Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся недвижимое имущество - земельные участки, дома, строения и т.п. ;движимо имущество - ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствующего субъекта); предметы потребления - чай, сахар, соль и т.д.; доходы - заработная плат, прибыль, рента и др. В соответствии со ст.38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Ранее, в соответствии с п.2 ст.11 Закона РФ "Об основах налоговой системы" обязанность уплачивать налог возникала у лица при наличии у него объекта налога. В настоящее время, данное положение прямо не закреплено в Налоговом кодексе РФ, и обязанность налогоплательщика возникает у него при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Однако, несмотря на данный факт, единственным основанием возникновения обязанности по уплате налога являет наличие у налогоплательщика объекта налогообложения.
Налоговая база - стоимостная, физическая и иная характеристика объекта налогообложения (в соответствии со ст. 53 НК РФ). Налоговая база исчисляется налогоплательщиком самостоятельно на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением. Иначе говоря, налоговая база, представляющая собой количественное выражение объекта налога, тесно примыкает к элементу объекта налога и неразрывно с ним связана. Налоговая база (налогооблагаемая база) как элемент налога ранее не рассматривался законодательством в качестве такового, однако с введением в действие НК РФ определение данного элемента налогового обязательства в законодательном акте стало обязательным для установления налога.
Налоговая ставка - размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различат четыре метода: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки. При ее установлении законодатель обязан соблюдать принципы экономической обоснованности налога и фактической способности субъектов к уплате этого налога (ст.3 НК РФ). Выделяются ставки тверды и процентные (Квоты). Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения.
Порядок исчисления налога - процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или на налогового агента. В соответствии со ст.55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог. Однако исчисление некоторых налогов (так называемых, окладных) осуществляется налоговыми органами.
Порядок уплаты налога - это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Согласно ст.58 Налогового кодекса РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке, в наличной или безналичной форме, при этом конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.
Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого года, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 Кодекса).
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В данном случае сформирован определенный алгоритм построения специальных законодательных актов, которыми регулируется уплата соответствующих налогов и сборов. Неустановление или неопределение законом хотя бы одного из элементов юридического состава налога будет означать отсутствие налоговой обязанности, поскольку сложный юридический состав ее возникновения не зафиксирован правовыми нормами.
2.2.Факультативные элементы налогов
Факультативные элементы - те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и другие.
Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно ст.12 Кодекса к таким элементам относятся:
Налоговая льгота - снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут применяться следующие льготы: введение налогооблагаемого минимума - освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (дипломаты); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога); изъятие из налогообложения части объекта налога; освобождение от отдельных видов налогов и ряд других. В соответствии с п.2 ст.17 Налогового кодекса РФ "в необходимых случаях при установлении в законодательном акте по налогам и сборам могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком". Под налоговой льготой в соответствии со ст.56 Налогового кодекса РФ понимается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с нормами НК РФ применительно к каждому налогу. По общему правилу уплата налога производиться разовой уплатой суммы налога в наличной или безналичной денежной форме. Относительно федеральных налогов и сборов порядок уплаты определяется НК РФ. Применительно к порядку уплаты налогов субъектов РФ и местных налогов приоритет имеют соответствующие региональные законы или решения органов местного самоуправления.
В отдельных случаях специфика налога требует выделения в его механизме особенных элементов, характерных исключительно для данного налога. Например, ведение специальных кадастров по имущественным налогам; специфических реестров; бандерольный способ уплаты и т.д. Подобные элементы и составляют группу факультативных, которые могут быть задействованы в налоговом механизме, а могут и не использоваться.
2.3. Дополнительные элементы налогов
Дополнительные элементы налогов - те, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним относятся:
Предмет налога - это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и т.п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, в тот время как определенное юридическое состояние субъекта по отношению к предмету налога, есть основание для возникновения соответствующих налоговых обязательств.
Масштаб налога - установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб определяется чрез экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении транспортного налога - мощность двигателя, массу автомобиля или объем двигателя.
Единица налога - единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей по подоходному налогу может служить один рубль дохода, по земельному налогу - единица измерения площади (0,01 га, квадратный метр).
