Файл: Действия должностных лиц го и тсчс при приведении органов управления, сил го и тсчс в готовность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При подготовке к учениям руководитель определяет учебные цели и учебные вопросы, создает исходную обстановку, намечает порядок отработки учебных вопросов и руководит разработкой плана проведения учения.

Для подготовки и проведения учения разрабатываются:

  • приказ начальника ГО о подготовке и проведении учения;

  • календарный план подготовки ТСУ;

  • задание за учение;

  • план проведения ТСУ;

  • план имитации, материально-технического обеспечения, частные планы и другие документы.

Документы по подготовке и проведению ТСУ приведены в приложении.

Успех проведения ТСУ зависит от подготовки руководителя и его помощников и умелого выполнения ими своих обязанностей.

Работа руководителя по подготовке учения начинается: с изучения директив и указаний старших начальников по подготовке формирований, а также соответствующих разделов Наставлений по организации и ведению ГО, по предупреждению и ликвидации ЧС, применению и действиям формирований по теме учения; уяснения темы учения и определения содержания его учебной цели и учебных вопросов; подбора участка местности, определения времени и продолжительности учения; уточнения состава участников, руководства и помощников руководителя и мероприятий материально-технического обеспечения.

Уяснение темы состоит в четком представлении руководителем всего объема знаний, приемов и навыков, которые должны быть приобретены участниками учений. Уяснить тему - это значит правильно понять ее содержание в соответствии с требованиями примерных программ обучения.

Учебные цели учения определяются, исходя из содержания темы, в них указываются, кого и чему надо учить, какие провести темы, поставленных учебных целей и уровня подготовленности обучаемых.

После определения и уточнения вопросов связанных с темой ТСУ, руководитель проводит рекогносцировку района учения. На рекогносцировке уточняются границы района учения, районы расположения формирований и их задачи, последовательность отработки учебных вопросов, места проведения практических работ, мероприятия по подготовке района учения, а также организацию имитации и мер безопасности.

После уточнения целей и задач учения, рекогносцировки руководитель проводит занятие со своими помощниками, штабом руководства и имитационной группой, на котором объясняет ход предстоящего учения, порядок отработки учебных вопросов и создание обстановки, проверяет знания, помощниками своих обязанностей и действий имитационной группы. На этом занятии уточняется на местности имитация очагов пожаров,
повреждение на коммунально-энергетических сетях, участках завалов, обозначение неустойчивости конструкций, зданий, участков затопления, мест нахождения статистов.

В соответствии с планом проведения учения помощники руководителя разрабатывают частные планы с указанием формирований к предстоящему учению и оказывают им помощь в обеспечении их техникой, приборами, имуществом, инструментами.

Перед проведением учений все участники проходят обязательный инструктаж по технике безопасности.
Проведение тактико-специального учения.

Учения могут начаться непосредственно на месте постоянной дислокации формирования или после вывода в район проведения учения. Во всех случаях учение начинается со сбора личного состава. Если формирование выводится на учение внезапно, необходимо проверить время, фактически затрачиваемое на приведение в готовность. С этой целью проверяется: время, затрачиваемое на оповещение личного состава; организация выдачи и получения личным составом СИЗ и табельного имущества, а также вывода техники, транспорта и механизмов; организация выхода формирования в район сбора, размещение и действия его в этом районе.

Учения следует начинать с проверки готовности к нему обучаемых. Проверяются: оснащение (экипировка) обучаемых СИЗ, инструментом и другим табельным имуществом; наличие и исправность выделенной техники, механизмов и приборов; знание обучаемым правил выполнения приемов, действий и нормативов при ведении предстоящих работ, а также мер безопасности. Выявленные в результате проверки недостатки устраняются.

После проверки готовности личного состава руководитель учения объявляет тему, учебную цель, учебные вопросы, продолжительность и организацию учения, напоминает правила и меры безопасности при ведении работ, сообщить обстановку, в которой предстоит действовать. Обстановка может быть сообщена в виде устного приказа или распоряжения, в котором указывается, кем, где, в течение какого времени и какие работы должны быть выполнены. После постановки задачи руководитель учений заслушивает решение командиров формирований.

Учебные вопросы, предусмотренные планом учений отрабатываются последовательно. При этом руководитель учения сообщает каждый раз новую обстановку путем дополнительных вводных, по которым обучаемые командиры формирований должны принимать решения, ставить задачи подчиненным и организовать выполнение необходимых работ. Вмешиваться в действия обучаемых следует лишь в случаях, когда их решения явно не соответствуют сложившейся обстановке или поставленной задаче или могут привести к грубым нарушениям правил и мер безопасности. Обстановка на учениях должна быть максимально приближенной к реальной.



ТСУ целесообразно заканчивать сменой формирований, ведущих работы, или поставленной задачей на их смену с обязательным проведением специальной обработки личного состава и техники.

После обработки всех учебных вопросов руководитель проводит разбор. Он может проводится сначала с руководящим составом, а затем со всеми участниками учений.

Во время разбора указываются тема и учебные цели учения, обстановка, в которой действовали обучаемые, а затем последовательно анализируется выполнение поставленных задач. Могут, кроме того, излагаться теоретические положения по наиболее важным или новым вопросам, относящимся к теме учения.

