Файл: Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 472

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Основные методы и их воздействие на коллектив


Для оптимизации учебно-воспитательной деятельности разработана конкретная методика, которая состоит из определенной последовательности деятельности и способов взаимодействия между педагогом и коллективом.

Данная методика включает в себя три ключевых звена:

- планирование,

- повседневную организаторскую работу,

- обсуждение и оценку сделанного.

Такое понятие, как методика воспитаниязанимает главенствующее положение в схеме всех имеющихся методик и представляет собой полноценный процесс осуществления результативной воспитательной деятельности в соответствующих педагогических или социальных условиях.

В другом значении методика воспитания «представляет собой систематизацию организации воспитательного процесса и способов достижения определенных результатов»[26].

Следующим методом, регулирующим качество организации учебного процесса, является метод комплексной организации воспитательного процесса. Этот метод строится на следующих трёх единствах:

- планирование и осуществление воспитательной работы по тематическим периодам;

- реализация стадий коллективной творческой деятельности воспитателей и воспитанников;

- применение системы функций товарищеской воспитательной заботы.

Во второй половине 20 столетия (середина 60-х годов) разными авторами были сформулированы разные методы поощрения, наказания, убеждения и воздействия.

Т. Е. Конниковой была предложена следующая классификация:

  • «методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности;

  • «методы формирования нравственного сознания»;

  • «методы поощрения и наказания»[6].

Б. Т. Лихачев, В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин ввели другую классификацию:

- «методы организации детского коллектива»;

- «методы убеждения»;

- «методы стимулирования» [12].

Я.С. Турбовской в своей работе «Педагогическая аксиоматика» «различает тактические и стратегические методы», и выделяет внутри каждого класса «несколько более конкретных» [19].

И. С. Марьенко определил шесть групп методов воспитания:

- «репродуктивно-объяснительные;

- приучения и упражнения;

- проблемно-ситуационные;

- стимулирования;

- торможения;

- руководства самовоспитанием учащихся [11].

З. И. Васильева предложила следующие методы:


- «выдвижение воспитательных целей, задач и путей их достижения;

- информационно-просветительский;

- ориентационно - деятельный (ориентационно - трудовой);

- общения (коммуникативный метод); оценки»[4].

А.С. Макаренко также предложил ряд методов социального воспитания, которые разделил на три самостоятельные группы. Его теория основана на высокой роли социального опыта в процессе учебно-воспитательной деятельности. Каждая группа имеет свою специфику, но в целом все методы, представленные в них, представляют собой общую целостную систему.

«Первая группа – метод формирования социального опыта у детей, мотивация деятельности об оптимизации взаимоотношений внутри коллектива. Предметами данного метода могут выступать педагогические поручения, упражнения на сплочение, представление ситуации собственного выбора.

Вторая группа – метод осмысления учеником своего социального опыта, мотивация к самостоятельной деятельности и поведения. В ходе этого процесса можно способствовать рассказом (монологом) ребёнка, входом в диспут.

Третья группа – метод самоопределения личности ребёнка. Здесь происходит самопознание у ученика, процесс достаточно долгий, но результативный. Благодаря полученному социальному опыту можно осознавать свои ошибки или, напротив, свои достоинства. Результатом данного метода является самоизменение, для коллектива – организация взаимопомощи.

Четвертая группа – метод стимулирования и коррекции действий воспитанника. Согласно данному методу, за весь проделанный «путь» обязательно должно быть поощрение или наоборот, наказание. Соответственно, для стимулирования и коррекции каких-либо действий, несущих негативный характер [10].

В своей работе «О моём опыте» [15] А. С. Макаренко широко раскрывает метод организации самоуправления (2-я группа по его теории). Данный метод считается результативным только в случае воздействии самого коллектива на личность. Об этом автор говорит так: «Коллектив, составленный из ребят одного возраста, всегда имеет тенденцию замыкаться в интересах данного возраста и уходить и от меня, руководителя, и от общего коллектива. Если все малыши увлекаются, допустим, коньками в зимнее время, то это коньковое увлечение, естественно, их замыкает в чем-то отдельном, обособленном. Но если у меня составлен коллектив из разных возрастов, то там типы увлечений разные, жизнь первичного коллектива организуется более сложно, требует больше усилий от отдельных его членов, и старших, и молодых, предъявляет к тем и другим большие требования, следовательно, и дает больший воспитательный эффект». Данная проблематика актуальна и в нашем современном мире. Все члены группы объективно разные: у них разные интересы, предпочтения, тип его восприятия. Задача педагога – используя

метод самоуправления привести ребёнка путём самопознания – усовершенствоваться и занять определенное положение в коллективе.