Источник налога - доход субъекта либо носителя налога, из которого вноситься оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль; подоходного налога - заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т.д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих: объект налога - заработная плата (она же источник налога).
Налоговый оклад - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности, в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъект, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществиться платеж (уплата денег).
Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога, и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (например, ежедекадно, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год). Относительно некоторых налогов налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Продолжительность (момент начала и момент окончания) каждого налогового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу. В соответствии со ст.55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, при этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Получатель налога - бюджет либо внебюджетный фонд. В зависимости от вида налога, субъектов его установления, порядка уплаты налог может зачисляться в федеральный, региональный либо местный бюджеты. Что касается внебюджетных фондов, то в настоящее время налоги могут зачислять только в пять государственных фондов - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и Дорожный фонд РФ.
Заключение
Элементы налога - принципы построения и организации взимания налогов. Определяются законодательными актами государства. При всем разнообразии налогов элементы имеют универсальное значение.
Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налога: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и скоки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Те элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исчисления не могут считаться определенными, можно назвать существенными (обязательными). К ним относятся: субъект налога (налогоплательщик); объект налога; источник налога; масштаб налога; налоговая база; налоговый период; единица налогообложения.
Важное значение для законодательного установления налога имеет также определение порядка исчисления налога, сроков уплаты, способа и порядка уплаты налога. Данные элементы относятся к элементам налогового производства.
Кроме указанных элементов налога существуют и так называемые факультативные элементы. К факультативным элементам налога чаще всего относятся: налоговые льготы; налоговый оклад; ответственность за налоговые нарушения; порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога.
Закон РФ "Об основах налоговой системы РФ" предусматривает, что перечисленные элементы должны быть установлены и определены в каждом конкретном законе о налоге.
Сегодня, когда отечественная экономика больна, а финансы немощны, экономика может просто не выдержать лобовых и рикошетных ударов не до конца взвешенных налоговых проектов, в первую очередь из-за неучета требований закона налогового переложения. Необходимо как можно быстрее начать (хотя бы на первых порах в самом первом приближении) выверять все налоговые проекты на соответствие их размеров и возможных переложенческих последствий задачами создания и распределения национального дохода. Проведение такой экспертизы должно стать непременным условием принятия налоговых законов, нововведений, указов. Следует прислушаться к высказываниям блестящей плеяды финансистов о необходимости познания пружин и результатов налогового перераспределения.
Налоговая база - стоимостная, физическая и иная характеристика объекта налогообложения (в соответствии со ст. 53 НК РФ). Налоговая база исчисляется налогоплательщиком самостоятельно на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением. Иначе говоря, налоговая база, представляющая собой количественное выражение объекта налога, тесно примыкает к элементу объекта налога и неразрывно с ним связана. Налоговая база (налогооблагаемая база) как элемент налога ранее не рассматривался законодательством в качестве такового, однако с введением в действие НК РФ определение данного элемента налогового обязательства в законодательном акте стало обязательным для установления налога.
Налоговая ставка - размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различат четыре метода: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки. При ее установлении законодатель обязан соблюдать принципы экономической обоснованности налога и фактической способности субъектов к уплате этого налога (ст.3 НК РФ). Выделяются ставки тверды и процентные (Квоты). Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения.
Порядок исчисления налога - процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или на налогового агента. В соответствии со ст.55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог. Однако исчисление некоторых налогов (так называемых, окладных) осуществляется налоговыми органами.
Порядок уплаты налога - это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Согласно ст.58 Налогового кодекса РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке, в наличной или безналичной форме, при этом конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.
Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого года, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 Кодекса).
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В данном случае сформирован определенный алгоритм построения специальных законодательных актов, которыми регулируется уплата соответствующих налогов и сборов. Неустановление или неопределение законом хотя бы одного из элементов юридического состава налога будет означать отсутствие налоговой обязанности, поскольку сложный юридический состав ее возникновения не зафиксирован правовыми нормами.
2.2.Факультативные элементы налогов
Факультативные элементы - те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и другие.
Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно ст.12 Кодекса к таким элементам относятся:
-
налоговые льготы; -
налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотренных Кодексом; -
порядок и сроки уплаты налога и сбора; -
форма отчетности по этим налогам.
