ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важно, чтобы женщина понимала роль грудного вскармливания в формировании эмоциональной связи между ней и ребенком, а не только отмечала важность молока для здоровья. Если мама не осознает значимости кормления грудью, то ее мотивация будет очень низкой, а переход на бутылочку довольно скорым. Чтобы женщина могла успешно и долго кормить младенца грудью, отмечают Е.М. Фатеева, Ж.В. Цареградская, важно ее отношение к своему малышу, понимание его нужд и переживаний, осознание психологических преимуществ грудного вскармливания. Практика этих авторов показывает, что продолжительное грудное вскармливание, не осложненное физиологическими проблемами, осуществляется только в тех случаях, когда матери понимают потребности новорожденного, его психологическое состояние и полную зависимость от взрослого [27].

Чтобы лучше понять мотивацию женщины к кормлению грудью, можно задать ей следующий проективный вопрос: “Как вы думаете, почему некоторые женщины отказываются кормить грудью?” Предполагается, что родители, описывая причины отказа, выскажут, прежде всего, свои представления и опасения. По нашим данным наиболее частая причина отказа от кормления грудью, по мнению мам, заключается в боязни испортить фигуру, форму груди. Т.е. 52% родителей испытывали в период грудного вскармливания волнение по поводу своей привлекательности. Также мамы часто отмечают, что женщина может отказаться кормить грудью, потому что это сложно, связано с рядом неудобств (недосыпание, необходимость постоянно быть рядом с ребенком), требует соблюдения диеты. Интересно, что, несмотря на то, что многие мамы осуждают подобное поведение, при ответах на другие вопросы они указывают именно эти трудности. Еще одна важная причина отказа от кормления грудью – нежелание полностью зависеть от ребенка, выход на работу. В нашем исследовании на нее указали 10% матерей. Можно предположить, что актуальность этой причины продиктована временем, страхом и нежеланием женщины стать аутсайдером на профессиональном поприще, желание сделать карьеру, добиться положения в обществе [2, 3].

Второй проективный вопрос, раскрывающий представление женщины о грудном вскармливании, заключается в допущении использования полного аналога грудного молока, если бы таковой существовал. Чаще всего мамы отвечают, что никакой аналог не может заменить грудное молоко. Однако объясняют свою позицию по-разному. Одни считают, что аналог приведет к разрыву духовной связи между матерью и ребенком, другие говорят о том, что аналог создаст дополнительные неудобства для матери. Около 20% женщин, согласно нашим данным, допускают такую возможность, объясняя это рядом преимуществ для женщины: отпадает необходимость постоянно находиться с ребенком, можно раньше выйти на работу, удобнее следить за собой и восстанавливаться после родов. В целом данный вопрос позволяет понять, насколько важно для женщины кормить грудью и какой смысл она вкладывает в этот процесс.


ВЫВОДЫ

Выше мы рассмотрели те моменты, на которые психологу следует обращать, изучая особенности взаимодействия матери и ребенка на первом году жизни. Эти вопросы не только помогают проникнуть в сложный мир взаимоотношений матери и ребенка, но и очень важны при прогнозировании детско-родительских отношений в последующем, при предупреждении возможных эмоциональных проблем ребенка. Исследования психологов (Дж. Боулби, Д.С. Эйнсворт [17], А.Г. Кощавцев [16], Н.Н. Авдеева [1], Е.С. Калмыкова [10, 11]) показывают взаимосвязь между особенностями взаимодействия на первом году жизни (в том числе в активные режимные моменты) и эмоциональным развитием в последующем. Так, была обнаружена связь между типом привязанности и особенностями поведения матери во время кормления грудью. Н.Н. Авдеева отмечает, что надежная привязанность формируется на высоком уровне активности ребенка: во время бодрствования и кормления [1]. При этом режимные моменты должны сопровождаться общением. Ненадежная привязанность сопровождается менее насыщенным общением в режимные моменты, двойственная привязанность – большим количеством инициатив ребенка, которые остаются без ответа, избегающая – несогласованными действиями, особенно во время кормления, мать не может поддержать инициативу ребенка, навязывает свою инициативу. Исследования А.Г. Кощавцева показали, что матери детей с симбиотической привязанностью не могут воспринять элементарные приемы по контролю над кормлением, всегда идут на поводу у ребенка, не проявляют терпения в общении с ним. Мать с симбиотической привязанностью любую ситуацию воспринимает как естественную, не пытается найти выход, плывет по течению, не может управлять ребенком. При ненадежных типах привязанности в возрасте 10-12 мес. у детей наблюдается в среднем 2-3 ночных пробуждения, тогда как при надежных типах – 1-2 ночных пробуждения. Мать ребенка с надежной привязанностью умеет различить плач ребенка и предлагает не любой, а адекватный отклик (переодеть, взять на руки, накормить). Матери с надежной привязанностью ребенка в возрасте 10-12 мес. различают алиментарный жест ребенка, то есть, понимают, чего хочет ребенок [16].

