Файл: Игра в педагогической деятельности. Игра в жизни ребенка. Ее функции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игра в педагогической деятельности.
-
Игра в жизни ребенка. Ее функции.
Игра — это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.
Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно - детям. Игры любые - подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, взгляд взрослых, никакого ума не надо.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.
Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.
Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.
Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий — это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование какого- то сюжета).
Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.
Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи.
В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т. д.
В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек.
-
Познавательная игра как средство развития умственных способностей, тренировка памяти, мышления, средство содержательного разумного отдыха школьников. Условия ее применения и организации.
Познавательная игра – это активное познание мира, облеченное в яркую
игровую форму. В организационном плане познавательная игра- коллективное творческое дело игрового, занимательного характера, имеющее в своей структуре коллективное планирование ,подготовку, осуществление, коллективный анализ и оценку.
По содержанию ,методике и технологии проведения можно выделить несколько групп познавательных игр: игры -конкурсы, игры-путешествия, игры читателей ,почемучкины игры и игры-обзоры(игры истории).
Игры-конкурсы, состязания основаны на ярко проявляющейся особенности
ребят - желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать ,что заложено в детской природе.
Игры – конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности , состязательности в области познания .Они требуют от ребят проявления
смекалки разносторонних знаний.
По своему характеру это интеллектуальные состязания по различным отрас-
лям знаний, выходящих за пределы содержания учебных программ и учебников . В них всегда есть победители и проигравшие. Победители
-это те, кто больше знает, много читает, многим интересуется . Выигрыш
и проигрыш в игре стимулирует познавательную активность детей,
желание читать , узнавать новое ,расширять круг чтения.
Успех в таких играх зависит от :
- интересных , занимательных и в то же время заставляющих думать
вопросах
- быстро ориентирующегося в ситуации и обладающего широким
кругозором ведущего
- награждения победителей.
Перед каждой игрой обязательно продумывается вместе с детьми система
оценок. Их можно фиксировать на доске, на табло ,на плакате. Совсем необъя
зательно каждый раз использовать цифровые показатели .Их с успехом мо-
гут заменить предметные: по-разному окрашенные листья деревьев ( "Знато-
ки природы"), геометрические фигуры("Математический турнир"), лепестки цветов("На цветочной поляне","На балу у Флоры"),снежинки ,желуди, ягоды,
рябина и.т.д.
Не стоит и забывать о том ,что игра –это не урок ,и поэтому во время ее про-
ведения возможны и шум, и смех, и передвижение детей по классу .Ценность
игр-состязаний состоит в том, что ребята все вместе в составе команд думают, обсуждают вопросы, находят ответы.
Надо учесть и то, что младшие школьники ,как правило ,не умеют работать в группе(команде),стараются отвечать или задавать вопросы индивидуально
(часто им просто не хватает терпения ,и они выкрикивают с места то ,о чем
догадались ,о чем знают).Их надо учить совместной умственной работе ,ес-
ли не делать этого, то в познавательных играх будут участвовать только самые эрудированные , сообразительные ученики ,а другим станет не инте-
ресно , и игра не даст того воспитательного результата ,ради которого и
задумывалась педагогом.
Победителей в игре можно награждать и призами : книгами , игрушками,
играми и. т . д. Вполне подойдут самодельные медали(их можно изготовить
вместе с детьми), дипломы и.т.д.
К играм- соревнованиям можно отнести такие игры, как "Умники и умницы",
" Зездный час", "Ау , знатоки" и.т.д.
Игры – путешествия , реальные и воображаемые ,отличаются ,во-первых ,ин-
тересным сюжетом , который разворачивается перед детьми героями кото-
рого они становятся . Во – вторых, игры ,как правило ,построены на одной тематике, например:,
"Природа"," Море и корабли","Космос" и.т.д.
Игры – путешествия -это исследование какого-либо объекта ,явления области, знаний .В них нет соревновательности, как в конкурсах и турнирах.
Они требуют от детей большей самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех . Готовясь к играм-путешествиям,
дети больше работают с книгами ; словарями, энциклопедиями ,ищут нужный материал , формируют по нему вопросы.
Таким образом , они развивают творчество ,воображение.
Педагогические (воспитательные) возможности познавательных игр могут быть реализованы при соблюдении следующих методических условий.
-
Ребенок должен быть субъектом деятельности, занимать активную позицию в организации игр : в их планировании, поиске информации, осуществлении ,анализе и оценке. -
Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес к познанию чтобы игровой мотив менялся на познавательный ,необходимо постепенно увеличивать объем информации и степень участия детей в ее поиске. -
Чтобы игры приобретали развивающий характер , их содержание должно выходить за пределы учебных программ и учебников. -
Необходимо учесть и психологические особенности младших школьников , придавая играм познавательного характера занимательную форму, используя увлекательный сюжет, красочное оформление , новизну и необычность информации. -
Весьма важно при организации познавательных игр опираться на интересы детей. Преимущество внеклассной работы , в отличие от учебной, заключается в том , что в ней мы не ограничиваемся строгими требованиями программы и можем учитывать потребности ,жизненные ориентиры, увлечения детей ,идти за их насущными интересами . В этом случае деятельность детей приобретает
для них личностный смысл, становится личностно значимой.
-
Сила влияния игры в ее привлекательности , необъязательности, поэтому -никокого принуждения, насилия, авторитарности. Позиция учителя в игре – позиция советчика ,старшего товарища, координатора. Направленность его воздействий :не принудить ,а увлечь, не убедить (хотя и это неплохо ) а заинтересовать ,восхитить; не разъяснить ,а открыть ,инициировать активность самих детей. Проводя познавательные игры, учитель ориентируется на уровень общего умственного и социального развития детей, внося в них конкретные коррективы в соответствии с его педагогическими задачами.
-
Подвижная игра как средство активного отдыха детей. Ее воспитательное значение. Гигиенические требования (одежда, температура и т.д).
Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремясь достигнуть определенной, заранее поставленной
цели. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших социальных задач физического воспитания.
Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствуют укреплению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и
выполнению. В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры. Приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях. Содержание игр обогащает представление и активизирует
наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели,
веру в свои силы. Подвижные игры можно проводить с музыкальным сопровождением.
Подвижная игра благоприятно влияет на детскую нервную систему, так как для достижения цели и выполнения правил в игре требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Большинство подвижных игр приводит к работе многие крупные группы мышц, что положительно влияет на весь организм в целом. Во время игры часто одни движения сменяются другими, поэтому не происходит переутомления детей. Возможность детьми самостоятельно регулировать и изменять темп игры превращает ее в средство для регуляции нагрузки. Таким образом, такая активная двигательная деятельность тренирует и совершенствует процессы возбуждения и торможения.