Файл: Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 472
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1 Основные методы и их воздействие на коллектив
Для оптимизации учебно-воспитательной деятельности разработана конкретная методика, которая состоит из определенной последовательности деятельности и способов взаимодействия между педагогом и коллективом.
Данная методика включает в себя три ключевых звена:
- планирование,
- повседневную организаторскую работу,
- обсуждение и оценку сделанного.
Такое понятие, как методика воспитаниязанимает главенствующее положение в схеме всех имеющихся методик и представляет собой полноценный процесс осуществления результативной воспитательной деятельности в соответствующих педагогических или социальных условиях.
В другом значении методика воспитания «представляет собой систематизацию организации воспитательного процесса и способов достижения определенных результатов»[26].
Следующим методом, регулирующим качество организации учебного процесса, является метод комплексной организации воспитательного процесса. Этот метод строится на следующих трёх единствах:
- планирование и осуществление воспитательной работы по тематическим периодам;
- реализация стадий коллективной творческой деятельности воспитателей и воспитанников;
- применение системы функций товарищеской воспитательной заботы.
Во второй половине 20 столетия (середина 60-х годов) разными авторами были сформулированы разные методы поощрения, наказания, убеждения и воздействия.
Т. Е. Конниковой была предложена следующая классификация:
-
«методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности; -
«методы формирования нравственного сознания»; -
«методы поощрения и наказания»[6].
Б. Т. Лихачев, В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин ввели другую классификацию:
- «методы организации детского коллектива»;
- «методы убеждения»;
- «методы стимулирования» [12].
Я.С. Турбовской в своей работе «Педагогическая аксиоматика» «различает тактические и стратегические методы», и выделяет внутри каждого класса «несколько более конкретных» [19].
И. С. Марьенко определил шесть групп методов воспитания:
- «репродуктивно-объяснительные;
- приучения и упражнения;
- проблемно-ситуационные;
- стимулирования;
- торможения;
- руководства самовоспитанием учащихся [11].
З. И. Васильева предложила следующие методы:
- «выдвижение воспитательных целей, задач и путей их достижения;
- информационно-просветительский;
- ориентационно - деятельный (ориентационно - трудовой);
- общения (коммуникативный метод); оценки»[4].
А.С. Макаренко также предложил ряд методов социального воспитания, которые разделил на три самостоятельные группы. Его теория основана на высокой роли социального опыта в процессе учебно-воспитательной деятельности. Каждая группа имеет свою специфику, но в целом все методы, представленные в них, представляют собой общую целостную систему.
«Первая группа – метод формирования социального опыта у детей, мотивация деятельности об оптимизации взаимоотношений внутри коллектива. Предметами данного метода могут выступать педагогические поручения, упражнения на сплочение, представление ситуации собственного выбора.
Вторая группа – метод осмысления учеником своего социального опыта, мотивация к самостоятельной деятельности и поведения. В ходе этого процесса можно способствовать рассказом (монологом) ребёнка, входом в диспут.
Третья группа – метод самоопределения личности ребёнка. Здесь происходит самопознание у ученика, процесс достаточно долгий, но результативный. Благодаря полученному социальному опыту можно осознавать свои ошибки или, напротив, свои достоинства. Результатом данного метода является самоизменение, для коллектива – организация взаимопомощи.
Четвертая группа – метод стимулирования и коррекции действий воспитанника. Согласно данному методу, за весь проделанный «путь» обязательно должно быть поощрение или наоборот, наказание. Соответственно, для стимулирования и коррекции каких-либо действий, несущих негативный характер [10].
В своей работе «О моём опыте» [15] А. С. Макаренко широко раскрывает метод организации самоуправления (2-я группа по его теории). Данный метод считается результативным только в случае воздействии самого коллектива на личность. Об этом автор говорит так: «Коллектив, составленный из ребят одного возраста, всегда имеет тенденцию замыкаться в интересах данного возраста и уходить и от меня, руководителя, и от общего коллектива. Если все малыши увлекаются, допустим, коньками в зимнее время, то это коньковое увлечение, естественно, их замыкает в чем-то отдельном, обособленном. Но если у меня составлен коллектив из разных возрастов, то там типы увлечений разные, жизнь первичного коллектива организуется более сложно, требует больше усилий от отдельных его членов, и старших, и молодых, предъявляет к тем и другим большие требования, следовательно, и дает больший воспитательный эффект». Данная проблематика актуальна и в нашем современном мире. Все члены группы объективно разные: у них разные интересы, предпочтения, тип его восприятия. Задача педагога – используя
метод самоуправления привести ребёнка путём самопознания – усовершенствоваться и занять определенное положение в коллективе.
