Файл: Особые пошлины и их роль в обеспечении защиты внутреннего рынка стран еаэс содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особые пошлины и их роль в обеспечении защиты внутреннего рынка стран ЕАЭС

Содержание


Введение...................................................................................................................

3

Глава 1. Теоретические основы применения особых пошлин в ЕАЭС................

5

1.1 Особые пошлины как мера защиты внутреннего рынка стран ЕАЭС…………………………………………………………………


5

1.2 Специальное расследование как обязательное условие установления особых пошлин в ЕАЭС..............................................


9

1.3 Порядок исчисления и уплаты особых пошлин в ЕАЭС………

12

Глава 2. Практика применения особых пошлин в ЕАЭС....................................

20

2.1 Особенности применения особых пошлин в ЕАЭС..........................

20

2.2 Анализ практики применения особых пошлин и проведения специальных расследований в ЕАЭС и Российской Федерации..............................................................................................



24

2.3 Проблемные вопросы, возникающие при применении особых пошлин в ЕАЭС.....................................................................................


29

Заключение...............................................................................................................

36

Список использованных источников.....................................................................

39


Введение

Защита национальных производителей всегда являлась одной из самых важных задач в торговой политике стран мира. Несмотря на то, что мировое сообщество стремится к либерализации торговли, все страны стараются применять разнообразные протекционистские меры по защите и поддержке своих национальных компаний.

В рамках Единого экономического пространства применение защитных мер внутреннего рынка подразумевает высокую степень единства и согласованности экономических действий стран-участниц ЕАЭС. Однако, механизм применения согласованных защитных мер в ЕАЭС и, как следствие, введение особых пошлин по результатам защитных расследований, имеют ряд особенностей и проблемных моментов.


Актуальность данной темы обусловлена тем, что правильное применение мер по защите внутреннего рынка очень важно для национальной экономики. Защита интересов производителей и отечественных отраслей экономики в целом является одной из главных задач государства. В условиях активно развивающейся мировой экономики, применяемой ценовой дискриминации и санкционной политики иностранных государств вопрос о защите национальных отраслей экономики ЕАЭС адекватными ответными мерами регулярно поднимается на заседаниях Евразийского межправительственного совета.

Цель исследования – изучение особых пошлин и их роли в обеспечении защиты внутреннего рынка стран ЕАЭС.

Актуальность и цель курсовой работы обусловили необходимость решения следующих задач:

  • охарактеризовать особые пошлины как меру защиты внутреннего рынка стран ЕАЭС;

  • рассмотреть специальное расследование как обязательное условие установления особых пошлин в ЕАЭС;

  • изучить порядок исчисления и уплаты особых пошлин в ЕАЭС;

  • выявить особенности применения особых пошлин в ЕАЭС;

  • проанализировать практику применения особых пошлин и проведения специальных расследований в ЕАЭС и Российской Федерации;

  • определить проблемные вопросы, возникающие при применении особых пошлин в ЕАЭС.

Объектом исследования являются особые пошлины.

Предметом исследования является практика применения особых пошлин в государствах-членах ЕАЭС.

Проблемы применения защитных мер широко рассматривались в трудах ученых-экономистов. Особенно важное значение имеют работы отечественных экономистов И.И. Дюмулена, В.Е. Новикова, Г.Г. Мокрова и др.

Гипотеза исследования: В условиях экономических кризисов и санкционной политики зарубежных стран особые пошлины занимают важное место в рамках защитных мер внутреннего рынка, прежде всего, благодаря избирательному характеру их воздействия.

При написании курсовой работы использовались положения международных договоров и соглашений ЕАЭС, нормативные правовые документы ЕС и США, статистические материалы ЕЭК, ФТС России и ВТО.

При проведении исследования применялись методы системного и логического анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.



Глава 1. Теоретические применения особых пошлин в ЕАЭС


    1. Особые пошлины как мера защиты внутреннего рынка

На территории Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) применяются единые меры регулирования внешней торговли, особую роль среди них отведена мерам защиты внутреннего рынка Союза. Меры защиты внутреннего рынка – это комплекс временных мер регулирования торговли, применяемых для защиты экономических интересов товаропроизводителей Союза в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза товаров, происходящих из третьих стран1.

К мерам защиты внутреннего рынка относятся:

  • антидемпинговые меры (противодействие демпинговому импорту);

  • компенсационные меры (противодействие субсидируемому импорту);

  • специальные защитные меры (противодействие резкому росту импорта, наступившему в результате непредвиденных обстоятельств).

