Файл: Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 477
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
- раскрываются определённая позиция в коллективе;
- несмотря на индивидуальную задачу, результат будет достигнут совместными усилиями.
Здесь имеют место быть ритуалы, однако они не составляют главную роль деятельности, скорее выступают в роли помощника в организации и упорядоченности данного процесса [16].
В целях повышения эффективности художественно-образовательной и воспитательной работы, придания ей элементов самостоятельности можно порекомендовать использовать проблемную методику. В отличие от традиционной методики проведения процесса обучения, когда сообщается участникам «готовая» информация об искусстве, эстетике, проблемное образование предполагает более активную умственную и эмоциональную деятельность участников [21].
Динамичная форма воспитания, как одна из самых эффективных форм, требует особых усилий. Ключевая особенность здесь в отсутствии ритуалов и центра внимания. Большую роль здесь играет художественно-воспитательная работа: установка задач и вариантов их выполнения в коллективе. При динамической деятельности перед коллективом возникает проблема, с которой они могли не сталкиваться до этого. Эффективное применение задач в учебно-воспитательных целях возможно лишь в том случае, если участники самостоятельно, активно-творчески занимаются поиском решений, правильных ответов. Сверхзадачей этого условия является развитие и укрепление навыков самостоятельного применения полученных знаний при рассмотрении художественно-исполнительских и нравственно-эстетических проблем [7].
Самостоятельность здесь в роли активации ответственности за друг друга в коллективе. Данная форма воспитания позволяют участникам группы столкнуться с трудностями, которые можно решить самому или благодаря помощи своих товарищей, это в первую очередь тренирует выносливость и решительность.
Условия эффективности форм воспитательной работы:
1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия:
аудиальный, визуальный, кинестетический, чтобы все получили достаточною пищу для внутренней активности.
2. Форма должна быть изменчивой, даже если она традиционная, давно
известная. Внесение новизны, оригинальных элементов обеспечивает интерес к делу.
3. Форма не может быть неизменной, она каждый раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств, исходя из реальности: для этого класса, для этих детей, для этого времени, для этой идеи и т. Д [10].
Итак, выделяются три основные формы воспитания в творческом объединении (со своими ответвлениями): статичная, статично-динамичная и динамично-статичная. Все они разные по своим процессам, но выполняют одну и ту же задачу – выполняют учебно-воспитательную внутри коллектива. Согласно ответвлениям каждой группы, есть определенная методика работы по конкретному виду и проблематика, с которой может столкнуться педагог в ходе своей деятельности. Были разобраны основные принципы работы данных процессов и их предварительный результат.
На ряду со всеми формами воспитания стоят и всевозможные воспитательные мероприятия, присущие конкретной форме. Воспитательное мероприятие – это одна из разновидностей взаимодействия педагога с коллективом и участниками коллектива между собой.
Воспитательная работа понимается в двух аспектах:
- в широком смысле, как целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через воспитательную работу реализуется воспитательный процесс[20];
- в узком смысле, как вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности школьников с целью решения вопросов гармоничного развития личности учащегося[18].
В обеих трактовках фигурирует формулировка «развитие личности», как главное направление воспитательной деятельности. Отсюда можем понять, что связь между содержимым воспитательного мероприятия и способ его преподнесения (формой учебно-воспитательной деятельности) неразрывна. Это объясняется тем, что для коллектива важна внеучебная деятельность для наиболее тесного контакта с педагогом и участниками творческого объединения. Также, это укрепляет целостность и доверие к команде.
На данный момент современные творческие коллективы строятся на основе событийности. Событийность – это характеристика образования, в которой преодолевается обыденность и повседневность школьной образовательной жизни.
При организации современного внеклассного воспитательного мероприятия используется событийный подход. Благодаря ему, внеклассное воспитательное мероприятие становится значимым событием в жизни школьного коллектива и отдельной личности и находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы. Педагог становится не единственным источником знаний, а проводником ученика в мире информации, выполняя роли тьютора[25].
Педагоги нередко выбирают особенные места для проведения мероприятий такого рода,
меняют обстановку на неформальную, придумывают различные темы бесед и варианты занятий для налаживания наиболее тесного коллектива с учениками. Это позволяет менять привычную, но уже устаревшую вариацию «дисциплинарности» менять на дружественную и доверительную обстановку. Для того, чтобы воспитательное мероприятие стало для учеников не просто обычной встречей коллектива, а особенной неотъемлемой частью учебного процесса, можно прибегнуть к выдаче «заданий» для этой встречи. Например, подготовкой импровизированного рассказа о себе и своих увлечениях, разработка игры для всех членов коллектива. Таким образом происходит развитие инициативных навыков у ребенка и усиление интереса к творчеству.