Следующий метод, предложенный А. С. Макаренко, - метод перспективных линий. В этом методе он выделил близкую, среднюю, далекую перспективы. «Первая линия заключается в организации самой радости, в подборе ее внешних форм и выражений. Вторая состоит в регулярном настойчивом претворении более простых видов радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит самая интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь дешевым праздником до глубокого чувства долга».
А.С. Макаренко считал, что перспективы могут быть близкими, средними и дальними, но при этом важно, чтобы они были общими, а для этого нужна гармония личных и общих перспектив.
Близкая перспектива особенно важна для детей младшего возраста. На начальном этапе развития коллектива это может быть кино или концерты, тематические вечера, экскурсии или прогулки и другие мероприятия. Любая, даже небольшая радость, делает коллектив более дружным.
Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, немного отодвинутое во времени - праздники, юбилейные и иные важные даты, летний отдых, окончание и начало учебного года. Это событие, которое требует длительной подготовки и совместного обсуждения.
Далекая перспектива — это события, которые произойдут в будущем, это будущее учреждения.
Предложенный А. С. Макаренко метод взрыва заключается в своеобразном подходе к ученику. «Создаётся некий конфликт между коллективом и личностью и доводится до состояния кульминации – когда перед учеником возникает выбор: либо уйти из коллектива и стать презираемым всеми, либо поработать надо собой и остаться в коллективе. Такой «шоковый вариант» терапии даёт большой толчок к самопознанию».
У всех методов педагога А.С. Макаренко есть неотъемлемые части. Без этих частей данные методики не будут эффективны. Для достижения хорошего результата у всех методов необходимы следующие составляющие:
1. Коллектив.
Задача педагога – скооперировать ребёнка для личностного роста. Однако, от воздействия коллектива зависят развитие социальных качеств. Социальный аспект – это важная часть использования методики. «Обитателей колонии наставлял не педагог, а старшие воспитанники, составлявшие ядро коллектива. Они объясняли вновь прибывшим правила поведения, «отесывали» их, делали частью коммуны. Отряды в колонии состояли из воспитанников разного возраста. Такая система позволяла старшим наставлять младших и защищать их при необходимости» - говорит сам А. С. Макаренко
2. Самоуправление.
Если в коллективе отношения благоприятные, то педагог может рассчитывать на успешное развитие качеств самостоятельности у личности. Самоуправление в таком варианте развивается стремительно за счёт постоянного определенного положения в коллективе.
3. Правила и ритуалы.
По теории А. С. Макаренко, ритуалы и повседневные правила развивают дисциплину – одно из качеств достойного воспитания.
Предложенная А. С. Макаренко система в какой-то степени может показаться жесткой и строгой, но стоит помнить, что данная методика была разработана в СССР в сложное для страны время и позволила достойно воспитывать молодое поколение.
В современном мире правила педагога также используются, но не в таком строгом виде. Методы А.С. Макаренко прижились не столько в педагогике, сколько в бизнесе, в котором требуется слаженная работа участников, и существуют жесткие рамки ответственности. Воспитание новых сотрудников более опытными, зависимость размера заработной платы служащего от общей заработной платы компании, корпоративная культура и самоуправление – это элементы практически всех корпораций.
В опыте коллективистского воспитания много ценного, что способствует развитию личности ребенка. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко говорил о единстве коллектива и индивидуальности воспитанника, главной их ценности для воспитателя. Его идея «педагогического проектирования» опиралась на творческие возможности как ученика, так и педагога. Некоторые составляющие сохранились и до сегодняшнего дня применяются в воспитании подрастающего поколения. Например, привычные нам ритуалы в общеобразовательных и иных учреждениях. Самоуправление сейчас тоже преподносится, только представлено уже в более интерактивной форме.
Итак, в ходе изучения методов воспитания особо отличаются методики А.С. Макаренко. Исходя из вышеизложенного, хочу привести следующие определения методики воспитания.
Методика воспитания в коллективе – это пути или способы достижения заданной цели педагогического процесса, процесса учебно-воспитательной деятельности, в результате которого применяются различные принципы работы для воздействия на коллектив и отношения внутри коллектива.
Одновременное применение всех методов может привести к снижению уровня результативности. Поэтому основная задача педагога – выбрать эффективную методику с учетом особенностей коллектива и его потребностей.