Файл: Память. КРАТКОВРЕМЕННАЯ память. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ память. Психофизиологические механизмы памяти.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.
К важнейшим психическим процессам человека
относится память –форма психического отражения
действительности, которая заключается в:
Память обеспечивает единство и последовательность
течения всех познавательных психических процессов.
Понятие памяти включает в себя способность:
-к узнаванию всех видов восприятия и иных форм ду-
-воспроизведению (репродукция);
-обязательным компонентом памяти является процесс
Из различных видов памяти наиболее устойчивой является:
-и, особенно, аффективная память.
Характерные жесты, элементарные моторные навыки, осан-
ка, походка сохраняются даже при глубоком распаде зритель-
При старческом слабоумии (dementiae) дифференцирован-
ное эмоциональное отношение к окружающим остается
прежним и в тех случаях, когда больные уже не могут никого
назвать по имени или как бы то ни было объяснить разницу в
В зависимости от того, какой анализатор
принимает наибольшее участие в восприятии за-
поминаемого материала, выделяют:
Характеристиками памяти также являются:
-скорость запоминания и воспроизведения;
-точность воспроизведения (точность запоминания).
Для практической деятельности важно помнить, что человек
воспроизводит в среднем 6-8 одновременно воспринятых объектов.
Прочность запоминания зависит:
-от силы и повторности восприятия;
-от степени концентрации внимания при восприятии;
-от эмоциональности отношения к объекту восприятия;
-от функционального состояния головного мозга, в том числе в
зависимости от утомления, наличия отвлекающих раздражителей, ги-
По длительности хранения информации память разделяют:
-на сенсорную (хранение не более 1,5 с),
-кратковременную (не более 30 минут)
-долговременную (длительное хранение).
В инженерной психологии выделяется такое понятие как
оперативная память. Оперативная па-
мять связана с промежуточными мысли-
Развитие оперативной памяти чрезвы-
чайно важно для некоторых специальнос-
тей, таких как авиационных и корабель-
ных штурманов, диспетчеров, операторов
Локализации функции памяти в мозгу.
В процессах памяти принимают участие различ-
ные структуры головного мозга:
-кора больших полушарий, в первую площадные
структуры височных и затылочных долей головного
- дно четвертого желудочка и т.д.).
В частности, исследованиями Dash P.K. (1997) было
показано, что образование следов памяти в основном
протекает параллельно: в гиппокампе и коре больших
Гиппокамп является «первоначальным координато-
ром» воспроизведения следов памяти до тех пор, пока не
будут установлены новые более высокого уровня связи
между отдаленными областями моз-
га (экстрагиппокампальные связи),
и в первую очередь-структуры ба-
зальных ядер и коры головного моз-
Американский нерофизиолог и нейрохиург Уайлдер
Пенфилд (1958) установил, что функция памяти лока-
лизована в коре боковой и верхней поверхностей височ-
ных долей головного мозга. Раздражение височной доли
слабым электрическим током приводило к появлению
чрезвычайно ярких, эмоционально насыщенных воспо-
Механизмы кратковременной памяти
В 1949 г. Д. Хебб предложил выделить особый вид
памяти: кратковременную память, основанную на
реверберации - электрической импульсной активности
в замкнутых цепях нейронов на всех уровнях ЦНС. После воздействия
афферентного стимула (зрительного, слухового и др.) в замкнутых
нейронных сетях мозга возникает циркуляция нервных импульсов (ре-
вербация). Время ревербации составляет от 2 до 15-20 мин. Затем, ес-
ли стимул был неинтенсивным, циркуляция затухает.
При выраженных афферентных сти-
мулах возникают стойкие биохимические
процессы в мозге, связанные с синтезом
РНК, которая является материальным
Нейрофизиологические механизмы долговремен-
ной памяти устроены намного сложнее.
Еще Аристотелем была высказана гипотеза о том,
что впечатления, испытываемые человеком, оставляют
в его душе определенные отпечатки (энграммы), «…подобно тому
тиями в головном мозге, вошло на ином уровне в современную науку.
