ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №3

Енакиевского отдела образования

Донецкой области

Имя существительное

(занимательный материал, тесты)


подготовила

учитель начальных классов

Устинова Людмила Ивановна

Имя существительное
СТИХОТВОРЕНИЯ
Имя существительное

Существительных в природе

При любой найдёшь погоде

Кто? и Что? – вопрос задай

И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,

Это кошка, это мышка.

Всё так просто и понятно

Увлекательно, занятно.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

(Н. Анишина)
Песенка

про существительные
Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты –

Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города , планеты -

Это тоже всё предметы.
Ах, какие все слова восхитительные!

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Небоскрёбы и мосты,

Уши, ноги и хвосты,

Булки, яблоки, котлеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.
До чего же все слова изумительные!

Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Мухи, комары, сверчки,

Мотыльки и светлячки,

Книжки, письма и газеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.
Да, давно сказать пора:

Доктора и повара,

Журналисты и поэты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Все младенцы и банкиры,

Лётчики и пассажиры,

Дяди Коли, тёти Светы

( И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)

ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ.

(Т. Рик)

Июль в именах существительных

Жара. Пшеница. Пыль. Полынь.

Стрекозы. Небо. Птицы. Синь.

Дорога. Солнце. Ветер. Даль.

Миг. Трепет. Облако. Печаль.

( А. Абалихин)


Урок русского языка

( Род имени существительного)

Я после школы выполнял

Задание своё:

Вот стол – он мой, тетрадь – моя,

Пальто – оно, моё.
Три рода: женский и мужской,

А также средний род.

Открыт учебник на столе,

Тетрадь в линейку ждёт.
И осторожно взяв тетрадь,

В ней гордо вывел я:

Мир – мой, а солнышко – моё,

Земля – она, моя.

( Л. Слуцкая)

Именительный падеж

Я Именительный падеж

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы КТО? и ЧТО?


Ни с кем не спутает никто.
Именительный падеж

Поворот судьбы такой изумительный

Изучаем мы падеж именительный.

На суку висит (что?) – ватрушка!

На заборе спит (кто?) – старушка!

С неба к нам летит (что?) – игрушка!

Соловьём свистит (кто?) – подружка!

На сосне сопит (кто?) – хрюшка!

Рассказала всё (кто?) – врушка!

Сочинила мир такой изумительный!

Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
Родительный падеж

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял,

С дерева в сугроб нырял,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал,

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски.

Но родительный падеж

Не забуду, хоть зарежь.

( Т. Рик)
Родительный (удивительный)

Самый удивительный

Из всех – падеж родительный.

Сказать мне не хотите ли,

Причём же здесь родители?
Вопросы: Нет кого, чего?

А у меня нет брата

И хомяков - ни одного…

Всё мама виновата !

( Л. Слуцкая)

Дательный падеж

Если б я названия

Падежам давал,

Я б тогда дарительным

ДАТЕЛЬНЫЙ назвал.
Я ещё как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу:

братику, сестричке, псу.
И ещё КОМУ? ЧЕМУ?

Птенчику, коню, сому,

Кошке, зайцу, бегемоту,

Крокодилу и слону.
К паровозу тороплюсь,

По земле лечу, несусь!

Всем подарки развезу я

И тогда домой вернусь!

( Т. Рик)

Винительный падеж

Я - Винительный падеж,

Обвиняю всюду всех.

Нету никаких надежд,

Что не допущу огрех.

Слова «вижу» подставляй

И меня определяй.
Винительный падеж

« Если хочешь много знать,

Поскорей учись читать!»

Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить

Научился я … летать!
Как взлечу под потолок

Да махну через порог,

Вылетаю за окошко,

Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,

Буду всё перечислять.

ЧТО увижу и КОГО –

Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад

Называю всё подряд!

Вижу вишню, вижу сливу.

До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,

Красят лодку на песке…

Хватит, в школу возвращаюсь,

В класс влетаю налегке.

( Т. Рик)

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,



Слыть сообразительным,

Надо всё теперь понять

В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить,

Вот решился я творить!

Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!

Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветёт,

Под корягой змей живёт,

Над дорогой реет сокол,

За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом

На листе своём большом.

Вид украсил я с трудом

Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну

И опять творить начну.
Мой герой идёт войной,

Хочет править он страной,

Поразить врагов стрелой,

С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,

Для чего идти войной!

Лучше миром кончить дело

Я альбом закрою свой.

( Т. Рик)
Предложный падеж

На уроке я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне,

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне,

Чтоб кататься на луне.
Я мечтаю о серёжках,

Я мечтаю о сапожках.

Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе…

Ой, мечтаю я уже…

О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

( Т. Рик)

Падежи

Именительный
Он – начинающий падеж,

Вопросы – КТО? и ЧТО?

В нём – мама, папа, слон, манеж,

И школа, и пальто.

Родительный
Вопросы: нет КОГО? ЧЕГО?

Вот у меня нет брата

И хомяков ни одного…

Всё мама виновата!
Дательный
Это яблоко, скажите,

Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?

Может, Лене? Или Вите?

Нет, пожалуй, никому…
Винительный
Ой! В игрушках кавардак!

