Файл: Методы сборки. Виды технологических процессов. Виды технологической документаци.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Иркутский авиационный техникум»
(ГБПОУИО «ИАТ»)
МЕТОДЫ СБОРКИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИ.
Преподаватель: | _______________________________________ Захаров Р. Н. (подпись, дата) |
Студент: | ________________________________________ Выдрин В.В. (подпись, дата) |
Выполнено с оценкой _____________________________
Иркутск 2022
Содержание
Введение 3
1.Методы сборки 4
1.1. По разметки 6
1.2. Базирование по сборочным отверстиям 7
1.3. Базирование по базовым отверстиям 8
1.4. Базирование по координатно-фиксирующим отверстиям (КФО) 8
1.5. Базирование по отверстия под стыковые болты 9
1.6. Базирование по базовой детали 9
1.7. Базирование по поверхности каркаса 9
1.8. Базирование по внешней поверхности обшивки 10
1.9. Базированием по внутренней поверхности обшивки 10
2.Виды технологической документации 11
3.Виды технологических процессов 12
4.Сборочное приспособление 13
14
Заключение 15
Список использованных источников 16
Введение
Изготовление планера самолета начинается с изготовления деталей и завершается сборочными работами узлов, агрегатов, проведением стыковочных и монтажных работ на готовом изделии.
В настоящее время один из главных элементов производительного процесса изготовления авиационной техники считается сборочное производство. Основными факторами, определяющими специфику сборочных работ в самолетостроении, являются:
многодетальность планера, а также большое разнообразие применяемых конструкционных материалов. Это приводит к разнообразию технологических процессов и средств их оснащения, усложняет планирование, контроль и учёт сборочных работ;
сложность производственных форм и малая жесткость большинства элементов конструкции планера, из-за которых становится необходимым применение многочисленной и сложной технологической оснастки;
высокие требования к качеству самолета в целом и его отдельным элементам, для обеспечения которых необходимы новейшие методы контроля, включая специальное оснащение;
широкое кооперирование производства существенно усложняет решение вопросов обеспечение точности и взаимозаменяемости элементов конструкции планера;
частая смена объектов производства из-за быстрого морального старения авиационной техники.
1.Методы сборки
Процессом, при котором из отдельных деталей формируется узел, панель, агрегат является сборка.
Сборка-это совокупность технологических операций по базированию – установке деталей, узлов в сборочное положение и соединение их между собой в вышестоящую по сложности сборочную единицу. Детали в сборочное положение устанавливают по базам – поверхностям на деталях и элементах сборочного приспособления.
Точность изготовления деталей изделия, образование на них базовых поверхностей и точность изготовления сборочных приспособлений является важнейшим условием получения требуемой формы и размеров узлов, отсеков и агрегатов.
Сборочная единица (СЕ) -эта часть самолета, состоящая из соединенных деталей.
Основными сборочными единицами планера самолета являются:
Агрегат-это наиболее крупная часть самолета, законченная в конструкционном и технологическом отношении и выполняет его определенную функцию, например, размещение экипажа и пассажиров в фюзеляже, топлива в крыле; управление самолетом с помощью оперения, создание подъемной силы крылом.
Секция (отсек) -часть агрегата, образованная его поперечными разъемами или стыками и имеющие в поперечном сечении замкнутую конструкцию, например, к секциям или отсекам относятся носовая и хвостовая части фюзеляжа, крыла; центроплан, отъемная часть крыла (ОЧК); предкрылок, закрылок, элерон, руль высоты.
Панель-СЕ самолета не являющаяся его агрегатам, отсеком или секции и состоящая из обшивки и соединенных с ней составных частей каркаса. Панель может быть подкрепленной, фрезерованной и многослойной, в частности, трехслойной.
Узел - СЕ самолета не являющаяся его агрегатам, отсеком или секции.
Методы сборки:
1.По разметки;
2.По сборочным отверстиям;
3.По поверхности базовой детали;
4.В сборочном приспособление.