Для учеников важно получать поощрение в ходе таких мероприятий для осознания важности своей личности внутри коллектива. Если у учащегося происходят трудности в рамках занятий нужно организовать ему взаимопомощь между детьми или помочь ему самостоятельно.
С одной стороны, воспитательные мероприятия представляют собой продукт воспитывающей среды образовательного учреждения. С другой стороны, эффекты воспитывающей среды и воспитательного мероприятия связаны прямо пропорциональной зависимостью. Чем выше уровень воспитательной среды, чем выше уровень воспитательных мероприятий и наоборот. А вот снижение качества воспитательных мероприятий существенно понижает уровень воспитательной среды образовательного учреждения. Возвращение потерянного уровня воспитательной среды образовательного учреждения всегда достигается большими усилиями, чем его потеря. Отсюда можем понять, то воспитательные мероприятия – это одна из составляющих успешности взаимодействия педагога и творческого коллектива. Воспитательная работа и события, происходящие в ходе её деятельности, понятия созависимые и друг без друга не представляют важности.
Вследствие вышесказанного можно сделать выводы, о том, что, внеклассное воспитательное мероприятие может стать маленьким событием в жизни учащихся. Для этого нужно правильно проинформировать детей о мероприятии, правильно организовать и провести мероприятие, используя больше технических средств
, визуальной наглядности, музыкального сопровождения, стараясь учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого ребенка, не забывая про дисциплину в классе. Только тогда, внеклассное воспитательное мероприятие может стать запоминающимся событием в жизни ребенка. А благодаря событийному подходу, внеклассное воспитательное мероприятие станет значимым событием в жизни школьного коллектива и отдельной личности, что окажет на них воздействие, изменяя их представления, ценности и смыслы [2].
Можно сделать вывод, что ход самого мероприятие, успешность его проведения, безусловно сказываются на результате учебно-воспитательной деятельности. Нужно внимательно и ответственно подходить к этой задаче, учитывать проблематику её, организовывать их таким образом, чтоб они оказывали содействие детям при обучении, а не навязывание их педагогом.
2. Методика воспитательной работы как педагогическая система
- раскрываются определённая позиция в коллективе;
- несмотря на индивидуальную задачу, результат будет достигнут совместными усилиями.
Здесь имеют место быть ритуалы, однако они не составляют главную роль деятельности, скорее выступают в роли помощника в организации и упорядоченности данного процесса [16].
В целях повышения эффективности художественно-образовательной и воспитательной работы, придания ей элементов самостоятельности можно порекомендовать использовать проблемную методику. В отличие от традиционной методики проведения процесса обучения, когда сообщается участникам «готовая» информация об искусстве, эстетике, проблемное образование предполагает более активную умственную и эмоциональную деятельность участников [21].
Динамичная форма воспитания, как одна из самых эффективных форм, требует особых усилий. Ключевая особенность здесь в отсутствии ритуалов и центра внимания. Большую роль здесь играет художественно-воспитательная работа: установка задач и вариантов их выполнения в коллективе. При динамической деятельности перед коллективом возникает проблема, с которой они могли не сталкиваться до этого. Эффективное применение задач в учебно-воспитательных целях возможно лишь в том случае, если участники самостоятельно, активно-творчески занимаются поиском решений, правильных ответов. Сверхзадачей этого условия является развитие и укрепление навыков самостоятельного применения полученных знаний при рассмотрении художественно-исполнительских и нравственно-эстетических проблем [7].
Самостоятельность здесь в роли активации ответственности за друг друга в коллективе. Данная форма воспитания позволяют участникам группы столкнуться с трудностями, которые можно решить самому или благодаря помощи своих товарищей, это в первую очередь тренирует выносливость и решительность.
Условия эффективности форм воспитательной работы:
1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия:
аудиальный, визуальный, кинестетический, чтобы все получили достаточною пищу для внутренней активности.
2. Форма должна быть изменчивой, даже если она традиционная, давно
известная. Внесение новизны, оригинальных элементов обеспечивает интерес к делу.
3. Форма не может быть неизменной, она каждый раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств, исходя из реальности: для этого класса, для этих детей, для этого времени, для этой идеи и т. Д [10].