Налоговая льгота - снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут применяться следующие льготы: введение налогооблагаемого минимума - освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (дипломаты); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога); изъятие из налогообложения части объекта налога; освобождение от отдельных видов налогов и ряд других. В соответствии с п.2 ст.17 Налогового кодекса РФ "в необходимых случаях при установлении в законодательном акте по налогам и сборам могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком". Под налоговой льготой в соответствии со ст.56 Налогового кодекса РФ понимается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с нормами НК РФ применительно к каждому налогу. По общему правилу уплата налога производиться разовой уплатой суммы налога в наличной или безналичной денежной форме. Относительно федеральных налогов и сборов порядок уплаты определяется НК РФ. Применительно к порядку уплаты налогов субъектов РФ и местных налогов приоритет имеют соответствующие региональные законы или решения органов местного самоуправления.
В отдельных случаях специфика налога требует выделения в его механизме особенных элементов, характерных исключительно для данного налога. Например, ведение специальных кадастров по имущественным налогам; специфических реестров; бандерольный способ уплаты и т.д. Подобные элементы и составляют группу факультативных, которые могут быть задействованы в налоговом механизме, а могут и не использоваться.
2.3. Дополнительные элементы налогов
Дополнительные элементы налогов - те, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним относятся:
-
предмет налога; -
масштаб налога; -
единица налога; -
источник налога; -
налоговый оклад; -
налоговый период; -
получатель налога.
Предмет налога - это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и т.п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, в тот время как определенное юридическое состояние субъекта по отношению к предмету налога, есть основание для возникновения соответствующих налоговых обязательств.
Масштаб налога - установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб определяется чрез экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении транспортного налога - мощность двигателя, массу автомобиля или объем двигателя.
Единица налога - единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей по подоходному налогу может служить один рубль дохода, по земельному налогу - единица измерения площади (0,01 га, квадратный метр).
Источник налога - доход субъекта либо носителя налога, из которого вноситься оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль; подоходного налога - заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т.д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих: объект налога - заработная плата (она же источник налога).
Налоговый оклад - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности, в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъект, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществиться платеж (уплата денег).
Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога, и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (например, ежедекадно, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год). Относительно некоторых налогов налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Продолжительность (момент начала и момент окончания) каждого налогового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу. В соответствии со ст.55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, при этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Получатель налога - бюджет либо внебюджетный фонд. В зависимости от вида налога, субъектов его установления, порядка уплаты налог может зачисляться в федеральный, региональный либо местный бюджеты. Что касается внебюджетных фондов, то в настоящее время налоги могут зачислять только в пять государственных фондов - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и Дорожный фонд РФ.
Заключение
Элементы налога - принципы построения и организации взимания налогов. Определяются законодательными актами государства. При всем разнообразии налогов элементы имеют универсальное значение.
Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налога: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и скоки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Те элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исчисления не могут считаться определенными, можно назвать существенными (обязательными). К ним относятся: субъект налога (налогоплательщик); объект налога; источник налога; масштаб налога; налоговая база; налоговый период; единица налогообложения.
Важное значение для законодательного установления налога имеет также определение порядка исчисления налога, сроков уплаты, способа и порядка уплаты налога. Данные элементы относятся к элементам налогового производства.
Кроме указанных элементов налога существуют и так называемые факультативные элементы. К факультативным элементам налога чаще всего относятся: налоговые льготы; налоговый оклад; ответственность за налоговые нарушения; порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога.
Закон РФ "Об основах налоговой системы РФ" предусматривает, что перечисленные элементы должны быть установлены и определены в каждом конкретном законе о налоге.
Сегодня, когда отечественная экономика больна, а финансы немощны, экономика может просто не выдержать лобовых и рикошетных ударов не до конца взвешенных налоговых проектов, в первую очередь из-за неучета требований закона налогового переложения. Необходимо как можно быстрее начать (хотя бы на первых порах в самом первом приближении) выверять все налоговые проекты на соответствие их размеров и возможных переложенческих последствий задачами создания и распределения национального дохода. Проведение такой экспертизы должно стать непременным условием принятия налоговых законов, нововведений, указов. Следует прислушаться к высказываниям блестящей плеяды финансистов о необходимости познания пружин и результатов налогового перераспределения.