ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целом вопрос о стратегии грудного вскармливания помогает понять основной подход женщины к детско-родительским отношениям: в отношения ведущим является взрослый, именно он организует жизнь ребенка, учитывая потребности обеих сторон (кормление по режиму) либо отношениями руководит ребенок, его желания первостепенны (кормление по требованию ребенка).

3. Общение мамы с ребенком в процессе кормления

Во время кормления младенец сосет грудь сериями длительностью от восьми до десяти секунд, которые прерываются паузами от двух до пяти секунд. Поскольку никакого физиологического обоснования такому поведению не найдено, предполагается, что паузы нужны для диалога с матерью, которая гладит ребенка, стимулируя сосание [19].

Согласно исследованиям Д.Н. Стерна, первоначально общение ребенка и матери при кормлении является только и исключительно его вспомогательным компонентом, способствующим кооперации действий в процессе кормления. Однако очень скоро это общение приобретает самостоятельный ценностный характер. Именно у материнской груди, когда, получив первое удовлетворение от сосания, ребенок прекращает сосательные движения и как бы “застывает от удивления”, сосредоточившись на лице и мимике матери. Это своеобразное приглашение к общению. Д.Н. Стерн полагает, что ситуация кормления идеально создана для общения матери с малышом. Это связано с тем, что лицо взрослого расположено прямо на линии взгляда ребенка и как раз на необходимом расстоянии. Это именно то расстояние, на котором грудной ребенок наиболее четко фокусирует взгляд и яснее всего видит [25]. Общение мамы с малышом в процессе кормления – это важный показатель направленности взрослого на ребенка, именно поэтому мы учитываем его при оценке грудного вскармливания.

Наши исследования показали, что общение в процессе кормления выполняет ряд важных функций. Во-первых – это возможность рассказать ребенку о своей любви, выразить свои чувства к нему. Во-вторых, слова матери успокаивают ребенка, стимулируют к лучшему сосанию. В-третьих, во время кормления грудью мать строит планы на будущее, представляет себе ребенка взрослым, сильным, красивым, делится с ним своими переживаниями. Такая форма общения является терапевтичной для родителя [3].

4. Чувства матери во время кормления

На наш взгляд, это одна из ключевых психологических характеристик грудного вскармливания, показывающих отношение женщины к ребенку и к своей новой роли матери. Подтверждения этого положения мы находим у таких авторов как Дж. Франкл, А. Лоуэн, М. Трунов, Л. Китаев и др. Так, например Дж. Франкл полагает, что если младенец не ощущает тепла, любви, ласки, удовольствия от процесса кормления, идущих от матери, то его либидо трансформируется в агрессивное. Свои агрессивные импульсы ребенок первоначально направляет на грудь, однако, боясь уничтожить источник питания, агрессия ребенка оборачивается против него самого, порождая внутренние конфликты и противоречия [28]. Важен не сам акт кормления, а то, что он несет в себе. Если он заключает в себе возможность для матери найти удовлетворение и реализацию своей естественной функции как женщине, то младенец сможет испытать то же самое удовлетворение в своих собственных функциях [24]. Ребенок чувствует любовь только тогда, когда матери нравится кормить его грудью [30]. Таким образом, положительные чувства матери свидетельствуют о ее
готовности посвятить себя ребенку, о желании кормить его грудью.

Согласно нашим исследованиям, женщины чаще всего называют такие чувства как радость, нежность, ласка. В большинстве случаев восторженные чувства матерей связаны с самим процессом кормления, с ребенком, который находится рядом с ними. Процесс кормления грудью усиливает чувство любви к ребенку, вызывает восхищение, умиление, восторг у матерей, помогает женщине по-настоящему почувствовать себя матерью. Негативные эмоции в процессе кормления описываются гораздо реже, они связаны с физиологическими трудностями при грудном вскармливании, с непониманием матерью важности грудного молока для ребенка [5].

5. Длительность кормления грудью

Данный вопрос важен для психолога в случае, когда мать кормила грудью непродолжительный период (описан выше) либо когда кормление грудью было очень длительным, больше полутора лет. В последнем случае речь идет о проблемах женщины, о ее неспособности по каким-либо причинам отделиться от ребенка. Ф. Дольто полагает, что решающим при отлучении от груди является готовность матери. Если женщина готова прекратить кормить грудью, она даст понять это ребенку, то он обязательно согласится с ней. “Если мать хочет отлучить ребенка от груди, она знает, чего хочет, и вправе этого хотеть; в таком случае и ребенок узнает об этом одновременно с матерью и согласится с ее желанием. Если мать хочет отлучить ребенка от груди, к ее груди приливает меньше молока или оно становится менее питательным; и ребенок соглашается бросить грудь. Но если мать страдает от этого отлучения, ребенок тоже страдает и еще больше цепляется за грудь” [7, с. 274].