Итак, выделяются три основные формы воспитания в творческом объединении (со своими ответвлениями): статичная, статично-динамичная и динамично-статичная. Все они разные по своим процессам, но выполняют одну и ту же задачу – выполняют учебно-воспитательную внутри коллектива. Согласно ответвлениям каждой группы, есть определенная методика работы по конкретному виду и проблематика, с которой может столкнуться педагог в ходе своей деятельности. Были разобраны основные принципы работы данных процессов и их предварительный результат.
1.2 Воспитательное мероприятие
На ряду со всеми формами воспитания стоят и всевозможные воспитательные мероприятия, присущие конкретной форме. Воспитательное мероприятие – это одна из разновидностей взаимодействия педагога с коллективом и участниками коллектива между собой.
Воспитательная работа понимается в двух аспектах:
- в широком смысле, как целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через воспитательную работу реализуется воспитательный процесс[20];
- в узком смысле, как вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности школьников с целью решения вопросов гармоничного развития личности учащегося[18].
В обеих трактовках фигурирует формулировка «развитие личности», как главное направление воспитательной деятельности. Отсюда можем понять, что связь между содержимым воспитательного мероприятия и способ его преподнесения (формой учебно-воспитательной деятельности) неразрывна. Это объясняется тем, что для коллектива важна внеучебная деятельность для наиболее тесного контакта с педагогом и участниками творческого объединения. Также, это укрепляет целостность и доверие к команде.
На данный момент современные творческие коллективы строятся на основе событийности. Событийность – это характеристика образования, в которой преодолевается обыденность и повседневность школьной образовательной жизни.
При организации современного внеклассного воспитательного мероприятия используется событийный подход. Благодаря ему, внеклассное воспитательное мероприятие становится значимым событием в жизни школьного коллектива и отдельной личности и находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы. Педагог становится не единственным источником знаний, а проводником ученика в мире информации, выполняя роли тьютора[25].
Педагоги нередко выбирают особенные места для проведения мероприятий такого рода,
меняют обстановку на неформальную, придумывают различные темы бесед и варианты занятий для налаживания наиболее тесного коллектива с учениками. Это позволяет менять привычную, но уже устаревшую вариацию «дисциплинарности» менять на дружественную и доверительную обстановку. Для того, чтобы воспитательное мероприятие стало для учеников не просто обычной встречей коллектива, а особенной неотъемлемой частью учебного процесса, можно прибегнуть к выдаче «заданий» для этой встречи. Например, подготовкой импровизированного рассказа о себе и своих увлечениях, разработка игры для всех членов коллектива. Таким образом происходит развитие инициативных навыков у ребенка и усиление интереса к творчеству.
Для учеников важно получать поощрение в ходе таких мероприятий для осознания важности своей личности внутри коллектива. Если у учащегося происходят трудности в рамках занятий нужно организовать ему взаимопомощь между детьми или помочь ему самостоятельно.
С одной стороны, воспитательные мероприятия представляют собой продукт воспитывающей среды образовательного учреждения. С другой стороны, эффекты воспитывающей среды и воспитательного мероприятия связаны прямо пропорциональной зависимостью. Чем выше уровень воспитательной среды, чем выше уровень воспитательных мероприятий и наоборот. А вот снижение качества воспитательных мероприятий существенно понижает уровень воспитательной среды образовательного учреждения. Возвращение потерянного уровня воспитательной среды образовательного учреждения всегда достигается большими усилиями, чем его потеря. Отсюда можем понять, то воспитательные мероприятия – это одна из составляющих успешности взаимодействия педагога и творческого коллектива. Воспитательная работа и события, происходящие в ходе её деятельности, понятия созависимые и друг без друга не представляют важности.
Вследствие вышесказанного можно сделать выводы, о том, что, внеклассное воспитательное мероприятие может стать маленьким событием в жизни учащихся. Для этого нужно правильно проинформировать детей о мероприятии, правильно организовать и провести мероприятие, используя больше технических средств
, визуальной наглядности, музыкального сопровождения, стараясь учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого ребенка, не забывая про дисциплину в классе. Только тогда, внеклассное воспитательное мероприятие может стать запоминающимся событием в жизни ребенка. А благодаря событийному подходу, внеклассное воспитательное мероприятие станет значимым событием в жизни школьного коллектива и отдельной личности, что окажет на них воздействие, изменяя их представления, ценности и смыслы [2].
Можно сделать вывод, что ход самого мероприятие, успешность его проведения, безусловно сказываются на результате учебно-воспитательной деятельности. Нужно внимательно и ответственно подходить к этой задаче, учитывать проблематику её, организовывать их таким образом, чтоб они оказывали содействие детям при обучении, а не навязывание их педагогом.
2. Методика воспитательной работы как педагогическая система