Не пойму сама никак:

Обвинить КОГО? И ЧТО?

Куклу? Кубики? Лото?
Творительный
Хочу я песни сочинять

С КЕМ? С ЧЕМ? Мне ноты изучать?

Писать мне ручкой иль пером,

Или цветным карандашом?
Предложный
Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?

О школе, о глаголах.

Верней, я думаю о том,

Как надоела школа…
Зато теперь все падежи

Я твёрдо заучила.

Попробуй тоже так учи,

Ведь знанья – это сила!!!

(Фрида Полак)

Свинья в полынье (склонение)
Шла весной по льду свинья.

Ей попалась полынья.
Плюх! Торчит из полыньи

Только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье


Мы помочь хотим свинье.
Сами – чуть не в полынью,

Но спасли-таки свинью!..
Недовольны мы свиньёй:

Разве шутят полыньёй?
Вспоминайте о свинье,

Чтоб не плавать в полынье.

( Т. Хоботов)

ЗАГАДКИ

Всё, что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склонения есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

( имя существительное)


Тесты

по теме

«Имя существительное»
2 класс

Слова, обозначающие предмет (Имя существительное)

I вариант

1. Найди только те слова, которые отвечают на вопрос кто?:

а) птицы, девочка, учебник;

б) ежик, мама, лето;

в) ученик, бабушка, кошка.
2. В какой строке записаны слова, обозначающие предметы в единствен-
ном числе?


а) лимон, яблоки, груши;

б) лес, поле, степь;

в) мел, доска, книги.
3. В какой строке слова написаны неверно?

а) писатель Корней Чуковский;

б) Космонавт Юрий Гагарин;

в) поэт Николай Некрасов.
4. Какое слово является близким по значению слову холод?
а) жара; б) стужа; в) зной.
II вариант

1. Найди только те слова, которые отвечают на вопрос что? :

а) телевизор, передача, артист;

б) комбайн, трактор, машина;

в) листик, осень, заяц.
2. В какой строке записаны слова, обозначающие предметы во множествен-
ном числе?


а)голуби, сороки, ворона;

б) деревья, дуб, сосна;

в) карандаши, дети, овощи.
3. В какой строке слова написаны неверно?

а) город Киев; б) река Днепр; в) Село Сосновка.
4. Какое слово является противоположным по значению слову грусть?
а) тоска; б) печаль; в) радость.

Ключ: I вариант -1в ,2б, 3б, 4б. IIвариант-1б, 2в, 3в, 4в.


3 класс

I вариант

1. Имя существительное — это:

а) часть слова; б) член предложения; в) часть речи.
2. Имена существительные в предложении бывают:

а) только подлежащим;

б) не только подлежащим;

в) сказуемым.
3. Мягкий знак пишется в окончании существительных:

а) мужского рода после шипящих
;

б) женского рода после шипящих;

в) среднего рода после шипящих.
4. Выбери правильный вариант разбора имени существительного как части
речи из предложения:


Зима засыпала тропинки снегом.

а) снегом — сущ., м. р., ед. ч., засыпала (чем?) снегом, второст. чл. пр.;

б) снегом — сущ., ср. р., мн. ч., засыпала (чем?) снегом, подлеж.;

в) снегом — сущ., м. р., ед. ч., зима (чем?) снегом, сказуем.
II вариант

1. Имя существительное обозначает:

а) действие предмета; б) признак предмета; в) предмет.
2. Имена существительные отвечают на вопросы:

а) кто? что? б) что делает? в) какая? какой?
3. Имена существительные не изменяются:

а) по родам; б) по числам; в) по вопросам.
4. Выбери правильный вариант разбора имени существительного как ча-
сти речи из предложения:


В лесу пахнет грибами и листвой.

а) листвой — сущ., ж. р., ед. ч., пахнет (чем?) листвой, втор,
чл. пр.;

б) листвой — прил., ж. р., мн. ч., пахнет (где?) листвой, втор,
чл. пр.;

в) листвой — сущ., ср. р., ед. ч., грибами (чем?) листвой, подл.
Ключ: I вариант – 1в, 2б, 3б, 4а. II вариант- 1в, 2а, 3а, 4а.


4 класс

1. Падежи записываются в такой последовательности:

а) И., Р., Д., В., Т., П.

б) И., Р., В., Д., Т., П.

в) И., Р., Д., Т., В., П.
2. Укажи падеж, в котором даны существительные веточку, на стол,
тетрадку, вишню, на корабль.


а) И. п.; б) Р. п.; в) В. п.
3. Найди существительные с окончанием -е:

а) по площадк.., на стен.., о погод..;

б) возле горк.., на сирен.., у ел..;

в) у осен.., на туч.., по травк.. .
4. Имена существительные: муравей, поле, солнце, телевизор относятся:

а) к I склонению;

б) ко II склонению;

в) к III склонению.
II вариант

  1. Укажи падеж, в котором существительные стоят в начальной форме:

а) И. п.; б) В. п.; в) П. п.


  1. Отметь, как определить падеж имени существительного:

а) по вопросу и окончанию;

б) по предлогу;

в) по роли в предложении.
3. Найди существительные с окончанием -е