Наши исследования показывают, что одинаково неблагоприятно сказывается на эмоциональном развитии ребенка как непродолжительное (меньше шести месс.), так и длительное грудное вскармливание (более 13 мес.). Наиболее благополучной в эмоциональном отношении является группа детей, которые получали грудное молоко 7-13 мес. У дошкольников, кормление грудью которых осуществлялось меньше шести мес., обнаруживается более высокий уровень страхов, чувство незащищенности, уровень тревожности, чувство неполноценности, конфликтность. Чаще наблюдаются проблемы со сном, чрезмерная потливость, покраснение лица, боли в животе, недержание мочи. При взаимодействии матери этой группы более требовательны к детям, строги, сильнее контролируют ребенка, более дистанцированы от него, менее последовательны. Группа детей, получающих грудное вскармливание более 13 мес., также имеет больше страхов (по сравнению с возрастной нормой), незащищенность, тревожность, конфликтность, трудности в общении. У детей чаще наблюдается сосание пальца, проблемы со сном. Длительно кормящиеся дети чаще неуверенны в себе, пассивны при выполнении какой-либо деятельности, нуждаются в одобрении каждого действия, не проявляют интереса к познавательной деятельности, творчеству. При взаимодействии матери этой группы детей менее требовательны и последовательны, сильнее тревожатся за ребенка, меньше удовлетворены отношениями с ним. Длительность кормления грудью связана с проблемами в общении. Чем дольше осуществляется грудное вскармливание, тем больше проблем с общением со сверстниками имеет ребенок.



6. Отлучение ребенка от груди

Специалисты едины во мнении, что отлучение от груди должно быть планомерным, оно должно сопровождаться постепенным увеличением прикорма. В этот период мать должны быть рядом с ребенком и не лишать его внимания и телесного контакта. Такие экстремальные варианты, как отъезд матери, резкое лишение его груди, могут негативно сказаться на эмоциональной сфере ребенка.

При резком отнятии ребенка от груди может наблюдаться нарушение пищевого поведения в виде отказа от пищи. Если эти нарушения сильны, они обычно оставляют след в форме раздражения на пищу, непринятия нового вкуса пищи, консервативности в еде [29]. “…чрезмерное нарушение процесса питания на более ранних стадиях будет иметь последствия, которые увеличат и осложнят нарушения на более поздних. В целом, расстройства кормления в детстве делают область пищеварения более уязвимой и готовят почву для невротических расстройств желудка и аппетита во взрослой жизни” [29, с. 136].

7. Поведение ребенка у груди. Типы сосания и эмоциональное развитие ребенка

Пищевые нарушения на первом году жизни могут быть выявлены, по мнению М. Кляйн, с помощью изучения особенностей поведения ребенка у груди. Грудное вскармливание, считает автор, – это доступная форма наблюдения за эмоциональной жизнью младенца, которая позволяет своевременно вскрыть имеющиеся психологические проблемы. Дети отличаются друг от друга, по мнению автора, установками в отношении сосания. Эти различия обнаруживаются уже в течение первых дней после рождения и связаны они с индивидуальностью внутренней жизни младенца, со стилем ухода за ребенком и особенностями кормления. Изначально существующая позитивная установка на прием пищи может быть подорвана неблагоприятными условиями кормления [15].

Некоторые дети, демонстрируя отличный аппетит, не проявляют при этом признаков жадности. Такие младенцы подают, с точки зрения М. Кляйн, узнаваемые знаки любви своей матери, уже в возрасте около трех недель они могут прерывать сосание для диалога с матерью. В два мес. после кормления эти дети способны, бодрствуя после еды, смотреть на мать, слушать ее голос и отвечать на него изменением выражения лица. Такое поведение, по мнению М. Кляйн, подразумевает то, что ребенок связывает получаемое им удовлетворение в равной мере и с самой пищей, и с объектом, дающим эту пищу. Автор полагает, что это признаки благоприятных объектных отношений с матерью, которые являются индикатором последующих хороших отношений с людьми и нормального эмоционального развития ребенка [15].