Следующий метод, предложенный А. С. Макаренко, - метод перспективных линий. В этом методе он выделил близкую, среднюю, далекую перспективы. «Первая линия заключается в организации самой радости, в подборе ее внешних форм и выражений. Вторая состоит в регулярном настойчивом претворении более простых видов радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит самая интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь дешевым праздником до глубокого чувства долга».

А.С. Макаренко считал, что перспективы могут быть близкими, средними и дальними, но при этом важно, чтобы они были общими, а для этого нужна гармония личных и общих перспектив.

Близкая перспектива особенно важна для детей младшего возраста. На начальном этапе развития коллектива это может быть кино или концерты, тематические вечера, экскурсии или прогулки и другие мероприятия. Любая, даже небольшая радость, делает коллектив более дружным.

Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, немного отодвинутое во времени - праздники, юбилейные и иные важные даты, летний отдых, окончание и начало учебного года. Это событие, которое требует длительной подготовки и совместного обсуждения.

Далекая перспектива — это события, которые произойдут в будущем, это будущее учреждения.

Предложенный А. С. Макаренко метод взрыва заключается в своеобразном подходе к ученику. «Создаётся некий конфликт между коллективом и личностью и доводится до состояния кульминации – когда перед учеником возникает выбор: либо уйти из коллектива и стать презираемым всеми, либо поработать надо собой и остаться в коллективе. Такой «шоковый вариант» терапии даёт большой толчок к самопознанию».

У всех методов педагога А.С. Макаренко есть неотъемлемые части. Без этих частей данные методики не будут эффективны. Для достижения хорошего результата у всех методов необходимы следующие составляющие:

1. Коллектив.

Задача педагога – скооперировать ребёнка для личностного роста. Однако, от воздействия коллектива зависят развитие социальных качеств. Социальный аспект – это важная часть использования методики. «Обитателей колонии наставлял не педагог, а старшие воспитанники, составлявшие ядро коллектива. Они объясняли вновь прибывшим правила поведения, «отесывали» их, делали частью коммуны. Отряды в колонии состояли из воспитанников разного возраста. Такая система позволяла старшим наставлять младших и защищать их при необходимости» - говорит сам А. С. Макаренко


2. Самоуправление.

Если в коллективе отношения благоприятные, то педагог может рассчитывать на успешное развитие качеств самостоятельности у личности. Самоуправление в таком варианте развивается стремительно за счёт постоянного определенного положения в коллективе.

3. Правила и ритуалы.

По теории А. С. Макаренко, ритуалы и повседневные правила развивают дисциплину – одно из качеств достойного воспитания.

Предложенная А. С. Макаренко система в какой-то степени может показаться жесткой и строгой, но стоит помнить, что данная методика была разработана в СССР в сложное для страны время и позволила достойно воспитывать молодое поколение.

В современном мире правила педагога также используются, но не в таком строгом виде. Методы А.С. Макаренко прижились не столько в педагогике, сколько в бизнесе, в котором требуется слаженная работа участников, и существуют жесткие рамки ответственности. Воспитание новых сотрудников более опытными, зависимость размера заработной платы служащего от общей заработной платы компании, корпоративная культура и самоуправление – это элементы практически всех корпораций.

В опыте коллективистского воспитания много ценного, что способствует развитию личности ребенка. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко говорил о единстве коллектива и индивидуальности воспитанника, главной их ценности для воспитателя. Его идея «педагогического проектирования» опиралась на творческие возможности как ученика, так и педагога. Некоторые составляющие сохранились и до сегодняшнего дня применяются в воспитании подрастающего поколения. Например, привычные нам ритуалы в общеобразовательных и иных учреждениях. Самоуправление сейчас тоже преподносится, только представлено уже в более интерактивной форме.

Итак, в ходе изучения методов воспитания особо отличаются методики А.С. Макаренко. Исходя из вышеизложенного, хочу привести следующие определения методики воспитания.

Методика воспитания в коллективеэто пути или способы достижения заданной цели педагогического процесса, процесса учебно-воспитательной деятельности, в результате которого применяются различные принципы работы для воздействия на коллектив и отношения внутри коллектива.


Одновременное применение всех методов может привести к снижению уровня результативности. Поэтому основная задача педагога – выбрать эффективную методику с учетом особенностей коллектива и его потребностей.