Исследование E. Noirot доказало, что грудное вскармливание укрепляет контакт в диаде “мать – ребенок” (излагается по [33]). Автор наблюдал 115 детей в возрасте от 7 дней до 3 недель в течение 18 мес. Оказалось, что дети, вскормленные искусственно, больше ориентированы на окружение, а не на мать. Проверяли это следующим образом: детей клали на весы и наблюдали, повернется ли он в сторону семьи или нет.



L. Strathearn показал, что наличие грудного вскармливания снижает частоту плохого обращения с ребенком в семье (излагается по [33]). Психолог изучил 7695 детей на протяжении 14 лет. Родители чаще склонны к жестокому обращению с детьми, если они кормили его грудью менее 4 мес. или вообще не кормили. Речь идет о взаимосвязи только между физическим насилием и длительностью кормления. По итогам исследования автор делает вывод, что мать, которая кормит грудью, в большей мере способна отвечать на потребности ребенка.

D. Fergusson и L. Woodward обнаружили взаимосвязь между грудным вскармливанием и психосоциальной адаптацией в последующем [20]. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, по данным исследования, в последующем установили более близкие отношения с родителями, а сами юноши считают, что матери лучше о них заботились. Статистически выявлена тенденция снижения уровня проблем поведения с увеличением длительности грудного вскармливания. Была выявлена обратная корреляция между длительностью грудного вскармливания и количеством правонарушений, употреблением наркотиков, возникновением психических заболеваний.

Ряд научных работ показывают, что стиль взаимодействия в диаде “мать – ребенок” формируется на первом году жизни и остается практически неизменным в последующем [10, 11, 19, 21]. Грудное вскармливание – это важный режимный момент, который занимает существенное место в процессе общения женщины с ребенком на первом году жизни. В связи с этим психоанализ даже называет кормление грудью важнейшей деятельностью младенчества. Все выше перечисленные факты позволяют нам сделать вывод о том, что грудное вскармливание является предикатом, моделью зарождающихся детско-родительских отношений. В этой связи умение психолога вскрыть и оценить психологические характеристики грудного вскармливания является важным для своевременной коррекции детско-родительских отношений и эмоциональных проблем. Однако, как свидетельствует М. Soulé, психологи очень редко интересуются детально и подробно кормлением грудью на консультациях по поводу проблем с детьми. Те же, кто решается на этот шаг, с удивлением отмечают, как много полезной информации дают подобные вопросы для дальнейшей работы [34].
Список литературы

  1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери в раннем возрасте // Вопросы психологии. 1997. № 4.

  2. ВалитоваИ.Е., ГречаникЮ.В. Психологические последствия грудного вскармливания. Статья 1. Грудное вскармливание как психологический феномен // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 1. С. 29–47.

  3. ВалитоваИ.Е., ГречаникЮ.В. Психологические последствия грудного вскармливания. Статья 2. Грудное вскармливание как фактор психического здоровья ребенка в последующем // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 2. С. 4–14.

  4. ВинникоттД.В. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. 80 с. URL: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1528.

  5. Гречаник Ю.В. Психологические аспекты грудного вскармливания // Ранняя помощь детям с особенностями психофизического развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Брест: Изд-во БрГУ, 2007. 143 с.

  6. ДзызаЕ.Е. Послеродовая депрессия и факторы, влияющие на ее формирование. М., 2005. URL: www.dreamkids.ru.

  7. Дольто Ф. На стороне ребенка: Пер. с фр. М.: Аграф, 1997. 528 с.

  8. ЕжоваН.В., ЕрмаковаО.Э. Вскармливание детей раннего возраста: Учебное пособие. Мн.: Книжный Дом, 2003. 352 с.

  9. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005. 400 с.

  10. Калмыкова Е.С., Гагарина М.А. и др. Роль типа привязанности в генезисе аддиктивного поведения: постановка проблемы. Часть I // Психологический журнал. 2006. № 6. C. 45–53.

  11. Калмыкова Е.С., Гагарина М.А. и др. Роль типа привязанности в генезисе и динамике аддиктивного поведения. Часть II // Психологический журнал. 2007. № 1. C. 107–114.

  12. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001. 512 с.

  13. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб.: Б.С.К., 1997. 96 с.

  14. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка / Психология аномального развития р-ка: Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией В. В. Лебединского и М. К. Бардышевской. Т. II. М.: ЧеРо: МПСИ: Изд-во МГУ, 2006. 818 с.

  15. КляйнМ. О Наблюдении за поведением младенцев / Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001. С. 342–393.

  16. Кощавцев А.Г. Послеродовые депрессии и материнско-детская привязанность. СПБ.: Сотис, 2005. 223 с.

  17. Крэйн У. Психология развития человека. 25 главных теорий. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 512 с.

  18. Лоуэн А. Депрессия и тело. 2004. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/louen_depressija/default.aspx.

  19. МухамедрахимовР.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2003. 285 с.

