Файл: Структура урока обучения грамоте (чтения) комбинированного типа (знакомство с новым звуком и буквой).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура урока обучения грамоте (чтения) комбинированного типа (знакомство с новым звуком и буквой)

Этапы урока

Методы и приёмы обучения

Формируемые универсальные учебные действия

Предметные УУД

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

-установка на внимание,

-проверка готовности к уроку,

-психологический настрой.

-самоопределение в учебной деятельности,

-смыслообразование.

-целеполагание

-концентрация внимания,

-психологиче-ский настрой на формирование определённых учебных навыков и умений,

-психологиче-ский настрой на успешность обучения.

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Проверка домашнего задания

-рассказы детей,

-чтение текста,

-работа с лентой букв,

-составление слогов и слов из букв разрезной азбуки,

-чтение столбиков слогов, слов по таблице, с доски, по учебнику,

-рассказывание сказки,

-беседа по содержанию прочитанного произведения или по картинке,

-дидактические игры.

-осознание роли буквы, её места, звукового соответствия в составе слогов, чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как цельный графический элемент,

-ориентировка в «Азбуке»,

-чтение наизусть,

-декламация стихотворений хором,

-чтение, рассказывание по заданию,

-моделирование слов, предложений,

-звуковой анализ и синтез слогов и слов,

-составление предложений,

-совершенствование лингвистических умений.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация,

-извлечение необходимой информации из предложений, текстов,

-использование знаково-символических средств,

-осознанное и произвольное построение высказывания.

-контроль и коррекция знаний и умений,

-выявление уровня овладения комплексом знаний и умений,

-выполнение учебных действий, фиксирование индивидуальных затруднений.

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,

-учёт разных мнений,

-использование критериев для обоснования своего суждений.

3.Подготовка к изучению нового материала. Постановка учебной задачи

-игры и упражнения на повторение изученного материала,

-беседа по картинке,

-составление рассказа по картинке,

-выделение из рассказа предложений для анализа,

-определение по предметной картинке слов для анализа,

-отгадывание загадок и выделение слова для анализа.

-развитие фонематического слуха, восприятия,

-формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи,

-знакомство с правилами гигиены чтения,

-актуализация изученных способов действий с языковыми единицами,

-развитие связной речи.

-самоопределение,

-смыслообразование.

-актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов,

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,

-постановка и формулирование проблемы,

-выделение и формулирование познавательной цели,

-структурирование знаний,

-осознанное и произвольное построение высказываний,

-планирование,

-прогнозирование

-осуществление учебных действий, фиксирование затруднений в выполнении учебных действий.

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,

-учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций,

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

Разрешение конфликтов.

4.Физкультминутка


-2-3 упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук, туловища.



-повышение адаптационных ресурсов организма школьников,


-повышение внимания и активности, качества усвоения учебного материала,

-повышение умственной и физической работоспособности,

-повышение эмоционального тонуса.

5.Изучение нового материала

А. Выделение и изучение нового звука, его характеристика

-слого-звуковой анализ слов,

-приёмы выделения нового звука (выделение из предложения звука-слова для анализа, приём звукоподражания, выделение согласного звука из закрытого слога, выделение согласного звука из открытого слога, выделение гласного, образующего целый слог, перечисление слов с одним начальным звуком, договаривание слова, произнесенного по картинке),
-перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчёт и т.п.,

-сопоставление, сравнение слов по звучанию и по начертанию,

-составление слого-звуковых моделей.

-выработка фонематического слуха и восприятия,

-установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах,

-составление звуковых моделей слов,

-сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками,

-подбор слов к определённой модели,

-различение гласных и согласных звуков, ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких звуков, согласных звонких и глухих звуков,

-деление слов на слоги,

-определение места ударения в слове,

-восприятие слов как объекта изучения, материала для анализа,

-овладение учебными действиями с языковыми единицами (звук, слог, слово),

-овладение первоначальными научными представлениями о звуковой системе и структуре русского языка (фонетике), об основных единицах языка (звуке), их признаках,

-формирование фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова.

-развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия,

-анализ, сравнение, обобщение, классификация,

-поиск и выделение необходимой информации,

-осознанное и произвольное построение высказывания,

-построение логической цепи рассуждений и доказательств,

-моделирование и преобразование моделей,

-использование знаково-символических средств,

-поиск и выделение необходимой информации,

-подведение под понятие.

