Файл: Курсовая работа по профессиональному модулю На тему Льготы и социальная поддержка многодетных семей.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 786
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЧУ
«Улан-Удэнский
Торгово-экономический
техникум»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По профессиональному модулю
На тему
Льготы и социальная поддержка многодетных семей
Выполнила студентка ________группы
специальность
Гримович Анна Алексеевна
Руководитель_____________________
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1.
НОРМАТ ПРАВО ОСНОВА
-
Нормативно-правовые основы социальной политики в отношении многодетной семьи в РФ В России многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновленными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. Семья представляет собой малую социальную группу, чьи члены связаны узами брака или кровного родства, общностью быта и обладают моральной ответственностью, и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, при этом количество детей превышает три человека1 . Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения2 . Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому 1 Тельц М.С. Рождаемость и трансформация института семьи в современной России. Учебник. М: «Наука», 2015. С. 63. 1 Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник М.: «Академия», 2010. С. 120. 8 регулированию в сфере социального развития, труда и защиты прав потребителей является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Министерство труда и социальной защиты осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации уровня жизни и доходов населения, демографической политики, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей1 . Содержание социальной помощи и защиты многодетных семей основано на нормативно-правовых документах Российской Федерации, которые подробно будут рассмотрены в данной главе. Конституция РФ от 12.12.93 ст. 38 «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Часть 1 комментируемой статьи содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным 1 Министерство труда и социальной защиты РФ// URL: https://rosmintrud.ru (дата обращения:15.11.2018) 9 делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение1 .
Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»предусмотрена единая система государственных пособий, предоставляемых гражданам всвязи с рождением и воспитанием детей. Закон направлен на создание благоприятных социальных условий для воспитания детей2 . Каждое из существующих пособий имеет свою особую нацеленность на решение конкретных задач, в связи с чем устанавливаются определенный перечень получателей пособия, определенная продолжительность выплаты пособия, а также размер пособия. В частности, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком неразрывно связано с фактическим осуществлением ухода за малолетним ребенком до достижения им возраста полутора лет. Исходя из этого, в части первой ст. 13 определен круг лиц, имеющих данное право (матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком), а в части первой ст. 15 – условия предоставления пособия и его размеры. Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены общие принципы, содержание, а также меры, направленные на социальную поддержку не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Следует отметить, что дополнительные гарантии по социальной поддержке российским государством этой малозащищенной категории 1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 05.02.2014) 2 Федеральный закон от 19.05.95 №81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66 59/ (дата обращения 19.11.2018) 10 граждан представляют собой комплекс социальных мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения дополнительного образования, медицинского обслуживания, реализации права на труд и т.п. На обеспечение основных гарантий прав и законных интересов ребенка, на создание правовых, социально-экономических условий для полной реализации прав и законных интересов ребенка направлен Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. 27.12.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Государство гарантирует особую защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как наименее защищенной категории граждан 1 . В Законе сформулированы основные нормы, с помощью которых государство комплексно регулирует отношения с участием детей в сфере образования, науки, культуры, медицины, социальных льгот и выплат, в жилищной сфере, в области средств массовой информации и прочих областях. Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи регламентирует Федеральный Закон от 17.07.1999. N 178-ФЗ (ред. от 1.04.2019) «О государственной социальной помощи». В данном законе освещены вопросы
государственного управления социальной помощью, специфика действия финансовых механизмов в данной сфере. Подробно рассмотрен набор социальных услуг, предоставляемых гражданам в виде социальной помощи государством2 . 1 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27. 12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_19558/ (дата обращения: 18.11.2018) 2 Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019)«О государственной социальной помощи»// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 18.11.2019) 11 Закон, согласно которому многодетным семьям будут бесплатно выделяться земельные участки дл ведения подсобного хозяйства или строительства жилья, Дмитрий Медведев подписал в июне 2011 года. Нормативно-правовой акт, устанавливающий правила предоставления земельных участков многодетным семьям – Федеральный Закон от 14.06.2011 года № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации»1 . Поправки, внесенные в упомянутые законы, означают, что семья с тремя и более несовершеннолетними детьми может на безвозмездной основе получить участок земли, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Размеры земельных участков, их местонахождение и условия получения регламентируются региональным законодательством субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Данный Закон в значительной степени меняет сложившуюся в последние два десятилетия модель организации социального обслуживания, чтобы социальное обслуживание могло в полной мере 1 Федеральный закон от 14.06.2011 № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115119/ (дата обращения: 23.11.2019). 12 удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества1 . Одним из ключевых федеральных законов, непосредственно регулирующих отношения в области социальной поддержки детства и семьи, выступает Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019), где большое внимание уделено защите прав детей, в том числе, оставшихся без родительского попечения. В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 5.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» субъектами Российской Федерации для оказания социальной поддержки многодетным семьям должны установить: 1. Скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за услуги ЖКХ; 2. Скидку от стоимости топлива; 3. Бесплатную выдачу лекарств; 4. Бесплатный проезд на внутригородском транспорте; 5. Прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; 6. Бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; 7. Бесплатное обеспечение школьной формой, либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе; 8. Один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок; С 1 января 2007 года в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 Федеральный закон от 28.11.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru./document/cons_d oc_LAW_156558/ (дата обращения: 18.11.2018) 13 10 мая 2006 года принят ряд законов, предусматривающих существенное увеличение социальной поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных. 1. Введено предоставление материнского (семейного) капитала; 2. Значительно увеличен размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком; 3. Право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком распространено на граждан, не
подлежащих социальному страхованию; 4. Ограничен размер родительской платы за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении1 . На современном этапе государство придает большое значение социальной работе с многодетными семьями.