Инструментом применения данных мер защиты внутреннего рынка и являются особые пошлины. Понятие особые пошлины включает в себя антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные пошлины.

Правила применения мер защиты внутреннего рынка в ЕАЭС основываются на нормах Всемирной торговой организации (далее - ВТО) и установлены в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о ЕАЭС) - в частности, в Протоколе о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, являющимся приложением № 8 (далее - Протокол № 8) 2. Решение о целесообразности применения, изменения или об отмене специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры либо о неприменении меры принимает Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК).

Для борьбы с недобросовестной конкуренцией (демпингом) страны вводят антидемпинговые пошлины. Демпингом называется продажа товара на внешнем рынке по цене, которая ниже существующей цены на идентичный товар внутреннего рынка. Демпинг трактуется ВТО, как ситуация на рынке, в которой товары одной страны поступают на рынок другой по цене, ниже нормальной.


Согласно ст. 2 Соглашения ВТО по применению ст. VI ГАТТ 1994, товар рассматривается как являющийся предметом демпинга, т.е. как поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены, устанавливаемой в рамках обычного хода торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране.3

Помимо установления самого факта демпинга, для введения антидемпинговой меры необходимо выполнение следующих условий:

  1. Демпинг должен наносить серьезный материальный ущерб промышленности импортирующей страны либо представлять угрозу такого ущерба, или препятствовать созданию соответствующей отрасли в стране.

  2. Объем демпингового импорта должен составлять не менее 3% совокупного объема импорта. Кроме того, демпинговая маржа (разница между существующей и нормальной ценами) должна быть больше, чем 2% от нормальной цены.4

Если все вышеуказанные условия доказаны, государство – член ВТО имеет право ввести антидемпинговую пошлину, размер которой не превышает демпинговую маржу для данного товара.

Компенсационные пошлины применяются в целях нейтрализации (компенсации) воздействия специфических субсидий, предоставляемых правительством страны- экспортера. Введение данных мер должно выравнивать условия международной конкуренции и смягчать искажения.

Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам устанавливает следующие случаи предоставления субсидий:

правительство или любой публичный орган оказывает финансовое содействие в пределах территории страны - экспортера, т. е. когда:

  • правительство осуществляет прямой перевод денежных средств или принимает на себя обязательства по переводу таких средств;

  • отказывается от взимания / не взимает причитающиеся ему доходы (налоги);

  • предоставляет определенные товары или услуги помимо общей инфраструктуры, то есть существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле ст. ХVI ГАТТ 1994 г. и таким образом предоставляется преимущество.

Компенсационные полшины также вводятся только после проведенного страной-импортером расследования, которое должно показать факт получения субсидии, определить ее размер и доказать нанесение ущерба национальным производителям, а также наличие причинно-следственной связи между данным ущербом и субсидией
5.

Специальные защитные пошлины - временный тариф или квота, устанавливаемые для защиты национальных товаропроизводителей от непредвиденно возросшего импорта в связи с изменениями конкурентной среды вследствие отмены или снижения торговых барьеров (например, после присоединения страны к ВТО и последовавшего за этим снижения пошлин).

Специальные защитные меры разрешены к применению ст. XIX ГАТТ в случае, «Если в результате непредвиденных обстоятельств какой-либо товар импортируется в таких возросших количествах и на таких условиях, что они причиняют или угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров».6 Это означает, что государство имеет право ограничивать импорт посредством введения квот либо дополнительных пошлин, размер которых превышает уровень нанесённого ущерба.

В целях применения специальных защитных мер под серьезным ущербом понимается значительное общее ухудшение позиций национальной промышленности. При этом принимаются во внимание следующие факторы:

  • объём импорта и показатели его роста;

  • доля национального рынка, занятого импортом;

  • изменения показателей объема продаж, производства, производительности труда, использования производственных фондов, прибыли и занятости в стране – импортере. 7

При установлении причинно-следственной связи между ущербом и импортом, страна имеет право вводить специальные защитные пошлины. Их установление означает отказ от предоставленных уступок (введение дополнительных пошлин) и/или применение количественных ограничений. В соответствии с правилами ВТО, специальные защитные пошлины должны носить временный характер. Более того они должны применяться на основе режим наибольшего благоприятствования (РНБ)8. Таким образом, при введении квот на импорт каждая страна-импортер сохраняет за собой ту долю в импорте, которая была у нее до установления ограничений.