Файл: Структура урока обучения грамоте (чтения) комбинированного типа (знакомство с новым звуком и буквой).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структура урока обучения грамоте (чтения) комбинированного типа (знакомство с новым звуком и буквой)
Этапы урока | Методы и приёмы обучения | Формируемые универсальные учебные действия | ||||
Предметные УУД | Личностные УУД | Метапредметные УУД | ||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | ||||
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | -установка на внимание,-проверка готовности к уроку,-психологический настрой. | -самоопределение в учебной деятельности,-смыслообразование. | -целеполагание | -концентрация внимания,-психологиче-ский настрой на формирование определённых учебных навыков и умений,-психологиче-ский настрой на успешность обучения. | -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2.Проверка домашнего задания | -рассказы детей,-чтение текста,-работа с лентой букв,-составление слогов и слов из букв разрезной азбуки,-чтение столбиков слогов, слов по таблице, с доски, по учебнику,-рассказывание сказки,-беседа по содержанию прочитанного произведения или по картинке,-дидактические игры. | -осознание роли буквы, её места, звукового соответствия в составе слогов, чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как цельный графический элемент,-ориентировка в «Азбуке»,-чтение наизусть,-декламация стихотворений хором,-чтение, рассказывание по заданию,-моделирование слов, предложений,-звуковой анализ и синтез слогов и слов,-составление предложений,-совершенствование лингвистических умений. | -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация,-извлечение необходимой информации из предложений, текстов,-использование знаково-символических средств,-осознанное и произвольное построение высказывания. | -контроль и коррекция знаний и умений,-выявление уровня овладения комплексом знаний и умений,-выполнение учебных действий, фиксирование индивидуальных затруднений. | -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,-учёт разных мнений,-использование критериев для обоснования своего суждений. | |
3.Подготовка к изучению нового материала. Постановка учебной задачи | -игры и упражнения на повторение изученного материала,-беседа по картинке,-составление рассказа по картинке,-выделение из рассказа предложений для анализа,-определение по предметной картинке слов для анализа,-отгадывание загадок и выделение слова для анализа. | -развитие фонематического слуха, восприятия,-формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи,-знакомство с правилами гигиены чтения,-актуализация изученных способов действий с языковыми единицами,-развитие связной речи. | -самоопределение,-смыслообразование. | -актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов,-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,-постановка и формулирование проблемы,-выделение и формулирование познавательной цели,-структурирование знаний,-осознанное и произвольное построение высказываний,-планирование,-прогнозирование | -осуществление учебных действий, фиксирование затруднений в выполнении учебных действий. | -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,-учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций,-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,Разрешение конфликтов. |
4.Физкультминутка | -2-3 упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук, туловища. | | -повышение адаптационных ресурсов организма школьников,-повышение внимания и активности, качества усвоения учебного материала, -повышение умственной и физической работоспособности, -повышение эмоционального тонуса. | |||
5.Изучение нового материалаА. Выделение и изучение нового звука, его характеристика | -слого-звуковой анализ слов,-приёмы выделения нового звука (выделение из предложения звука-слова для анализа, приём звукоподражания, выделение согласного звука из закрытого слога, выделение согласного звука из открытого слога, выделение гласного, образующего целый слог, перечисление слов с одним начальным звуком, договаривание слова, произнесенного по картинке),-перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчёт и т.п., -сопоставление, сравнение слов по звучанию и по начертанию, -составление слого-звуковых моделей. | -выработка фонематического слуха и восприятия,-установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах,-составление звуковых моделей слов,-сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками,-подбор слов к определённой модели,-различение гласных и согласных звуков, ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких звуков, согласных звонких и глухих звуков,-деление слов на слоги,-определение места ударения в слове,-восприятие слов как объекта изучения, материала для анализа,-овладение учебными действиями с языковыми единицами (звук, слог, слово),-овладение первоначальными научными представлениями о звуковой системе и структуре русского языка (фонетике), об основных единицах языка (звуке), их признаках,-формирование фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова. | -развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия,-анализ, сравнение, обобщение, классификация,-поиск и выделение необходимой информации,-осознанное и произвольное построение высказывания,-построение логической цепи рассуждений и доказательств,-моделирование и преобразование моделей,-использование знаково-символических средств,-поиск и выделение необходимой информации,-подведение под понятие. | -волевая саморегуляция в ситуации затруднения,-познавательная инициатива. | -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,-учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций,-использование критериев для обоснования своего суждений,-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач,-достижение договорённости и согласования общего решения. | |
Б.Артикулирование звука, работа над дикцией | -анализ образования звука, его артикуляция,-упражнения в громкости произношения,-упражнения в темпе произношения,-отработка произношения отдельных согласных звуков,-артикуляционная гимнастика,-упражнения на произношение звукосочетаний, скороговорок, чистоговорок. | -чёткая артикуляция всех звуков, уточнение их звучания,-коррекция нарушений речи,-устранение недостатков произношения,-овладение приёмами правильного дыхания во время речи, произношения звуков и т. п.,- выработка, тренировка фонематического слуха,-развитие артикуляционного аппарата. | ||||
В.Упражнения в слышании звука | -определение в слоге, слове заданного звука,-определение места заданного звука в слове,-дидактические игры. | -развитие фонематического слуха и восприятия. | ||||
Г. Знакомство с буквой (обозначение выделенного звука буквой) | -рассматривание букв,-показ букв учителем,-нахождение букв в кассе, разрезной азбуке,-сравнение букв,-дидактические игры. | -запоминание зрительного образа буквы, различение букв, соотнесение их с определённым звуком или звуками и др., -зрительный анализа и синтез, -различение звука и буквы, -овладение первоначальными научными представлениями о графической системе русского языка (графике), об основных единицах языка (букве), их признаках. | | | | |
6.Физкультминутка | -1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища, на мобилизацию внимания, -один из комплексов упражнений для глаз. | -повышение адаптационных ресурсов организма,-повышение внимания и активности на уроках, качества усвоения учебного материала, -повышение умственной и физической работоспособности, -повышение эмоционального тонуса, -снятие напряжения с глаз. | -мобилизация внимания, -активизация мыслительной деятельности. | |||
Д.Чтение слогов и слов с новой буквой | -чтение слогов-слияний,-образование слоговых таблиц,-составление слогов,-печатание слогов и слов,-чтение столбиков слов,-наращивание слов,-перестановка букв, слогов,-отбрасывание слогов, букв,-составление слов из рассыпанных слогов,-дидактические игры. | -осознание роли новой буквы, её места, звукового соответствия в составе слогов, чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как цельный графический элемент,-отработка навыка чтения,-попутное ознакомление с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, орфографии,-осознание единства звукового состава слова и его значения,-определение смыслоразличительной роли ударения,-овладение позиционным способом обозначения звуков буквами,-выявление роли букв,-формирование навыка слогового чтения,-наблюдение над значением слов,-овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка (графике, лексикологии, словообразовании /морфемике/, морфологии и синтаксисе), их особенностях (позиционный принцип чтения, лексическое и грамматическое значение слова, форма слова и др.), об основных единицах языка (букве, слове), их признаках,-подбор слов, близких и противоположных по значению,-наблюдение над значением многозначных слов,-объяснение смысла непонятных слов. | ||||
Е.Чтение текста и работа с ним | -выборочное чтение,-выразительное чтение,-заучивание наизусть,-чтение по ролям,-беседа по содержанию,-озаглавливание текста,-чтение цепочкой,-отыскивание в тексте слов с новой буквой,-пересказ. | -смысловой и структурный анализ прочитанного (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с новой буквой),-выразительное чтение,-осознание, анализ текстов разных видов,-усвоение понятия «текст» (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте),-различение текста и набора предложений,-осознание смысла заглавия, соотнесение заглавия с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельное озаглавливание текст и его частей,-различение, соотнесение букв с определённым звуком или звуками и др., -запоминание зрительного образа буквы),-знакомство с орфоэпическим чтением,-плавное слоговое и чтение целыми словами,-чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,-развитие осознанности и выразительности чтения,-понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении и при его прослушивании,-самостоятельное чтение текста,-определение содержания текста на основе названия