1.1. По разметки
Базирование по разметке применяется для сборки узлов, имеющих основную базовую деталь, на поверхности которой можно нанести линии контуров базируемых деталей, точки – отверстия для соединения с другими деталями. Фиксация базируемых деталей на базовой детали производится типовыми способами с помощью струбцин, фиксаторов, технологических болтов. Разметку контура, базовых линий и точек проводят с помощью универсального инструмента (мерительных линеек, штангенциркуля, угольников, кернов, карандашей); по шаблонам и эталонам деталей; фото-контактным способом.
Принцип базирования фотоконтактной разметки состоит в том, что в плазово-шаблонном или производственном цехе на специальной пленке (винипрозе или астролоне) проводят разметку контуров основной базовой детали, контуров сопрягаемых базируемых деталей, центров отверстий под заклепки и болты. Затем поверхность базовой детали смазывается фотоэмульсией, на нее накладывается пленка астролон, все фиксируется и сборка подается в станок фотоконтактной печати. После фотоконтактной печати на базовой детали проявляются все виды разметки для базовой и базируемых деталей.
По разметке устанавливают базируемые детали на базовую, фиксируют их с помощью струбцин, фиксаторов, проводят сверление отверстий и соединение деталей клепкой или болтами. Обеспечить взаимозаменяемость собираемого таким образом узла сложно, поэтому по разметке собирают эксплуатационные лючки, различные неответственные узлы. Доработку, подгонку узла в окончательные размеры проводят по месту установки узла.
Точность такой сборки невелика в пределах 5…7 мм.
1.2. Базирование по сборочным отверстиям
Сборку с базированием по сборочным отверстиям ведут при сборке узлов из нежестких деталей обшивок, стенок, стрингеров, полочек нервюр, то есть деталей, прогибающихся под действием собственного веса.
Детали на сборку поступают обработанными в окончательные размеры, доводка и подгонка деталей не допускается (рис. 1.17). На всех соединяемых деталях с помощью шаблонов до сборки просверлены СО. Также по шаблонам до сборки в наиболее жесткой из соединяемых деталей просверливают направляющие отверстия (НО). Сборочные отверстия просверливаются до рабочего диаметра, чтобы в них сразу можно ставить заклепку и вести клепку. Направляющие отверстия просверливают до вспомогательного диаметра 2,1 мм или 2,7 мм, затем в процессе сборки НО рассверливают до рабочего диаметра, ставят заклепку и клепают.
Для исключения провисания деталей под действием собственного веса и придания им необходимой жесткости, для обеспечения плотного прилегания соединяемых деталей рекомендуют располагать СО на расстоянии 250…300 мм друг от друга по длине деталей. Принцип базирования по СО состоит из нескольких этапов:
1) соединяемые детали совмещают по сборочным отверстиям и для
их фиксации в отверстия ставят технологические болты или фиксаторы;
2) через направляющие отверстия в одной детали совместно рассвер-
ливают до рабочего диаметра другие отверстия в присоединяемой нежест-
кой детали (например, в профиле есть НО, в стенке – нет; поэтому прово-
дят совместное сверление);
3) затем в отверстия ставят заклепки и проводят клепку в местах НО;
4) фиксаторы и технологические болты удаляют из СО, в отверстия
ставят заклепки и проводят клепку.
1.3. Базирование по базовым отверстиям
Базовое отверстие — это отверстие детали предназначены для её фиксации на её элементы технической фиксации.
Диаметр БО задает технолог исходя из габаритов и массы изделия.
Располагают БО на поверхности детали которые в дальнейшем глушится, либо на специальных приливах, которые в дальнейшем срезаются.
Детали в которых используются БО – обшивки, стенки, стенки лонжеронов, диафрагма панели шпангоутов, первые и последние нервюры.