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритеты государства по повышению уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго и последующего детей, а также по укреплению института семьи и сохранению духовно – нравственных традиций семейных отношений. Подтверждением этого является Указ Президента Российской Федерации об учреждении ордена «Родительская слава» от 13 мая 2008 года № 775. На основании данного указа в Кремле проходит ежегодная церемония вручения этой награды. Начиная с 2009 года, многодетные родители получают знак ордена и его миниатюрную копию для ношения в торжественных случаях, а также поощряются единовременным денежным пособием. Таким образом, предоставление мер социальной поддержки многодетным и малообеспеченным семьям осуществляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации. 1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2016г// URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/89457/ (дата обращения 19.11.2019) 14 Также оказание социальной помощи и поддержка многодетных семей осуществляется на областном уровне. К основным законам Оренбургской области, реализующим социальную политику в отношении многодетных семей, можно отнести: 1. Закон Оренбургской
НОРМАТ ППРГосударственно-правовое регулирование социальной политики
представляет собой комплекс мер, разработанных государством, направленных на обеспечение экономического и социального потенциала его граждан, способных улучшить условия для достойной жизни малообеспеченных слоев населения, обеспечения социальной защита и безопасность граждан через существующую финансовую составляющую. Реализация социально-правовой программы «обеспечивает повышение устойчивости и укрепление семейных ценностей, является основным условием сохранения социальной стабильности и жизнеспособности России. В то же время для реализации социальной политики власти разработаны правовые документы, определяющие взаимодействие государства с семьей по различным аспектам деятельности.
Основными являются медицинские услуги, социальная защита, помощь в занятости, образовательные услуги и др. 12 Таким образом, современное российское общество является частью быстро изменяющегося и усложняющегося мира. Гражданские и социальные преобразования, растущая неопределенность и социальные риски влияют на демографическую ситуацию и положение семьи в целом. Разные авторы выдвинули на первый план сходные взгляды на понимание термина и роли семьи, основанной на браке, сформированной совокупностью отношений между людьми со структурированной организацией, которая оказывает существенное влияние на структуру общества, воспроизводство людей и воспитание подрастающего поколения. Многодетная семья - сложное многомерное явление, являющееся одной из самых фундаментальных ценностей человечества. И для его полного изучения необходимо учитывать их культурное, историческое и функциональное содержаниеАВ ОСНОВА….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законодательство, регламентирующее меры социальной защиты многодетных семей, является составной частью законодательства, регулирующего меры социальной защиты семей.
В отсутствие федерального закона Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" выступает в определенном смысле социальном эталоном минимально уровня социальной защиты многодетной семьи, гарантируемого государством, ибо содержит минимальных набор мер социальной защиты, который должен обеспечиваться в регионе.
В правовом государстве, каким является Российская Федерация согласно Конституции Российской Федерации, нормативное правовое регулирование по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов должно осуществляться в форме федерального закона.
Отсутствие на федеральном уровне специального федерального закона, устанавливающего минимальный уровень мер социальной защиты семьи с детьми и многодетной семьи в частности, гарантируемый государством, и отнесение этого вопроса к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, создает ситуацию, при которой право гражданина на социальную защиту поставлено в зависимость от его места жительства, что противоречит конституционному принципу равенства прав граждан независимо от их места жительства, предусмотренному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Региональное законодательство в отличие от федерального в части регулирования права на социальную защиту многодетных семей более развито, содержательно и разнообразно. Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения в них детей. Меры социальной защиты многодетной семьи в субъектах Российской Федерации финансируются ими за счет собственных бюджетных средств. Тенденция регионального законодательства на большую дифференциацию мер социальной защиты многодетной семьи в зависимости от количества детей соответствует основным направлениям государственной семейной политики.
Однако, особенности регулирования мер социальной защиты на региональном уровне обусловлены не спецификой многодетных семей в субъекте Российской Федерации, а иными обстоятельствами, в том числе наличием или отсутствием финансовых средств, признанием или непризнанием вопросов социальной защиты многодетной семьи в качестве одного из основных направлений демографической и социальной политики региона. В ряде субъектов Российской Федерации отсутствует или неадекватно сегодняшнему уровню жизни законодательство, обеспечивающее социальную защиту многодетных семей.