Файл: Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 473

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Воспитание детей искусством хореографии, их возрастные и индивидуальные особенности в обучении


Рассмотрим работу всех форм и методов воспитания на примере художественного танцевального объединения.

Хореография – один из самых популярных видов дополнительного образования для детей.

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива.

  • Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т. д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.

  • Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.

  • Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и выпускной, и иные мероприятия.

  • Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина — это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.

  • Постановки хореографических номеров на современные темы могут подтолкнуть к чтению современной литературы или посещению музеев, выставок, а также на встречи с интересными людьми.

  • Огромное значение в воспитании творческого коллектива играет совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.

  • Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения помогают раскрытию творческих способностей детей.

  • Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.

  • Проведение встреч с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессиональной деятельности и творчестве производят сильное эмоциональное воздействие на детей.

  • Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, дни рождения детей, начало учебного года и другие мероприятия).

  • Одним из важнейших воспитательных моментов в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.

  • Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов.

  • Большое эстетическое воздействие на детей оказывает постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии. При этом необходимо помнить о возможностях исполнителей. Нельзя допускать искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И когда номер поставлен, педагогу необходимо указать, кто является автором постановки, и кто подготовил номер в данном коллективе.

  • Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.


Хореографический коллектив в определенных условиях в некоторой степени способствует разрешению возникающих проблем у детей:

- снимает отрицательные факторы (например, закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках);

- воспитывает ответственность (это важная черта в характере ребенка, так как безответственное отношение одних нередко раздражает и расслабляет других);

- убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей, которая отрицательно влияет на весь коллектив;

- бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей.

Одна из задач преподавателя - научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, может быть даже вопреки всему коллективу. В коллективе ребенок учится выражать свою точку зрения и отстаивать ее. Педагог также воспитывает в детях порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений в их суждениях.

Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности ребенка, наблюдает за творческим ростом детей. Педагог прилагает все свои старания, не жалея ни сил, ни времени, ни средств для всестороннего развития детей в творческом коллективе. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность помочь талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь».

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:

- занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность;

- занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», поддержку, чувство ответственности за общее дело;

- приучают детей четко распределять свое свободное время, правильно составить свое расписание труда и отдыха, помогают более организованно продумывать свои планы;

- занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые в дальнейшем связывают свою судьбу с профессиональным искусством;



- определяют педагогические и организаторские способности детей;

- прививают любовь к физическим упражнениям и здоровому образу жизни.

Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.


2.2.1 Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии


Педагог хореографии постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созданию действительности. В основе эстетического воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интереса и понимания красоты окружающего мира, общения. Важным элементом обучения хореографией должно быть достижение физического совершенства.

Все эти воспитательные задачи неразрывно связаны с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Возрастными особенностями принято называть анатомико-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других детей.

Принято считать:

- от рождения до года - младенческий возраст,

- от года до 3-х лет - преддошкольный возраст,

- от 3-х до 6-ти лет - дошкольный возраст,

- от 6-ти до 12-ти лет - младший школьный возраст,

- от 12-ти до 15-ти лет - средний школьный возраст (подростковый),

- от 15-ти до 17-ти лет - старший школьный возраст (юношеский).

«В возрасте 5-6 лет дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные по возрастной психологии свидетельствуют о том, что мозг 6-летнего ребенка готов усваивать имеющуюся информацию в процессе систематического обучения». Однако следует учитывать, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста происходят отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма в целом – либо опережение, либо отставание. Кроме того, необходимо учитывать гендерные различия. Физиологически мальчики в среднем на полтора года, год отстают от девочек, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.


В 6-7 лет дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо и доброжелательно) и начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна стабильность, непосредственность, жизнерадостность и веселое настроением. Они способны чувствовать радость, испытывать наслаждение и переживать от восприятия прекрасного. Возникает потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после которых дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра — это психологическая потребность осмысления новых знаний с помощью игр. Учитывая все анатомо-физиологические способности этого возраста, необходимо строить занятия хореографического коллектива.

В возрасте 7-11 лет происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста – быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.

В возрасте 11-14 лет происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечно-сосудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.


Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности - оно исходит из желания быть и считаться взрослым.

Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным — это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность – родная сестра подлости». Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается.

Для этого возраста занятия могут проводиться 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных движений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы.

В возрасте 15-17 лет идет период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физическим и умственным нагрузкам. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Появляется состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах.

Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в психологических и физиологических особенностях каждого возраста. Умело, учитывая возрастные особенности, распределять физическую нагрузку. «А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода».

Для решения проблемы эстетического воспитания учащихся используются различные формы, приемы и технологии, основанные на всех видах искусства. На мой взгляд, одним из таких воспитательных средств является хореография. Хореографическое искусство сегодня очень популярно, но оно в недостаточной мере используется в эстетическом воспитании детей. В большинстве случаев хореография рассматривается как деятельность, приносящая визуальное и эмоциональное удовольствие от красоты движений, как гармоничное сочетание музыки и танца. В то же время значение хореографии в виде особой педагогической системы эстетического воспитания сводится к минимуму.