Файл: Интеграция урочной и внеурочной деятельности по информатике в условиях реализации фгос ооо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если учебная деятельность – один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач, то внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Необходимо, прежде всего, обратить внимание на категорию «деятельность». Она выражает специфически человеческий способ отношения к миру, утверждения человека в бытии посредством преобразования природных и общественных условий своего существования.

Формами внеурочной деятельности по информатике могут быть: кружки, курсы по выбору, исследовательские лаборатории, проектно-конструкторские бюро, клубы, студии, творческие объединения и т.п.

Важно помнить, что внеурочная деятельность это не уроки, а интересные занятия, на которых обязательно должна быть организована проектная, исследовательская деятельность обучающихся с практическим результатом.

В соответствии с ФГОС ООО в 5-6 классах не предусмотрено обязательное изучение информатики. Для 5-6 классов внеурочная деятельность может быть представлена такими курсами: «Компьютерная графика», «Программирование в Лого», «Занимательная информатика», «Робототехника», «Программируем в Kodu» и т.п.

Для 7–9 классов пример курсов общеинтеллектуального направления: «Логические игры и головоломки», «Информационное моделирование», «Информатика в играх (конкурсы, турниры, эстафеты и т.д.», «Логические задачи», «Олимпиадная информатика», «Школьный клуб программирования», «Web–студия» и т.п.

Достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования будет способствовать такое образовательное пространство, в котором урочная и внеурочная деятельность неразрывно связаны: на уроках решаются поставленные учебные задачи, а внеурочная деятельность направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Эффективным методом формирования и развития универсальных учебных действий может служить интеграция урочной и внеурочной деятельности по информатике. Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной образовательной программе как системе взаимосвязанных предметов.
Форма организации образовательного процесса, основанная на интеграции урочной и внеурочной деятельности, приемлема для обучающихся 79 классов, где начинается обязательное изучение учебного предмета «Информатика», поскольку она нацелена на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе и дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественно – научных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.

При составлении рабочих программ внеурочной деятельности очень важно, чтобы содержание программы внеурочной деятельности соответствовало возрасту обучающихся; направлено на развитие личностных и метапредметных результатов в определенных сферах деятельности в соответствии с реальными запросами личности, общества, современного рынка труда. Сегодня обозначены приоритеты в направлении инженерно-технической и информационно-технологической подготовки обучающихся. Инженерно-техническую и технологическую подготовку следует понимать как процесс целенаправленного формирования соответствующих компетенций, творческого мышления и технологической культуры обучающихся, а также комплекс условий, обеспечивающих устойчивую мотивацию учащихся к сфере инновационной инженерно-технической и технологической деятельности за счет соответствующего содержания, педагогических форм, методов и технологий. В результате все это должно способствовать осознанному выбору профессий с учетом потребностей регионального рынка труда в инновационных инженерно-технических кадрах.

Внеурочная деятельность по информатике относится к общеинтеллектуальному направлению.

Общеинтеллектуальное направление развития личности интегрирует весь возможный потенциал образования и развития обучающихся.

  1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО




  1. Цели и задачи внеурочной деятельности. Принципы организации


Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности

:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках «себя»;

  • совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа и безопасного образа жизни;

  • формирование экологической культуры школьников.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

  • опора на ценности воспитательной системы школы;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.




  1. Планируемые результаты внеурочной деятельности


Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:

  • любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;

  • осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;

  • социальная активность;

  • уважение других людей, умение  вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполнять правила здорового и безопасного образа жизни;

  • воспитание экологической культуры.

Внеурочная деятельность по иформитике, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.


Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

  • сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового и безопасного образа жизни.

В рамках эмоционального компонента необходимо сформировать:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

  • бережное отношение к природе.

Коммуникативные результаты

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты


  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения.

  1. Формы организации внеурочной деятельности по информатике


Из того многообразия форм организации внеурочной деятельности, которые предполагают реализацию в образовательных учреждениях, для предмета «Информатика» можно выделить следующие.

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Подготовка сообщений, докладов, творческих заданий по предмету и т.д. – позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от руководителя знания индивидуальных особенностей детей, выявляющихся путём проведения бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковые занятия – программы кружковых занятий по информатике, чаще всего, носит пропедевтический характер и вводятся на ступени начального образования. Курсы построены таким образом, чтобы помочь детям заинтересоваться информатикой, найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с различными видами информации; научиться общаться с компьютером.

Основная задача таких кружков – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курсов – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться пользоваться ими в повседневной жизни.

Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, обусловлена следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы. Психологи утверждают