италии 1947 г., Японии 1948 г., Франции 1958 г. и др. по выбору студентов), со ссылками на нормы конституций, используя содержание их текстов.
Пятая статья Конституции США описывает процесс внесения изменений в Конституцию США. Изменение Конституции проходит в два этапа: принятие поправки и её ратификация штатами. Поправка может быть принята и направлена штатам для ратификации двумя способами: по решению двух третей обеих палат Конгресса США или с помощью Национального Конвента, созванного с целью внесения поправок в Конституцию по требованию законодательных собраний не менее, чем двух третей штатов. Чтобы стать частью Конституции поправка должна быть ратифицирована не менее, чем тремя четвёртыми от всех штатов (на данный момент — 38 штатами) одним из двух способов (способ определяется Конгрессом): либо путём голосования в законодательных органах штатов, либо голосованием на специально созванных в каждом из штатов конвенте3.
В Конституцию Италии поправки могут быть приняты при голосовании обеих палат парламента. В случае сли поправки хотя бы в одной палате принимаются большинством менее двух третей, поправки могут быть вынесены для утверждения на референдум. Не подлежит изменению республиканское устройство государства.
Конституция Японии содержит следующее положение: В соответствии с 96 статьёй Конституции, «Поправки к настоящей Конституции вносятся по инициативе Парламента с согласия не менее двух третей общего числа членов обеих палат и представляются затем на одобрение народа; поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших
, либо в порядке особого референдума, либо путем выборов – в соответствии с решением Парламента»4.
Конституция 1958 г. по способу изменения является "особо жестокой", поскольку для пересмотра требуется проведение двух этапов - принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст. 89 должен быть одобрен палатами парламента в идентичной редакции. При этой процедуре палаты - Национальное собрание и Сенат - находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме (основная процедура), либо в Конгрессе - на совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту республики. Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента, Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно.
Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
Задача 1. Изучите текст Конституции Италии 1947 г. Выявите особенности классификации и содержания личных, социальных, экономических, политических прав в сравнении с Конституцией России.
Конституция Италии в части 1 закрепляет права и обязанности граждан разделяя каждую область право на главы:
Глава I. Гражданские отношения
Глава II. Этико-социальные отношения
Глава III. Экономические отношения
Глава IV. Политические отношения
По своей правовой конструкции большинство статей, определяющих социально-экономические права, свободы и обязанности, двойственны. С одной стороны, они носят "негативный" характер в том смысле, что государственная власть берет на себя обязательство воздерживаться от вмешательства в сферу деятельности отдельных граждан. С другой -- четко прослеживается современная конституционная тенденция, когда государство возлагает на себя ответственность за социальное и экономическое положение граждан. В итальянской правовой литературе даже укоренилась соответствующая терминология: наряду с конституционными правами и свободами фигурируют "свобода от нужды", "свобода от страха", "свобода от нищеты и болезней" и т. д.
В сфере этико-социальных прав государство выступает по преимуществу как гарант реализации прав гражданина в области семейных отношений, в вопросах здравоохранения и образования, а также в том, что касается содействия развитию культуры и научным и техническим исследованиям.
Категория экономических прав в итальянской конституционной практике рассматривается в связи с профсоюзными правами. Эта группа прав в первую очередь регулирует права и законные интересы граждан, связанные с их трудовой деятельностью. Государство, в соответствии со ст. 35, берет на себя обязательство охранять труд во всех его формах и применениях, заботиться о повышении профессиональной квалификации трудящихся, закрепляет и упорядочивает трудовые права в международном плане, признает свободу эмиграции и охраняет труд итальянцев за границей.
В Конституции Российской Федерации нет такого деления на главы, но по смысловому наполнению части 2 Конституции можно разделить выделенные права на личные, социально-экономические, политические и культурные. Такого внимания к семье в Конституции России не уделяется, а также не расписано право объединения граждан в профессиональные союзы.
Задача 2. Изучите текст Конституции Испании 1978 г. Выявите особенности классификации прав и свобод в зависимости от их конституционного признания и системы защиты.
Конституция Испании 1978 г. провозглашает основные права человека, общественные свободы, принцип разделения властей, народного суверенитета и объявляет Испанию социальным, демократическим, правовым государством, с политическим строем в форме парламентской монархии.
Права и свободы испанских граждан регулируются значительным числом статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав. Названная цифра показывает значение, которое учредители хотели придать институту прав и свобод. В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая философская концепция прав и свобод: "Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира".
Эта норма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В конституции принята ее широкая конструкция – все испанцы пользуются правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то они пользуются правами и свободами, содержащимися в конституции "на основании условий, установленных договорами и законами" (п. 1 ст. 13).