текста,-определение героев произведения,-выборочное чтение текста,-чтение по ролям,-ответы на вопросы по прочитанному тексту,-пересказ текста по опорным словам,-определение главной мысли текста, соотнесение с пословицей,-объяснение смысла прочитанного текста,-объяснение смысла непонятных слов,-определение известной и неизвестной информации в тексте,-восприятие текста в чтении учителя, одноклассников,-определение смысла поступков героев,-соотнесение поступков героев со своими поступками,-составление рассказов на определённые жизненные ситуации,-пересказ текста на основе опорных слов,-рисование словесных картин,-дополнение текста словами, воспроизведение созданного текста,-сравнение рассказа и стихотворения. | -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | |||
Ж.Работа по развитию речи и мышления | -наблюдение над значением слов,-уточнение значений слов,-словарно-логические упражнения,-составление предложений,-выделение предложений из речи,-ответы на вопросы,-пересказ прочитанного текста,-рассказ на заданную тему (по наблюдениям, картинке, воспоминаниям, на основе творческого воображения, по серии картинок),-декламация заученных стихотворений,-конкурс на лучшего чтеца,-загадывание и отгадывание загадок,-работа с пословицами и поговорками,-рассказывание сказок, инсценирование. | -составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов,-различение слов и предложений,-формирование лексико-грамматической стороны речи,-усвоение признаков предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу);произнесение и чтение предложения с разной интонацией,-формирование некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения; приобретение опыта применения этих знаний в речевой практике,-моделирование предложений,-выделение из речи предложений,-практическое различение устной и письменной речи,-определение на слух количества предложений,-ответы на вопросы по сюжетной картинке,-воспроизведение сюжета знакомых сказок с опорой на иллюстрации,-объяснение смысла пословиц, применение в устной речи,-распределение предметов на группы по существенным признакам, определение основания для классификации,-различение родовидовых понятий,-правильное употребление в речи слов-названий отдельных предметов и слов с общим значением,-разыгрывание сценок из сказки,-деление предложений на слова,-определение на слух количества слов в предложении,-отработка навыка чтения,-моделирование схем предложений,-составление предложений по заданной схеме,-соотнесение предложений со схемой,-овладение учебными действиями с языковыми единицами (слово, предложение),-рассматривание иллюстраций, перечисление основных персонажей,-придумывание рассказа по иллюстрации,-обогащение, уточнение, активизация словаря,-развитие грамматически правильной речи, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. | -установление причинно-следственных связей,-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация,-моделирование и преобразование моделей,-использование знаково-символических средств,-мыслительная активность,-развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия,-развитие творческих способностей. | |||
7.Обобщение | -беседа,-работа с разрезной азбукой,-характеристика звука, буквы,-работа с лентой букв. | -овладение основными теориями и языковыми понятиями, изучаемыми на уроке. | -установление причинно-следственных и других связей и отношений между важнейшими явлениями, процессами,-осмысление и обобщение отдельных фактов,-построение рассуждений,-отнесение к известным понятиям. | -контроль, коррекция, оценка. | -постановка вопросов,-достижение договорённости и согласование общего решения. | |
8.Домашнее задание | -рассказ по картинке или на заданную тему,-чтение слогов, слов, текста,-рассматривание иллюстраций,-подбор загадок, пословиц и поговорок,-ответы на вопросы,-сопоставление слов, данных в столбиках,-повторение изученных букв по ленте,-соотнесение рисунков и слов,-моделирование слов, предложений,-продолжение рассказа,-озаглавливание текста. | -овладение навыком чтения,-развитие связной речи,-закрепление изученного материала,-овладение способами деятельности с языковыми единицами,-совершенствование лингвистических умений и навыков. | -овладение логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, | |||
9.Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности | -оценка, самооценка, взаимооценка деятельности,-оценка знаний, умений, -оценка достижений, -оценка результата, продукта деятельности, -самопроверка, -беседа. | -вывод по работе учащихся на уроке,-развитие способности к рефлексии деятельности,-выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений с целью совершенствования учебного процесса. | -самооценка на основе критерия успешности,-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | -рефлексия способов и условий действия,-контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,-формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений,-использование критериев для обоснования своего суждения,-планирование учебного сотрудничества. |