Файл: Интеграция урочной и внеурочной деятельности по информатике в условиях реализации фгос ооо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



«ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Выполнила:

Васильева Алеся Игорьевна

учитель информатики

(МБОУ СОШ № 2 г. Лермонтов)

Содержание

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО.

  1. Цели и задачи внеурочной деятельности. Принципы организации

  2. Планируемые результаты внеурочной деятельности

  3. Формы организации внеурочной деятельности учащихся по информатике

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. ВВЕДЕНИЕ


Наше современное общество находится в условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС нового поколения.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС ОО) учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика».

На изучение учебного предмета информатики в учебном (образовательном) плане основного общего образования отводится: 7 класс – 1 час в неделю; 8 класс – 1 час в неделю; 9 класс – 1 час в неделю.

Изучение информатики в 7-9 классах способствует: формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников; воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Цели изучения информатики в основной школе:

  • освоение системы знаний отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, раскрывающих роль информационных процессов в биологических, социальных и технических системах, а также методы и средства их автоматизации;

  • формирование представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, необходимости строить свою жизнь в соответствии с требованиями и возможностями информационной цивилизации, критически оценивать ее позитивные и негативные стороны; осознание своего места в этой цивилизации;

  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин, умение использовать ее понятия и методы для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности, в частности, при выполнении учебных проектов;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.


Поскольку в начальной школе при изучении раздела «Практика работы на компьютере», предусматривающего первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы; первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами (текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами); сохранение результатов своей работы; овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами, в рамках учебного предмета «Технология», учащиеся не получают необходимых даже для младшего школьника ИКТ-компетенций, изучение информатики в нашей школе осуществляется в 3-4-х классах за счет внеурочной деятельности «В мире информатики».

В 2015-2018 гг. выстраивая непрерывный курс информатики в 5–9 классах и обеспечивая его преемственность с начальной школой изучение информатики в нашей школе в 5-6-х классах в соответствии с учебным планом велось за счет часов части, формируемой участником образовательных отношений. Тем самым учащиеся, начиная с 5-го класса закрепляли знания, полученные в начальной школе (в соответствии с ФГОС НОО).

В 2019-2020 учебном году при переходе на новый учебный план в связи с введением 5-ти дневной учебной недели урочные занятия учебного предмета «Информатика» в соответствии с ФГОС ООО начинаются с 7-го класса.
Приоритет учебного предмета информатики 7-9 классов – накопление когнитивного компонента при безусловном дальнейшем развитии мотивационного и операционального компонентов. В предметных требованиях к результатам изучения информатики, зафиксированных в ФГОС ООО, отчетливо прослеживается линия на усиление фундаментальных основ информатики, развитие навыков информационного моделирования, алгоритмизации и программирования.

Для организации преподавания информатики в 5-6 классах по ФГОС ООО можно использовать часы для внеурочной деятельности, а так же, в рамках исследовательской и проектной деятельности. Для организации обучения информатике в 5-6 классах рекомендуется использовать УМК «Информатика» для 5 и 6 классов автора Босовой Л.Л., соответствующий требованиям ФГОС ООО и включённый в Федеральный перечень учебников. Если в начальной школе приоритетное внимание уделяется формированию мотивационных личностных ресурсов учащихся, развитию их мышления, творческих способностей

, то в 5-6 классах приоритетное внимание уделяется операциональным личностным ресурсам, развитию УУД и компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формированию алгоритмической и информационной культуры, умению учиться.

После изучения информатики в 5-6 классах по УМК Босовой Л.Л., желательно продолжать обучение в 7-9 классах по УМК Босовой Л.Л.

Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Качественное развитие системы внеурочной деятельности на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей расширяет традиционные представления об образовании.

В качестве базовой для реализации внеурочной деятельности может быть использована следующая организационной модель, которая исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности включает следующие компоненты:

  • учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т.д.);

  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

  • организацию деятельности групп продленного дня;

  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.


В соответствии со ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в рамках, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»).

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП ООО определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. Следует обратить внимание, внеурочная деятельность должна реализовываться с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом следует обратить внимание, что СанПиН 2.4.2.2821-10 определяют гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки учащихся (п. 10.5). Также отмечается, что часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной педели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни и использованы для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий. СанПиН 2.4.2.2821-10 в ред. от 24.11.2015 г. допускает перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. Порядок разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом ОО. При разработке рабочих программ курсов внеурочной деятельности следует обратить внимание на решение проблем в области естественно-математического и технологического образования обозначенных в Концепции Математического образования и Концепции Технологического образования.


Развитие естественно-математического и технологического образования направлено на выдвижение приоритетов в направлении инженерно-технической и технологической подготовки учащихся, что требует приведения структуры, содержания и условий внеурочной деятельности в соответствие с реальными запросами личности, общества, современного рынка труда. Это предполагает разработку и реализацию рабочих программ курсов внеурочной деятельности, стратегической целью которых становится: создание комплекса условий, обеспечивающих качество и разнообразие образовательных услуг для личностного развития, профессионального самоопределения и успешной самореализации подрастающего поколения в сфере научно-технической и технологической деятельности на основе широкого сотрудничества со всеми заинтересованными лицами. Программы курсов внеурочной деятельности в контексте инженерно-технической и технологической подготовки учащихся имеет следующие особенности:

I. Ориентация на конечный результат. Инженерно-техническую и технологическую подготовку следует понимать как процесс целенаправленного формирования соответствующих компетенций, творческого мышления и технологической культуры обучающихся, а также комплекс условий, обеспечивающих устойчивую мотивацию учащихся к сфере инновационной инженерно-технической и технологической деятельности за счет соответствующего содержания, педагогических форм, методов и технологий. В результате все это должно способствовать привлечению учащихся к обучению по инженерным специальностям.

2. Расширение спектра дополнительных общеразвивающих и предпрофессионпых программ технической направленности.

3. Разработка эффективных способов отбора наиболее талантливых, способных к инженерно-техническому творчеству учащихся. Реализация программ индивидуальной поддержки и сопровождения учащихся.

4. Разработка и включение в содержание рабочих программ курсов внеурочной деятельности компонента, обеспечивающего личностное развитие, профессиональное самоопределение и творческое становление обучающихся в сфере инженерно-технической и технологической деятельности.

5. Обеспечение дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных программ по уровням освоения: ознакомительный; базовый; углубленный.

Реализация рабочих программ курсов внеурочной деятельности с учетом выше обозначенных особенностей связано с инновационной деятельностью и требует мобилизации всех образовательных ресурсов для максимального достижения главного результата: готовность учащихся к профессиональному самоопределению, осознанному выбору профессий с учетом потребностей регионального рынка труда в инновационных инженерно-технических кадрах; расширение возможностей удовлетворения познавательных запросов, интересов и склонностей каждого обучающегося, развития его личностных качеств, важных для успешного проектирования и реализации своих жизненных и профессиональных планов в сферах естественно-математической и технологической деятельности. Для эффективной реализации инженерно-технической и технологической подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности по информатике можно использовать ресурсы Интернет-сайтов: http:// www.roboting.ru/; http:// www.coderussia.ru/ ;фгос-игра.рф.