БО выполняются на оснастки в специальных плитах, упорных плитах, опорных и иногда в ложементах и рубильниках. Так же БО можно задать на специальных отдельных кронштейнах. Если БО сильно отделены друг от друга то первые выполняют по посадки с зазорами высокой класса точности, а последующие +0,1; +0,2 больше или элипсовидный.
1.4. Базирование по координатно-фиксирующим отверстиям (КФО)
Производится совмещением специальных отверстий в деталях и фиксаторов сборочного приспособления. Метод является развитием базирования по СО, только более точный. Например, для внешнего обвода. Вследствие простоты приспособлений целесообразно использование этого метода в мелкосерийном производстве и для машин больших габаритов. При сборке поКФО положение отверстий строго соответствует конструктивным базам. Что достигается использованием ПК и ИС. Для увязки контуров деталей и КФО используются ШК и ШОК. В отличие от СО, КФО могут располагаться не в тех местах деталей, где по чертежу должно быть отверстие по болт или заклепку, а в специально отведенных местах, удобных с технологической точки зрения: простоты и удобства увязки технологической оснастки, упрощения конструкции приспособления и самого процесса сборки. КФО обычно располагают в одной плоскости на расстояниях кратным50 мм. Положение КФО в деталях и приспособлениях увязывается с базовыми осями изделия, за счет чего обеспечивается взаимная увязка положения собираемых элементов относительно друг друга. Точность базирования по КФО выше, чем точность по СО, т.к. размеры между осями КФОопределяются размерами сборочного приспособления, точность которого выше точности детали изделия. Кроме того, КФО располагают в наиболее жестких деталях конструкций. Разновидностью базирования по КФО является базирование по отверстиям подстыковые болты (ОСБ);
1.5. Базирование по отверстия под стыковые болты
При базировании по отверстиям под стыковые болты в деталях и узлах, служащих для соединения панелей, отсеков и агрегатов между собой, достигают большой точности сборки и высокого качества соединения. Панель или детали устанавливают в сборочное приспособление, совмещая отверстия под стыковые болты в узле (детали) с соответствующими отверстиями в плите сборочного приспособления. При этом поверхность стыковочных деталей, образующих плоскость разъема, должна плотно прилегать к поверхности плиты. В таком положении стыковочные детали соединяются с деталями приспособления при помощи фиксирующих болтов или штырей. После этого к стыковочным деталям (панелям) присоединяют детали каркаса и другие элементы конструкции планера. Сборка большинства узлов отсеков и агрегатов планера самолета невозможна без сборочной оснастки, которая обеспечивает правильное взаимное расположение деталей, узлов и отсеков относительно друг друга (рис. 30). В приспособлении деталрт и узлы прижимаются к ложементам, плитам разъема, рубильникам фиксаторами и прижимами.
1.6. Базирование по базовой детали
Сборка по базовой детали. При этом методе сборки одну из деталей принимают за базовую и к ней в определенной последовательности присоединяют другие детали, входящие в узел. Этот метод применяется при сборке изделий из жестких деталей, сохраняющих под действием собственной массы свои форму и размеры. При сборке по базовой детали, как правило, нет необходимости в специальных сборочных приспособлениях. Изделие собирают на верстаке.
1.7. Базирование по поверхности каркаса
Базирование по поверхности каркаса. Элементы каркаса прижимаются к базовым поверхностям сборочного приспособления и, таким образом, осуществляется взаимная координация деталей. Затем на собранный каркас устанавливается обшивка, при этом на замыкающий размер оказывает влияние погрешность толщины обшивки. При таком методе сборки обшивку (или панель) устанавливают в приспособлении на каркас планера и прижимают её к поверхности каркаса на период сборки. Точность контура обводов агрегата зависит от точности обводов каркаса и отклонений обшивки по толщине. Если поверхность каркаса после сборки волнистая, то это отражается и на внешних обводах обшивки. Каркас жёстче обшивки, поэтому после сборки внешние обводы обшивки повторяют контур поверхности каркаса.