Файл: Содержание предисловие переводчика введение i. Сфера индуистского тантризма.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 972
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
169 мантра тантрического божества, но она не является таковой во всех своих прочих амплуа. Для того чтобы ответить на вопрос, является ли мантра тантрической или нет, меньшее значение имеет её форма, а большее – характер использования. С этой точки зрения, множество связанных с мантрами тантрических практик, которые мы описали, до сих пор выполняется в их традиционной форме, идёт ли речь о мантрах кундалини- йоги с её представлениями об имажинальном теле, джапе, амулетах и прочих физических «мантризациях» или различных магических обрядах, совершаемых с мантрами (будь ли то обряды искупления, исцеления или чёрной магии). Наряду с этими практиками имеется также обширная литература, имеющая широкое распространение, научная или популярная, книги, руководства, брошюры на эту тему на всех языках Индии. В Южной
Индии мантирикары или мантиравати, специалисты по этой области, являющиеся тантриками, остаются очень активными
1
Как мы видели в 5-й главе, хатха-йога (или кундалини-йога) имеет тантрическую природу, между тем, ей занимаются люди, не обязательно являющиеся тантриками. Но имеются йоги-тантрики, к которым мы позднее вернёмся. В отношении того, что касается храмов и иконографии, мы видели, что большая часть божественных форм, почитаемых в индуизме, имеет тантрическое происхождение, и ссылки, которые мы давали на эту тему, сохраняют, как правило, значение и поныне: индуистский пантеон обогащался на протяжении столетий – новые божества появляются до сих пор, – но в основных своих чертах он оставался таким же. А значит, нет необходимости возвращаться к различным аспектам, которыми могут обладать эти божества, представляющие собой объект простого или сложного культа в храмах, святилищах и святых местах, – ими усеяны Индия и Непал.
Что до богов, Шива, очевидно, находится на переднем плане, будучи почитаемым во всех своих храмах и святилищах, у истоков Ганги, повсюду, где он появляется и где он манифестируется во всех своих формах, в особенности в грозной форме Бхайравы. Бенарес (Каши), как известно, это его город. Кроме его главного храма как Владыки вселенной, Вишванатха, и множества лингамов, у него есть здесь как у Бхайравы храм, имеющий важное значение для его почитателей, который часто посещают садху. Ему посвящены и несколько крупных храмов
Юга:
Чидамбарам,
Тируваннамаллаи, Танджор, и др. Некоторые формы Вишну являются тантрическими; даже Кришна выступает тантрическим божеством для некоторых сахаджиев, сохранившихся до сих пор. Два тома Г. Бюнемана о
1
Они были хорошо описаны Карлом Густавом Дьелем в книге «Instrument and Purpose.
Studies on the Rites and Ritual in South India (Lund, 1956). Кажется, что с тех пор ситуация почти не изменилась. Дьель указывает, что некоторые мантирика являются мусульманами. Впрочем, в индуистских в принципе руководствах по мантрам обнаруживаются амулеты или другие ритуальные принадлежности, содержащие арабские письмена.
170 тантрическом пантеоне
1
, хотя и основываются на древних текстах, представляют заметную часть индуистского пантеона в той форме, в которой его почитают в наши дни.
Современная индуистская религиозность, конечно, предстаёт в образе бхакти, благоговения, которое a priori не является тантрическим, но бхакти и тантризм сочетаются без проблем: мы видели это в 9-й главе, исследуя древние тексты, и мы увидим это дальше на нынешних примерах. На сантов, этих поэтов-мистиков, всегда выступавших выразителями идей бхакти, идёт ли речь о Кабире, Джнандеве или других – оказали влияние натхи: тексты натхов обнаруживаются даже в Грантх Сахиб, священной книги сикхов – достаточно сказать… Констатируя это, я всё же не стану утверждать, что весь современный индуизм «тантризован», так как это было бы преувеличением. Но несомненно, что он во многих отношениях носит следы влияния Тантры, однако верующие, и это не менее несомненно, чаще всего этог7о не осознают.
…до различных признанных форм присутствия
И напротив, есть различные случаи, где действующие лица всегда осознают тантрический характер действий, которые они совершают, в которых принимают участие или присутствуют.
Мы видели, что индуистские князья (даже если ныне это деловые люди или политики) достаточно часто сохранили, если не власть, по крайней мере свою должность главного устроителя жертвоприношений в их прежнем княжестве, и стало быть, их место на крупных праздниках в храме, на который недавно опирался их трон, а божество этого храма может быть тантрическим. Таким образом, их до сих пор можно увидеть находящимися рядом с этим божеством во время наиболее важных празденств – так бывает, например, в Пури на праздник Джаганнатха
2
, вишнуитского божества, имеющего, однако, некоторые тантрические черты. Несколько махараджей всегда имеют рядом с собой тантрического раджгуру (так, например, в
Гвалиоре). Также эта роль заметна в Гималаях, например, в Куллу, где вопрос о княжеском и божественном первенстве продолжает порождать ссоры и судебные процессы – и где именно храмовые служители или одержимые, связанные с храмами различных богинь, призывая их, разбирают личные тяжбы или конфликты между деревнями
3
. Божества тантрической природы (как правило, богини), населяющие гималайские долины, продолжают оставаться объектом постоянного культа в своих многочисленных святилищах, так как они опасны! В частности, в долине
Куллу, представленные масками, помещенными на паланкины, каждый год
1
См.: Buehnemann G. The Iconography of Hindu Tantric Deities.
