Файл: Игра в педагогической деятельности. Игра в жизни ребенка. Ее функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра в педагогической деятельности.

  1. Игра в жизни ребенка. Ее функции.

Игра — это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.

Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно - детям. Игры любые - подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, взгляд взрослых, никакого ума не надо.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.

Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.

Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.

Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий — это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование какого- то сюжета).


Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи.

В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т. д.

В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек.



  1. Познавательная игра как средство развития умственных способностей, тренировка памяти, мышления, средство содержательного разумного отдыха школьников. Условия ее применения и организации.

Познавательная  игра – это активное познание мира, облеченное в яркую

игровую форму. В организационном плане познавательная игра- коллективное творческое дело игрового, занимательного характера, имеющее в своей структуре коллективное планирование ,подготовку,  осуществление, коллективный анализ и оценку.

По содержанию ,методике и технологии проведения можно выделить несколько групп познавательных игр: игры -конкурсы, игры-путешествия, игры читателей ,почемучкины  игры и игры-обзоры(игры истории).

Игры-конкурсы, состязания основаны на ярко проявляющейся особенности

ребят - желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать ,что заложено в детской природе.

Игры – конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности , состязательности в области познания .Они требуют от ребят проявления

смекалки разносторонних знаний.

По своему характеру это интеллектуальные состязания по различным  отрас-

лям знаний, выходящих за пределы содержания учебных программ и учебников . В них всегда есть победители и проигравшие. Победители



-это те, кто больше знает, много читает, многим интересуется  . Выигрыш

и  проигрыш в игре стимулирует познавательную активность детей,

желание читать , узнавать новое ,расширять круг чтения.

Успех в таких играх зависит от :

          - интересных , занимательных и в то же время заставляющих думать

            вопросах    

          - быстро ориентирующегося в ситуации и обладающего широким

            кругозором ведущего

          - награждения победителей.

Перед каждой игрой обязательно продумывается вместе с детьми система

оценок. Их можно фиксировать на доске, на табло ,на плакате. Совсем необъя

зательно  каждый раз использовать цифровые показатели .Их с успехом мо-

гут заменить  предметные: по-разному окрашенные листья деревьев ( "Знато-

ки  природы"), геометрические фигуры("Математический турнир"), лепестки цветов("На цветочной поляне","На балу у Флоры"),снежинки ,желуди, ягоды,

рябина и.т.д.

Не стоит и забывать о том ,что игра –это не урок ,и поэтому во время ее про-

ведения возможны и шум, и смех, и передвижение детей по классу .Ценность

игр-состязаний состоит в том, что ребята все вместе в составе команд  думают, обсуждают вопросы, находят ответы.

Надо учесть и то, что младшие школьники ,как правило ,не умеют работать в группе(команде),стараются отвечать или задавать вопросы индивидуально

(часто им просто не хватает терпения ,и они выкрикивают с места то ,о чем

догадались ,о чем знают).Их надо учить совместной умственной работе ,ес-

ли не делать этого, то в познавательных играх будут участвовать только самые эрудированные , сообразительные ученики ,а другим станет не инте-

ресно  , и игра не даст того воспитательного результата ,ради которого и

задумывалась педагогом.

Победителей в игре можно награждать и призами : книгами , игрушками,

играми  и. т  . д. Вполне подойдут самодельные медали(их можно изготовить

вместе с детьми), дипломы и.т.д.

К играм- соревнованиям можно отнести такие игры, как "Умники и умницы",

" Зездный час", "Ау  , знатоки" и.т.д.

Игры – путешествия  , реальные и воображаемые ,отличаются ,во-первых ,ин-

тересным  сюжетом  ,  который разворачивается перед детьми  героями  кото-

 рого они становятся  .  Во – вторых, игры ,как правило ,построены на одной тематике, например:,

"Природа"," Море и корабли","Космос" и.т.д.

Игры – путешествия -это исследование какого-либо объекта ,явления области, знаний .В них нет соревновательности, как в конкурсах и турнирах.


Они требуют от детей большей самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех  .  Готовясь к играм-путешествиям,

дети больше работают с книгами ; словарями, энциклопедиями ,ищут нужный материал , формируют по нему вопросы.

Таким образом , они развивают творчество ,воображение.

Педагогические  (воспитательные) возможности  познавательных игр могут  быть реализованы при  соблюдении следующих методических условий.

  1. Ребенок должен  быть субъектом деятельности, занимать активную позицию в организации игр : в их планировании, поиске  информации, осуществлении  ,анализе и оценке.

  2. Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес к познанию чтобы  игровой мотив менялся на познавательный  ,необходимо постепенно увеличивать объем информации и степень участия детей  в ее поиске.

  3. Чтобы игры приобретали развивающий характер  , их содержание должно выходить за пределы учебных программ и учебников.

  4. Необходимо учесть и психологические особенности младших школьников  , придавая играм познавательного характера занимательную форму, используя увлекательный сюжет, красочное оформление  , новизну и необычность информации.

  5. Весьма важно при организации познавательных игр опираться на интересы детей. Преимущество внеклассной  работы , в отличие от учебной, заключается в том , что в ней  мы не ограничиваемся строгими  требованиями программы и можем учитывать потребности ,жизненные ориентиры, увлечения детей ,идти за  их насущными  интересами . В этом случае деятельность детей приобретает

     для  них личностный   смысл,   становится    личностно    значимой.

  1. Сила влияния  игры в ее   привлекательности ,     необъязательности, поэтому -никокого  принуждения,    насилия,    авторитарности. Позиция учителя в игре – позиция  советчика  ,старшего товарища, координатора. Направленность его воздействий  :не    принудить ,а увлечь, не убедить (хотя и это неплохо ) а заинтересовать  ,восхитить; не разъяснить  ,а открыть ,инициировать активность    самих детей. Проводя познавательные игры, учитель ориентируется на уровень  общего умственного и социального развития детей, внося в них конкретные коррективы в соответствии с  его  педагогическими задачами.



  1. Подвижная игра как средство активного отдыха детей. Ее воспитательное значение. Гигиенические требования (одежда, температура и т.д).


Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремясь достигнуть определенной, заранее поставленной

цели. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших социальных задач физического воспитания.

Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствуют укреплению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и

выполнению. В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры. Приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Ценность игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях. Содержание игр обогащает представление и активизирует

наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели,

веру в свои силы. Подвижные игры можно проводить с музыкальным сопровождением.

Подвижная игра благоприятно влияет на детскую нервную систему, так как для достижения цели и выполнения правил в игре требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Большинство подвижных игр приводит к работе многие  крупные группы мышц, что положительно влияет на весь организм в целом. Во время игры часто одни движения сменяются другими, поэтому не происходит переутомления детей. Возможность детьми самостоятельно регулировать и изменять темп игры превращает ее в средство для регуляции нагрузки. Таким образом, такая активная двигательная деятельность тренирует  и совершенствует процессы возбуждения и торможения.