Файл: Интеграция урочной и внеурочной деятельности по информатике в условиях реализации фгос ооо.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если учебная деятельность – один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач, то внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Необходимо, прежде всего, обратить внимание на категорию «деятельность». Она выражает специфически человеческий способ отношения к миру, утверждения человека в бытии посредством преобразования природных и общественных условий своего существования.
Формами внеурочной деятельности по информатике могут быть: кружки, курсы по выбору, исследовательские лаборатории, проектно-конструкторские бюро, клубы, студии, творческие объединения и т.п.
Важно помнить, что внеурочная деятельность – это не уроки, а интересные занятия, на которых обязательно должна быть организована проектная, исследовательская деятельность обучающихся с практическим результатом.
В соответствии с ФГОС ООО в 5-6 классах не предусмотрено обязательное изучение информатики. Для 5-6 классов внеурочная деятельность может быть представлена такими курсами: «Компьютерная графика», «Программирование в Лого», «Занимательная информатика», «Робототехника», «Программируем в Kodu» и т.п.
Для 7–9 классов пример курсов общеинтеллектуального направления: «Логические игры и головоломки», «Информационное моделирование», «Информатика в играх (конкурсы, турниры, эстафеты и т.д.», «Логические задачи», «Олимпиадная информатика», «Школьный клуб программирования», «Web–студия» и т.п.
Достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования будет способствовать такое образовательное пространство, в котором урочная и внеурочная деятельность неразрывно связаны: на уроках решаются поставленные учебные задачи, а внеурочная деятельность направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Эффективным методом формирования и развития универсальных учебных действий может служить интеграция урочной и внеурочной деятельности по информатике. Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной образовательной программе как системе взаимосвязанных предметов.
Форма организации образовательного процесса, основанная на интеграции урочной и внеурочной деятельности, приемлема для обучающихся 7–9 классов, где начинается обязательное изучение учебного предмета «Информатика», поскольку она нацелена на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе и дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественно – научных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.
При составлении рабочих программ внеурочной деятельности очень важно, чтобы содержание программы внеурочной деятельности соответствовало возрасту обучающихся; направлено на развитие личностных и метапредметных результатов в определенных сферах деятельности в соответствии с реальными запросами личности, общества, современного рынка труда. Сегодня обозначены приоритеты в направлении инженерно-технической и информационно-технологической подготовки обучающихся. Инженерно-техническую и технологическую подготовку следует понимать как процесс целенаправленного формирования соответствующих компетенций, творческого мышления и технологической культуры обучающихся, а также комплекс условий, обеспечивающих устойчивую мотивацию учащихся к сфере инновационной инженерно-технической и технологической деятельности за счет соответствующего содержания, педагогических форм, методов и технологий. В результате все это должно способствовать осознанному выбору профессий с учетом потребностей регионального рынка труда в инновационных инженерно-технических кадрах.
Внеурочная деятельность по информатике относится к общеинтеллектуальному направлению.
Общеинтеллектуальное направление развития личности интегрирует весь возможный потенциал образования и развития обучающихся.
-
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
-
Цели и задачи внеурочной деятельности. Принципы организации
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности
:
-
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности; -
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; -
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; -
развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; -
расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках «себя»; -
совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа и безопасного образа жизни; -
формирование экологической культуры школьников.
Принципы организации внеурочной деятельности:
-
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; -
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы; -
опора на ценности воспитательной системы школы; -
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
-
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:
-
любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям; -
осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; -
познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества; -
социальная активность; -
уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; -
осознанно выполнять правила здорового и безопасного образа жизни; -
воспитание экологической культуры.
Внеурочная деятельность по иформитике, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
-
освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края; -
ориентацию в системе моральных норм и ценностей; -
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; -
сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового и безопасного образа жизни.
В рамках эмоционального компонента необходимо сформировать:
-
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; -
уважение к истории, культурным и историческим памятникам; -
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; -
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; -
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; -
позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении; -
бережное отношение к природе.
Коммуникативные результаты
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; -
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; -
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; -
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; -
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
-
основам реализации проектно-исследовательской деятельности; -
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; -
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; -
основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения.
-
Формы организации внеурочной деятельности по информатике
Из того многообразия форм организации внеурочной деятельности, которые предполагают реализацию в образовательных учреждениях, для предмета «Информатика» можно выделить следующие.
Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Подготовка сообщений, докладов, творческих заданий по предмету и т.д. – позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от руководителя знания индивидуальных особенностей детей, выявляющихся путём проведения бесед, анкетирования, изучения их интересов.
Кружковые занятия – программы кружковых занятий по информатике, чаще всего, носит пропедевтический характер и вводятся на ступени начального образования. Курсы построены таким образом, чтобы помочь детям заинтересоваться информатикой, найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с различными видами информации; научиться общаться с компьютером.
Основная задача таких кружков – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курсов – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться пользоваться ими в повседневной жизни.
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, обусловлена следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы. Психологи утверждают