ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №3
Енакиевского отдела образования
Донецкой области
Имя существительное
(занимательный материал, тесты)
подготовила
учитель начальных классов
Устинова Людмила Ивановна
Имя существительное
СТИХОТВОРЕНИЯ
Имя существительное
Существительных в природе
При любой найдёшь погоде
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
(Н. Анишина)
Песенка
про существительные
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города , планеты -
Это тоже всё предметы.
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.
До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.
Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Все младенцы и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
( И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ.
(Т. Рик)
Июль в именах существительных
Жара. Пшеница. Пыль. Полынь.
Стрекозы. Небо. Птицы. Синь.
Дорога. Солнце. Ветер. Даль.
Миг. Трепет. Облако. Печаль.
( А. Абалихин)
Урок русского языка
( Род имени существительного)
Я после школы выполнял
Задание своё:
Вот стол – он мой, тетрадь – моя,
Пальто – оно, моё.
Три рода: женский и мужской,
А также средний род.
Открыт учебник на столе,
Тетрадь в линейку ждёт.
И осторожно взяв тетрадь,
В ней гордо вывел я:
Мир – мой, а солнышко – моё,
Земля – она, моя.
( Л. Слуцкая)
Именительный падеж
Я Именительный падеж
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто.
Именительный падеж
Поворот судьбы такой изумительный
Изучаем мы падеж именительный.
На суку висит (что?) – ватрушка!
На заборе спит (кто?) – старушка!
С неба к нам летит (что?) – игрушка!
Соловьём свистит (кто?) – подружка!
На сосне сопит (кто?) – хрюшка!
Рассказала всё (кто?) – врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
Родительный падеж
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал,
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.
( Т. Рик)
Родительный (удивительный)
Самый удивительный
Из всех – падеж родительный.
Сказать мне не хотите ли,
Причём же здесь родители?
Вопросы: Нет кого, чего?
А у меня нет брата
И хомяков - ни одного…
Всё мама виновата !
( Л. Слуцкая)
Дательный падеж
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал.
Я ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
братику, сестричке, псу.
И ещё КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону.
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!
( Т. Рик)
Винительный падеж
Я - Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слова «вижу» подставляй
И меня определяй.
Винительный падеж
« Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить
Научился я … летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду всё перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад
Называю всё подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке…
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.
( Т. Рик)
Творительный падеж
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить,
Вот решился я творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветёт,
Под корягой змей живёт,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своём большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идёт войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело
Я альбом закрою свой.
( Т. Рик)
Предложный падеж
На уроке я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне,
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься на луне.
Я мечтаю о серёжках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже…
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!
( Т. Рик)
Падежи
Именительный
Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
Родительный
Вопросы: нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков ни одного…
Всё мама виновата!
Дательный
Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…
Винительный
Ой! В игрушках кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? И ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?
Творительный
Хочу я песни сочинять
С КЕМ? С ЧЕМ? Мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?
Предложный
Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…
Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это сила!!!
(Фрида Полак)
Свинья в полынье (склонение)
Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх! Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье
Мы помочь хотим свинье.
Сами – чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью!..
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят полыньёй?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье.
( Т. Хоботов)
ЗАГАДКИ
Всё, что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склонения есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
( имя существительное)
Тесты
по теме
«Имя существительное»
2 класс
Слова, обозначающие предмет (Имя существительное)
I вариант
1. Найди только те слова, которые отвечают на вопрос кто?:
а) птицы, девочка, учебник;
б) ежик, мама, лето;
в) ученик, бабушка, кошка.
2. В какой строке записаны слова, обозначающие предметы в единствен-
ном числе?
а) лимон, яблоки, груши;
б) лес, поле, степь;
в) мел, доска, книги.
3. В какой строке слова написаны неверно?
а) писатель Корней Чуковский;
б) Космонавт Юрий Гагарин;
в) поэт Николай Некрасов.
4. Какое слово является близким по значению слову холод?
а) жара; б) стужа; в) зной.
II вариант
1. Найди только те слова, которые отвечают на вопрос что? :
а) телевизор, передача, артист;
б) комбайн, трактор, машина;
в) листик, осень, заяц.
2. В какой строке записаны слова, обозначающие предметы во множествен-
ном числе?
а)голуби, сороки, ворона;
б) деревья, дуб, сосна;
в) карандаши, дети, овощи.
3. В какой строке слова написаны неверно?
а) город Киев; б) река Днепр; в) Село Сосновка.
4. Какое слово является противоположным по значению слову грусть?
а) тоска; б) печаль; в) радость.
Ключ: I вариант -1в ,2б, 3б, 4б. IIвариант-1б, 2в, 3в, 4в.
3 класс
I вариант
1. Имя существительное — это:
а) часть слова; б) член предложения; в) часть речи.
2. Имена существительные в предложении бывают:
а) только подлежащим;
б) не только подлежащим;
в) сказуемым.
3. Мягкий знак пишется в окончании существительных:
а) мужского рода после шипящих
;
б) женского рода после шипящих;
в) среднего рода после шипящих.
4. Выбери правильный вариант разбора имени существительного как части
речи из предложения:
Зима засыпала тропинки снегом.
а) снегом — сущ., м. р., ед. ч., засыпала (чем?) снегом, второст. чл. пр.;
б) снегом — сущ., ср. р., мн. ч., засыпала (чем?) снегом, подлеж.;
в) снегом — сущ., м. р., ед. ч., зима (чем?) снегом, сказуем.
II вариант
1. Имя существительное обозначает:
а) действие предмета; б) признак предмета; в) предмет.
2. Имена существительные отвечают на вопросы:
а) кто? что? б) что делает? в) какая? какой?
3. Имена существительные не изменяются:
а) по родам; б) по числам; в) по вопросам.
4. Выбери правильный вариант разбора имени существительного как ча-
сти речи из предложения:
В лесу пахнет грибами и листвой.
а) листвой — сущ., ж. р., ед. ч., пахнет (чем?) листвой, втор,
чл. пр.;
б) листвой — прил., ж. р., мн. ч., пахнет (где?) листвой, втор,
чл. пр.;
в) листвой — сущ., ср. р., ед. ч., грибами (чем?) листвой, подл.
Ключ: I вариант – 1в, 2б, 3б, 4а. II вариант- 1в, 2а, 3а, 4а.
4 класс
1. Падежи записываются в такой последовательности:
а) И., Р., Д., В., Т., П.
б) И., Р., В., Д., Т., П.
в) И., Р., Д., Т., В., П.
2. Укажи падеж, в котором даны существительные веточку, на стол,
тетрадку, вишню, на корабль.
а) И. п.; б) Р. п.; в) В. п.
3. Найди существительные с окончанием -е:
а) по площадк.., на стен.., о погод..;
б) возле горк.., на сирен.., у ел..;
в) у осен.., на туч.., по травк.. .
4. Имена существительные: муравей, поле, солнце, телевизор относятся:
а) к I склонению;
б) ко II склонению;
в) к III склонению.
II вариант
-
Укажи падеж, в котором существительные стоят в начальной форме:
а) И. п.; б) В. п.; в) П. п.
-
Отметь, как определить падеж имени существительного:
а) по вопросу и окончанию;
б) по предлогу;
в) по роли в предложении.
3. Найди существительные с окончанием -е