2
Эту тему затронула Фредерик Апфель-Марглен в книге «Wives of the God-King», op. cit., где на фотографиях предстаёт махараджа, официально участвующий в празднике.
3
См. Berti D. La Parole des dieux. Rituels de possession en Himalaya indien.
171 процессией они отправляются на торжественные празднества, где собирается население.
Также в Гималаях есть Непал, который до мая 2008 г. являлся индуистским королевством, последним из сохранившихся
1
. В этой стране как индуистские, так и буддийские культы носят тантрический характер; они связаны с укладом общественной жизни; они расставляют вехи в ходе ритуального года и размечают пространство. Некоторые включают значимые жертвоприношения животных, в особенности во время королевского праздника Дасаин в честь Дурги. В своих различных аспектах мир Тантры оставался вездесущим, глубоко укоренённым в непальской жизни.
Неизвестно, что произойдёт теперь, когда Непал стал республикой, управляемой маоистами. Но можно полагать, что эта древняя цивилизация будет исчезать только понемногу, и некоторое время её элементы ещё будут сохраняться, особенно в традициях различных этносов, составляющих население страны. Без сомнения, сохранятся также многочисленные храмы, святые места и монастыри, индуистские и буддийские, некоторые из которых обладают большим значением и процветают
2
… и до открытого и зримого присутствия
Открыто выставляемый напоказ тантризм, в частности, представлен некоторыми группами отрешившихся, аскетов и йогов-шиваитов, наследников древних традиций капалика и натха (которые, впрочем, составляют только маленькую долю от большого числа индийских садху
3
).
Самое заметное и организованное течение этих отрешившихся это, без сомнения, течение натхов (или натх-йогов), именуемых также канпхатами
(или канпхатайогами), «йогами с разорванными ушами», потому что они носят большое кольцо, вставленное в хрящ уха. Это продолжатели традиции
1
Непальские реалии были очень хорошо изучены Жераром Тоффином в книге: «Le Palais et le temple. La function royale dans La vallée du Népal. См. также: Krauskopff G., Lecompte-
Tilouine M. Célébrer le pouvoir. Dasain, une fête royale au Népal (Paris: CNRS Ẻditions, 1996);
Vergati A. Art et société au Népal. На тему Непала см. также исследование: Levy R.I.
Mesocosm. Катрин Клементен-Ожа сообщает в книге «Le Trident sur le palais» (Paris:
Presses de l’EFEO, 1999), об «антивишнуитской клике в одном индуистском княжестве в колониальную эпоху», это в Джайпуре, где у махараджи наряду с главным княжеским храмом всегда был более тайный храм, посвящённый Богине.
2
Действующий храм натхов был описан в книге: Bouiller V. Ascétes et rois. Un monastére de Kanphata Yogis au Népal.
3
Гхурье в своем классическом, но уже устаревшем труде «Indian Sadhus» (Bombay:
Popular Book Depot, 1953) выделяет две основные группы, «Samnyasis or Shaiva Ascetics» и
«Bairagis or Vaishnava sadhus». Их общее число значительно, Census of India 1931 года, упоминаемая Бриггсом (Gorakhnath and the Kamphata Yogis. P. 6), ссылаясь на «Imperial
Census of India» 1931 года, оценивала число индуистских садху в «more than a million»
(более чем в миллион. – Прим. пер.), и это во время, когда в Индии насчитывалось только около 300 млн. жителей: в наши дни статистически их должно быть больше, даже если, без сомнения, они составляют меньшую пропорцию населения.
172 натхов, чью древность и важность мы уже видели. Ныне их влияние не так велико, но они остаются активной общиной; верные учению хатха-йоги, которым они ранее обладали на манер монополии, они сумели приспособиться к современному миру, иногда даже обзаведясь клиентелой из числа деловых людей или патронируя медицинские учреждения. У них есть несколько центров, один из них в Горакхпуре (в Уттар Прадеше), где находится храм Горакхнатха, их легендарного основателя; другой важный центр находится в Харидваре, где Ганга выходит на равнину; прочие расположены в Раджастхане и в Карнатаке. У натхов есть много святых мест, разбросанных по всему индийскому субконтиненту, от Ассама до Пакистана.
Их святилища есть (или были) даже в Афганистане
1
. Кажется, именно в
Непале в наши дни в наибольшей степени ощущается присутствие натхов. В частности, здесь они располагают важным монастырём в Каугхера (в провинции Данг, граничащей с Индией), остающимся очень активным центром – этот монастырь недавно сделался объектом весьма интересного исследования
2
. Любопытно, что этот монастырь, будучи посвящён культу
Горакхнатха и Бхайравы, устраивает каждый год паломничество к соседнему храму Богини, в то время как натхи в принципе вовсе не являются шактами.
