Файл: Интеграция урочной и внеурочной деятельности по информатике в условиях реализации фгос ооо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Работа кружков по информатике является основной формой внеклассных занятий по информатике, по содержанию связана с изучением курса информатики (архитектура ЭВМ, алгоритмизация и программирование, информационные технологи, сетевой университет).

Интегрированные кружки. В настоящее время урочная деятельность школьников сложна, насыщенна и интересна. На уроках дети получают объем тех знаний, которые необходимы для получения среднего образования. В условиях современной школы внеурочная деятельность не уступает по значимости урочной, так как содействует профессиональному личностному самоопределению учащихся, развитию мотивации детей к познанию и творчеству. Процесс внеурочной деятельности можно сделать еще более интересным, познавательным и увлекательным с помощью такой формы организации занятий по информатике.

Интегрированный кружок – это наиболее гибкая и индивидуальная форма работы с разнообразным содержанием. Интегрированная кружковая работа служит эффективной формой профессиональной ориентации учащихся. В интегрированном кружке могут быть заняты учащиеся разных возрастов, те, кто проявил повышенный интерес к предмету. В основе интегрированной кружковой работы лежит принцип строгой добровольности.

При организации интегрированного кружка необходимо заинтересовать детей, показать им, что работа в интегрированном кружке не является дублированием классных занятий, сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы.

Олимпиады по информатикесогласно положению о Всероссийской олимпиаде школьников выделяется четыре этапа олимпиады:

школьный этап олимпиады проводится общеобразовательными учреждениями в октябре-ноябре каждого года. Задания для школьного этапа составляются предметно-методическими комиссиями муниципального этапа с учётом рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии;

муниципальный этап олимпиады проводится органами местного самоуправления в ноябре-декабре каждого года. Задания для муниципального этапа составляются предметно-методическими комиссиями регионального этапа с учётом рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии;


региональный этап олимпиады проводится в субъектах Российской Федерации в январе-феврале каждого года. Организаторами этапа являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования;

заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике ежегодно проводится Министерством образования и науки Российской Федерации в одном из городов России.

Одной из целей проведение олимпиад является развитие интереса учащихся к предмету, привлечение учащихся к занятиям в кружках. Другая цель – выявление учащихся имеющих склонности к данному предмету и развитию их способностей.

Подготовка к олимпиаде требует отбора детей с определённым уровнем мотивации. Каждый учитель начинает учебный год с поиска таких детей – поиска одарённых детей для участия в предметных олимпиадах.

Эффективным методомподготовки участников олимпиад являются факультатив. Его основное предназначение – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов школьников.

Еще один метод работы с детьми – работать индивидуально. Такие встречи носят характер консультаций, хотя иногда это совместный поиск решения какой-либо задачи. В отличие от предыдущих форм работы они проводятся, как правило, эпизодически, поскольку организуются по мере необходимости.

Конкурсы – играют очень важную роль во внеурочной работе по информатике, так как с их помощью вносится элемент соревнования, возбуждается интерес к предмету. Существуют разные виды конкурсов: викторина, эстафета, аттракционы, КВН, КВЕСТ. Конкурсы могут входить составной частью в массовые мероприятия и могут быть отдельным самостоятельным мероприятием. Они могут проходить и как мероприятия, проводимые в рамках реализации воспитательного плана классного руководителя (учителя информатики), и как мероприятия при проведении предметных недель, декад и т.п.

Факультативы это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

Программы факультативных курсов разрабатывает Министерство образования, либо создаются авторские факультативные курсы. Школам предоставляется право, по согласованию с органами народного образования, вносить изменения в программы с учетом регионального компонента и местных условий, материальной базы школ. На факультативный курс дается не менее 35 часов в год. Обучающиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется высокой активностью.



Учебные курсы по выбору должны определяться образовательным учреждением, исходя из особенностей региона и потребностей обучающихся.

Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся.

Предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности.

Предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Школьные научные общества – создаются и функционируют в целях содействия формированию у своих членов устойчивого интереса к исследованиям в различных областях знания и деятельности, связанных с обучением в образовательном учреждении.

Цель научного общества воплощается в конкретных задачах:

  • выявление детей, имеющих склонности к поисковой работе;

  • вооружение желающих посвятить часть своего времени этой деятельности комплексом необходимых исследовательских, проектных, экспериментальных умений;

  • содействие углублению и развитию познавательных интересов в избранной области науки, культуры, искусства через функционирование соответствующих секций и кружков;

  • стимулирование творческой атмосферы поиска, плодотворных дискуссий, содействующих выявлению истины при проведении конференций, открытых заседаний секций и.д.

  • ознакомление обучающихся и обучающих, а также других заинтересованных лиц с результатами поиска членов научного общества.

В структуре научного общества школы функционируют секции, которые формируются на базе предметных лабораторий и включающих педагогов школы: математики; информатики; истории; социальных дисциплин; словесности; иностранных языков; естествознания; археологии, краеведения и музееведения.


Среди разнообразных направлений современных методик, используемых при организации работ школьных научных обществ, приоритетом остаются исследовательская и проектная деятельность.

Исследовательская деятельность это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением

Организация исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.

Основные функции, которые исследование имеет в образовательном процессе:

  • путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;

  • инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся.

Исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения общего образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей. Это, прежде всего, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию.

Для выполнения научно-исследовательских работ в соответствии с ФГОС можно использовать технологическую карту, в которой прописаны этапы деятельность как учителя, так и обучающегося.

1)Выбор темы и постановка задач. Целью этого этапа служит создание проблемной ситуации и фиксация задачи.

2)Совместное исследование проблемы и работа по составлению плана. Цель этого этапа – поиск решений поставленной задачи, составление плана научно-исследовательской работы.

3)Моделирование. Цель: фиксация основных направлений изучаемого объекта.

4) Конструирование нового способа действия. Цель этого этапа состоит в конструировании нового способа действия.

5)Переход к этапу решения частных задач. Цель: осуществление первичного контроля за правильностью выполнения способа действия.

6)Применение общего способа действия для решения частных задач. Цель: коррекция отработки способа.


Итогом этой деятельности ученика является выступление на научно-практической конференции, проводимой каждый год в конце апреля-мае – представление работы, показатели и доказательства ее значимости.

Преимуществами использования нового ФГОС в данной работе являются: сохранение фундаментального научного ядра, развитие творческих способностей личности ученика, внедрение в практику обучения исследовательской деятельности, развитие интереса к науке через работу над темой, возвращение воспитательной функции, стимулирование мыслительной деятельности, развитию умения кратко выделять главное.

Результаты исследовательского обучения могут быть оценены по двум направлениям:

  • соответствие исследовательской работы учащегося нормам проведения исследования и структуре модели исследовательской деятельности;

  • какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения.

Проектная деятельностьпозволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

В дидактическом аспекте «проект» – это план, замысел. Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Использование проектной деятельности – один из путей реализации ФГОС, направлены на формирование компетентности, т.е. способности человека действовать в какой-либо области. Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.