Другая группа младенцев, которую анализирует М. Кляйн, наряду с активным сосанием склонна кусать сосок. Причем, такие дети кусают сосок не в попытке лучше удержать его, а для получения удовольствия. Их укусы неторопливы и отличаются от беспокойного жевания и покусывания, производимого неудовлетворенным ребенком. Матери таких детей не всегда адекватно отвечают на сигналы, подаваемые детьми, в результате чего ребенок направляет свою агрессию на грудь.

Третья группа младенцев – жадно сосущие грудь. Эти дети очень тяжело переносят одиночество, создается впечатление, что они непрерывно требуют удовлетворения (посредством пищи, внимания). По мнению М. Кляйн, такое поведение является свидетельством того, что “попытка построения доверительного отношения к матери, так и попытка образования во внутреннем мире безопасного и хорошего объекта потерпели неудачу. Ребенок не может доверять матери как хорошему и безопасному внешнему объекту” [15, с. 352]. Подобная неудача может предвещать будущие сложности: жадная и тревожная потребность в обществе, часто сопровождаемая страхом остаться в одиночестве, может привести к формированию беспорядочных, нестабильных и преходящих объектных отношений. У чрезвычайно жадных младенцев пища превращается в почти единственный источник получения удовлетворения. Окружающие ребенка люди постепенно интересуют их все меньше.

Очень медленный прием пищи часто говорит о том, что ребенок испытывает недостаток наслаждения в процессе кормления. Подобная ситуация, в сочетании с ранним проявлением интереса к матери и другим людям говорит о том, что объектные отношения используются младенцем как средство избавления от тревоги, связанной с питанием. Эти дети могут развивать хорошее отношение к людям, однако тревога, проявляющаяся в отношении к пище, продолжает оставаться серьезной угрозой их эмоциональной стабильности. Одним из нарушений, которые могут возникнуть впоследствии, являются нарушения в ходе интеллектуального развития.

Еще один вид проблем, связанных с сосанием, – “хорошие”, не плачущие, апатичные, “удобные” матери дети. Поведение таких детей очень отличается от поведения действительно здоровых младенцев, которые плачут, когда ощущают фрустрацию, интересуются окружающими их людьми. У апатичных младенцев подобного поведения не наблюдается, что говорит об отсутствии у них чувства безопасности своих внутренних и внешних объектов.


Разница в сосании чаще всего связана с поведением матери, считает М. Кляйн, хотя она и придает значение также индивидуальности внутренней жизни ребенка [15]. У лениво сосущих младенцев часто нежно ухаживавшие мамы, у неспокойных – чрезмерно тревожные. Неправильное поведение матери провоцирует в свою очередь искаженное отношение ребенка к ней, в результате чего возникают пищевые расстройства, нарушения объектных отношений. Таким образом, в процессе ухода за любым ребенком, с самых первых дней его жизни и на всех последующих этапах, терпение и понимание со стороны матери имеет огромное значение, так как это помогает ребенку преодолеть ранние параноидные тревоги.

8. Наличие трудностей в период кормления грудью

Важным моментом для психолога является то, какие трудности отмечает женщина (психологические, физиологические), насколько она сосредоточена на этих трудностях.

Восприятие процесса кормления грудью как необходимого для здоровья и благополучия малыша, понимание его важности, помогает маме не концентрироваться на проблемах. Если мать осознает значимость своей роли, она реже сталкивается с какими-либо трудностями в период кормления, а если и сталкивается, придает им гораздо меньшее значение. Нежелание же кормить грудью порождает “поиск” причин и предлогов, которые позволят прервать этот процесс [27].

Важно узнать у матери о ее трудностях и помочь найти способы их преодоления. Согласно нашим данным больше половины мам никаких проблем в процессе кормления не отмечают. С физиологическими трудностями сталкивается примерно четверть женщин. Это различные заболевания, проблемы с грудью, трещины сосков, застой молока. Физиологические трудности женщина может решить, получив грамотные рекомендации врача. Психологу следует особое внимание обратить на такие проблемы, как сложность все время находиться с ребенком, желание отдохнуть, поспать, нежелание соблюдать режим питания, отказываться от ряда продуктов. В этом случае акцент матери должен быть смещен на значимость грудного вскармливания для ребенка и на тот факт, что этот процесс занимает относительно непродолжительный период (около года). Согласно нашим данным 56% мам, называющих среди трудностей проблемы организации собственной жизни, кормили ребенка грудью меньше 6 мес. [2, 3].

9. Проективные вопросы о роли грудного вскармливания (что дает ребенку грудное молоко? может ли быть аналог? почему некоторые женщины отказываются кормить грудью?).