Любопытно также, что главы монастырей натхов часто носят мусульманский титул пира. Также существуют странствующие натх-йоги, – таковых в наши дни едва ли насчитывается более нескольких тысяч. В Непале существует их разновидность, йоги кусле-капали
3
, которые приняли образ жизни домохозяев и в наши дни составляют касту. Прежде мы указывали на связь натхов с суфийским исламом; следы этого ещё заметны в наши дни, например, у исмаилитов-сатпантхи Гуджарата, чьи священные песнопения, гинанс, наполнены индуистскими элементами, связанными в особенности с натхами.
Есть и другие разновидности тантрических садху, странствующих и оседлых – на них, как правило, смотрят как на магов, практикующих трансгрессивные культы. К их числу принадлежат и те, кого обычно называют агхор, с телом, умащенным пеплом с погребальных костров, населяющие места кремации, где они отправляют свои культовые обряды ночью, пользуясь, как говорят, трупами, если эти трупы удается заполучить
4 1
Эти святые места описаны Бриггсом в книге «Gorakhnath and the Kamphata Yogis», p. 74–
124.
2
Книга «Ascètes et rois» Вероник Булье представляет среди прочего интерес в том, что показывает устойчивость связей между политической властью и храмом. Автор только что выпустила работу «Itinérance et vie monastique. Les ascètes Nath yogîs en Inde contemporaine», где дает полную картину положения секты натхов в современной Индии.
На тему натхов заслуживает прочтения работа Бриггса «Gorakhnath and the Kamphata
Yogis».
3
Стали предметом изучения Вероник Булье в статье «Bulletin de l’École française d’Extrême-Orient» (1993).
4
Этот обряд является важной темой «Катха-сарит-сагары», сборника сказок XI в. Но
Видья Дехеджа в книге «Yoginîs Cult and Practices» пишет (р. 60): «<…> the practice is not
173
Их, являющихся почитателями Бхайравы, можно, в частности, встретить в
Бенаресе, так как это божество особенно связано с данным городом
1
. Они, несомненно, очень малочисленны.
Культ Богини – или богинь – заслуживают упоминания, в частности, по причине их важности в определённых областях. Не все богини являются тантрическими. Таковыми являются те, которые, будучи, как правило, грозными, обычно связываются с какой-либо формой Шивы. Это случай некоторых великих богинь: Кали или Дурги, храмы которых разбросаны по всей Индии. В Непале это Гухьешвари, где девять Дург (Навадурга) представляют объект важного культа. Также, как и в Индии, здесь присутствует почитание Трипурасундари. Можно было бы упомянуть и других, древних, богинь, таких как десять махавидий или сравнительно более недавних, близких к народным культам
2
. Но также имеются многочисленные местные богини, выступающие объектом постоянного почитания, в частности, в гималайских районах. Это случай, например, грозной богини
Хидимбы в Куллу или Вайшно Деви, формы богини Дурги, умерщвляющей демонов и почитаемой в подземном святилище в штате Джамму.
Присутствие йогини, чью важность мы видим на заре тантризма, а затем в иконографии, теперь, кажется, не особенно заметно. Прежде всего, имеется множеств мелких местных богинь, чьи святилища иногда лишены квалифицированного жреца, или вполне известные божества, привлекающие толпы к своему храму, который может иметь большое значение, таков, например, храм Минанши в Мадураи.
Исходя из всего этого, можно было бы говорить о большом влиянии
Тантры, хотя культ, обращённый к этим божествам, очень часто редуцирован до такой степени, что его почти нельзя называть «тантрическим»: это, скорее, народный индуизм. Однако не всегда легко провести различие между народным культом и тантрическим, так как на практике они часто имеют много общего. Например, мы видим это в культе богини Йеламмы в
Саундатти (Керала), важном месте паломничества
3
. Одержимость, черта, считающаяся, как правило, присущей народным культам, вполне может существовать в тантрическом контексте в наши дни, как и прежде – часто она uncommon even to-day; when there is a death in a poor home, the family is approached with an offer of money for the use of the corpse for one night. Indeed, in the town of Kâmâkhya, people rarely leave a corpse uncremated overnight for fear of losing it to tantric practitioners» (эта практика не является чем-то необычным даже и в наши дни; когда в бедном доме кто-то умирает, к семье обращаются с предложением денег за использование трупа на одну ночь.
В городе Камакхье в самом деле люди редко оставляют труп без кремации на ночь из боязни, что он попадет в руки тантриков-практиков. – Прим. пер.).
1
Его храм описывается с несколькими ссылками на агхори в прекрасной книге Дианы Эк
«Banaras, City of Light».
2
См. книгу: Hawley J.S., Wulff D.M. Devî, Goddesses of India.
3
Этот культ (вместе с проблемами, которые он ставит: одержимость, насилие, роль женщин и т.д.) стал объектом внимательного изучения Джеки Асаяг в книге: La Colère de la déesse décapitée, op. cit.