  20. НейделС. Кормление после года. 1990. URL: http://www.supermama.md/index.php?lang=ru&pageID=10&subpageID=2.

  21. Пилягина, Г.Я., Дубровская Е.В. Нарушение привязанности как основа формирования психопатологических расстройств в детском и подростковом возрасте // Мистецтво лiкування. 2007. №6. C. 71–79.

  22. Пругова Г. Отказ ребенка от груди: причины и следствие. URL: http://www.mamaska.ru/index.php?module=subjects&func=viewdocument&subid=183.

  23. Психологическая установка на грудное вскармливание. URL: http://www.dekret.ru/vskarmlivanie/G5.html.

  24. Роль общения в психическом развитии ребёнка. URL: http://www.it-med.ru/library/lib_article.php?id=392&l=&start=660&order=click#.

  25. Стерн Д.Н. Дневник младенца: Что видит и чувствует и переживает малыш. М.: Генезис, 2001. с.51–59.

  26. Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. М.: Центр ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ фирмы СОЦИННОВАЦИЯ, 1993. 208 c.

  27. Фатеева Е.М., Цареградская Ж.В. Грудное вскармливание и психологическое единство «мать - дитя». М.: Агар, 2000. 184 с.

  28. Франкл Дж. Неизведанное Я. М.: Прогресс, 1998. URL: http://psylib.org.ua/books/frang01/index.htm.

  29. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Т. 2. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 400 с.

  30. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2004. 319 с.

  31. Шибаев А.М. Психоанализ. Популярная энциклопедия. М., 1998. URL: http://www.selfick.ru/index.php?lev=5&unlev=40.

  32. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. СПб.: Универсальная книга, 2001. 159 с.

  33. Didierjean-Jouveau C.-S., Duché-Bancel R. Allaitement et maternage // 2ème Journée Nationale pour l’Allaitement. 2004. URL: http://www.lllfrance.org/allaitement-information/doc/conf_a_maternage.htm.

  34. Interview du Professeur Michel Soulé. / Mise à jour le Mercredi. 2009. URL: http://www.lllfrance.org/Allaiter-Aujourd-hui/AA-58-Interview-du-Professeur-Michel-Soule.html.

  35. Roques N. Allaitement maternel et proximité mere-bébé. Eres, 2005. 120 p.

  36. Roques N. Les « psys » et l’allaitement maternel. // Le dossier : Allaitement maternel. 2003. № 27. с. 99–106. URL: http://www.cairn.info/revue-spirale-2003-3.htm.


PSYCHOLOGIST’S WORK WITH BREAST FEEDING PROBLEMS AS A BASIS FOR THE CORRECTION OF PARENT-CHILD RELATIONS

© 2010 г. Irina Valitova*, Yuliya Baranovskaya **

*Head of a chair, Psychology of development at Brest State University, Republic of Belarus, Associate professor, PhD;

e-mail:irvalitova@yandex.ru

** Applicant for a PhD degree in psychology at Brest State University, Republic of Belarus;

e-mail: grethanik@mail.ru

The article analyses the breast feeding process as a practical tool in psychologist’s activities. The approach to the breast feeding as a predicate of parent-child relations is supported. Basic components of the psychological model of breast feeding, namely: natural breast feeding, strategy, duration of the breast feeding, mother’s communication with a child during the breast feeding, emotions of the mother, weaning – are highlighted and described. Main directions of the psychologist’s work with breast feeding problems in mother-child relations during the first year of the life are proposed.

Keywords: breast feeding, child development theories, mother-child relations, duration of the breast feeding, weaning, strategy of the breast feeding, demand feeding, regime feeding.

1 В более ранних публикациях нами была представлена психологическая модель грудного вскармливания, описаны и теоретически обоснованы ее компоненты [3]. Данная модель включает в себя представления матери о кормлении грудью и особенности протекания грудного вскармливания. К психологически правильным были отнесены следующие представления. Полный аналог грудного молока не может заменить грудное вскармливание, потому что в процессе кормления формируется тесная связь между матерью и ребенком. Самочувствие и настроение матери в процессе кормления влияет на малыша. Ребенок очень чувствителен в перепадам настроения матери, перенимает негативные эмоции, начинает капризничать, хуже кушать. Кроме здоровья и крепкого иммунитета грудное молоко дает ребенку положительные эмоции, уверенность в себе, психическое благополучие. Психологически грамотно организованный процесс грудного вскармливания выглядит следующим образом. У матери отсутствует волнение по поводу достаточного у нее количества молока; кормление грудью осуществляется преимущественно по режиму; женщина разговаривает с ребенком в процессе кормления. Мама получает удовольствие от кормления, может описать свои чувства. Продолжительность кормления грудью находится в интервале от шести до 12 мес.; отлучение происходит постепенно с увеличением прикорма и сокращением количества грудного молока. Ребенок спокойно реагирует на отлучение от груди. Мать не отмечает трудностей в период кормления грудью.