Разбор нельзя ограничивать только перечислением имеющих место недостатков и примеров положительных действий. Особое внимание в нем должно быть уделено рассмотрению действий руководящего состава формирований с указанием, как следовало бы успешнее решить поставленные задачи в той или иной обстановке.

В заключении разбора руководитель дает оценку действий обучаемых, слаженности формирований и выучке личного состава, ставит задачи на устранение выявленных недостатков.

Положительный опыт и недостатки, имеющие место в ходе учения, обобщаются и доводятся до личного состава всех формирований объекта, а если учения проводились с территориальными формированиями, то до личного состава формирований района, города, области, республики.

Вопрос 5. Практические действия должностных лиц ГО и РСЧС при приве­дении органов управления, сил ГО и ТСЧС в готовность.
Подготовка личного состава - одна из основных задач командира (начальника) формирования. Он обязан обучить всех бойцов умелым и решительным действиям в условиях ЧС как мирного, так и военного времени, обеспечивать постоянную готовность подразделения, независимо от погодных условий и времени суток, проявлять постоянную заботу о защите людей в ходе проведения спасательных и других неотложных работ.

Бойцов формирований следует учить так, чтобы они в самых трудных условиях сумели быстро и грамотно выполнять работы по спасению людей при стихийных бедствиях, производственных авариях и катастрофах, оказывать первую помощь пораженным, выводить (выносить) их из опасных зон и эвакуировать в лечебные учреждения, обеззараживать территорию, здания, сооружения, технику, проводить санитарную обработку людей.

Подготовку формирований командиры организуют и проводят ежегодно в соответствии с требованиями учебных программ и указаний соответствующих начальников ГО на текущий учебный год. Она включает несколько элементов: общую, специальную и ТСУ.


Главным документом, регламентирующим подготовку формирований, является расписание занятий, а основным методом обучения - практические занятия. Только они приносят максимальную пользу, на них закрепляют и совершенствуют свои знания и навыки бойцы.

Командир несет ответственность за подготовку, дисциплину и моральное состояние личного состава, отвечает за поддержание своего формирования в постоянной готовности, своевременное выполнение задач, за сохранность транспорта, техники и имущества. Ведет учет личного состава, табельного имущества, находящегося в пользовании формирования и на складах. Заботиться об обеспечении личного состава СИЗ. Следит за соблюдением мер безопасности при проведении работ как в районах стихийных бедствий, так и на местах аварий и катастроф.

Он же разрабатывает план приведения формирования в готовность. После утверждения его начальником ГО объекта этот документ вступает в силу. Обязанность командира - довести до всего личного состава, проводить периодические тренировки, чтобы поддерживать повседневную готовность формирования на достаточно высоком уровне.

Гражданские организации ГО представляют собой формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организациями), не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации ГО (далее именуются - формирования) создаются организациями, имеющими и эксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, имеющими важное оборонное значение или представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.
К организациям, создающим формирования, относятся организации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

  1. Наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, к категории опасных производственных объектов;

  2. Отнесение организаций, в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по ГО, утвержденным постановление Правительства РФ от 19 сентября 1998г. № 1115, к категории особой важности, 1 или 2 категории по ГО;

  3. Подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени;

  4. Размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного заражения и (или) возможного катастрофического затопления.


Формирования создаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при проведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживанию населения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.

Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам ГО организации, муниципальных образований, субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти. Формирования применяются в соответствии со своим предназначением и сроками готовности.

Формирования подразделяются:

  • по подчиненности - на территориальные и объектовые;

  • по предназначению - формирования общего назначения формирования служб ГО.


Функциональные обязанности личного состава.

От знания функциональных обязанностей и четкого их выполнения личным составом формирования зависит в конечном итоге выполнение задачи по своевременному, полному и качественному проведению АСДНР по ликвидации последствий ЧС мирного военного времени.

Система обучения построена тек, чтобы весь личный состав формирования четко знал задачи и предназначение формирования в любых условиях обстановки и свои обязанности в составе формирования как в мирное время, так и в военное.

Весь личный состав формирования условно можно разделить на две категории: на тех, у кого обязанности в составе формирования совпадают (или близки) с производственными обязанностями, специальностью профессией (водители машин, крановщики, экскаваторщики, бульдозеристы, стропальщики, слесари-сантехники, теплотехники, водопроводчики, газопроводчики, пожарные и др.) и на тех, у кого эти специальности не совпадают с производственными (спасатели, разведчики-химики, сандружинники, радисты и др.).

Для первой категории личного состава выполнение задач в составе формирования во многом будет аналогичным их специальностям (профессиям) в повседневной работе, но выполнять эти задачи придется в специфических условиях в зонах заражения РВ, ОВ, АХОВ, БС, в средствах защиты органов дыхания и кожи.

Для второй категории личного состава кроме перечисленных особенностей в действиях добавляется изучение и освоение новых специальностей в составе формирования. Именно на эти особенности и различия необходимо обращать особое внимание при разработке функциональных обязанностей и обучении личного состава.