В современной нейрофизиологии под энграммами подразумева-
ют образование следов памяти, которые связаны с изменением
состава молекул РНК в нейроных и глиальных клетках.
По данным шведского биохимика Хидена было установ-
лено (1962), что образование следов памяти связано с измене-
нием состава молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК) в
нейронах и глиальных клетках (в первую очередь –в Шванов-
Именно там, РНК рибосом присоединяют к себе (в опре-
деленном порядке) аминокислоты, синтезируя белковую мо-
лекулу. Эта белковая молекула и является материальным но-
сителем долговременной информации.
Хиден экспериментально установил тесную связь между степенью
выработки двигательных навыков и содержанием РНК в нейронах
соответствующих моторных центров. В ходе обучения содержание
РНК в нейронах заметно повышалось. Хиден обнаружил, что нейроны
самые активные продуценты РНК в организме. В одном нейроне
содержание РНК может колебаться от 20 до 20000 пикограмм*.
При этом, нейроны, содержащие наибольшее количество РНК,
оказывались ответственными за хранение большого объёма
На основании этих данных Хиден высказал предположение, что
именно молекула РНК является главным нейрохимическим
*пикограмм – одна триллионная часть грамма
Еще один вариант механизма формирования долговременной
памяти предложил в 1985 г. известный австралийский биохимик
Мак-Коннелл (гипотеза «переноса» молекул памяти. Так назы-
ваемый механизм «генной памяти»).
Он обнаружил увеличение содержания РНК в нейронах моз-
говых структур животного после обучения. И если после этого
другое животное кормить пищей,
приготовленной из мозговых об-
ного, скорость формирования ус-
Между временем циркуляции импульсов в цепях (кратковременная па-
мять) и биохимическими следами долговременной памяти существует пря-
-чем более длительная циркуляция импульсов, тем быстрее синтезируется РНК;
-чем более эмоционально значимым для человека является стимул, тем
Иногда эти ревербационные процессы являются
причиной навязчивых мыслей и фобий. Именно в лоб-
ных долях, образуются устойчивые нейронные
связи («нейронные цепочки»), которые формируют у
человека навязчивые мысли, вплоть до невроза навяз-
Как правило, непосредственной причиной этого могут служить
различного рода психогении или выраженное переутомление.
Минуя сознание эти импульсы могут попадать на моторные зо-
ны мозга и человек начинает выполнять ненужные операции (по нес-
кольку раз проверять: выключен ли утюг, заперта ли дверь и др.).
Если импульсы попадают на слуховую
кору - возникают и длительное время «не
отстает» какая-либо мелодия, вплоть до «му-
зыкальных» (слуховых) галлюцинаций.
Нейрофизиологические механизмы забывания
-забывание идет нарастая до 8 часов (через 8 часов забывается 52% заученного материала);
-через сутки информация частично восста-
навливается и достигает уровня 32 % от пер-
воначально заученного материала.
-почти полное забывание воспринятого
материала (97%), наступает через 120 дней.
К патологии памяти относятся состояния:
-ослабление памяти (гипомнезии);
ПАМЯТЬ.
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.
ㅤ
К важнейшим психическим процессам человека
относится память –форма психического отражения
действительности, которая заключается в:
-закреплении;
-сохранении;
- -воспроизведении своего опыта
ㅤ
Память - это связь времен - прошлого, настоящего и будущего - как в жизни отдельного человека, так и для чело-вечества в целом.
ㅤ
Память обеспечивает единство и последовательность
течения всех познавательных психических процессов.
Понятие памяти включает в себя способность:
-к узнаванию всех видов восприятия и иных форм ду-
шевной деятельности;
-к запоминанию (фиксация);
-сохранению (ретенция);
-воспроизведению (репродукция);
-обязательным компонентом памяти является процесс
забывания.
ㅤ
Основные процессы памяти:
-запоминание;
-сохранение;
-забывание;
-восстановление.
ㅤ
В плане постнатального онтогенеза память форми-руется и исчезает по следующей зависимости:
-вербальная;
-образная;
-двигательная;
- эмоциональную память.