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

-познавательная инициатива.

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,

-учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций,

-использование критериев для обоснования своего суждений,

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач,

-достижение договорённости и согласования общего решения.

Б.Артикулирование звука, работа над дикцией

-анализ образования звука, его артикуляция,

-упражнения в громкости произношения,

-упражнения в темпе произношения,

-отработка произношения отдельных согласных звуков,

-артикуляционная гимнастика,

-упражнения на произношение звукосочетаний, скороговорок, чистоговорок.

-чёткая артикуляция всех звуков, уточнение их звучания,

-коррекция нарушений речи,

-устранение недостатков произношения,

-овладение приёмами правильного дыхания во время речи, произношения звуков и т. п.,

- выработка, тренировка фонематического слуха,

-развитие артикуляционного аппарата.

В.Упражнения в слышании звука

-определение в слоге, слове заданного звука,

-определение места заданного звука в слове,

-дидактические игры.

-развитие фонематического слуха и восприятия.

Г. Знакомство с буквой (обозначение выделенного звука буквой)

-рассматривание букв,

-показ букв учителем,

-нахождение букв в кассе, разрезной азбуке,

-сравнение букв,

-дидактические игры.


-запоминание зрительного образа буквы, различение букв, соотнесение их с определённым звуком или звуками и др.,

-зрительный анализа и синтез,

-различение звука и буквы,

-овладение первоначальными научными представлениями о графической системе русского языка (графике), об основных единицах языка (букве), их признаках.












6.Физкультминутка


-1-2 упражнения для улучше­ния мозгового кровообраще­ния, снятия утомления с пле­чевого пояса и рук, туловища, на мобилизацию внимания,

-один из комплексов упраж­нений для глаз.

-повышение адаптационных ресурсов организма,


-повышение внимания и активности на уроках, качества усвоения учебного материала,

-повышение умственной и физической работоспособности,

-повышение эмоционального тонуса,

-снятие напряжения с глаз.

-мобилизация внимания,

-активизация мыслительной деятельности.

Д.Чтение слогов и слов с новой буквой

-чтение слогов-слияний,

-образование слоговых таблиц,

-составление слогов,

-печатание слогов и слов,

-чтение столбиков слов,

-наращивание слов,

-перестановка букв, слогов,

-отбрасывание слогов, букв,

-составление слов из рассыпанных слогов,

-дидактические игры.

-осознание роли новой буквы, её места, звукового соответствия в составе слогов, чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как цельный графический элемент,

-отработка навыка чтения,

-попутное ознакомление с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, орфографии,

-осознание единства звукового состава слова и его значения,

-определение смыслоразличительной роли ударения,

-овладение позиционным способом обозначения звуков буквами,

-выявление роли букв,

-формирование навыка слогового чтения,

-наблюдение над значением слов,

-овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка (графике, лексикологии, словообразовании /морфемике/, морфологии и синтаксисе), их особенностях (позиционный принцип чтения, лексическое и грамматическое значение слова, форма слова и др.), об основных единицах языка (букве, слове), их признаках,

-подбор слов, близких и противоположных по значению,

-наблюдение над значением многозначных слов,

-объяснение смысла непонятных слов.

Е.Чтение текста и работа с ним

-выборочное чтение,

-выразительное чтение,

-заучивание наизусть,

-чтение по ролям,

-беседа по содержанию,

-озаглавливание текста,

-чтение цепочкой,

-отыскивание в тексте слов с новой буквой,

-пересказ.

-смысловой и структурный анализ прочитанного (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с новой буквой),

-выразительное чтение,

-осознание, анализ текстов разных видов,

-усвоение понятия «текст» (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте),

-различение текста и набора предложений,

-осознание смысла заглавия, соотнесение заглавия с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельное озаглавливание текст и его частей,


-различение, соотнесение букв с определённым звуком или звуками и др.,

-запоминание зрительного образа буквы),

-знакомство с орфоэпическим чтением,

-плавное слоговое и чтение целыми словами,

-чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,

-развитие осознанности и выразительности чтения,

-понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении и при его прослушивании,

-самостоятельное чтение текста,

-определение содержания текста на основе названия текста,

-определение героев произведения,

-выборочное чтение текста,

-чтение по ролям,

-ответы на вопросы по прочитанному тексту,

-пересказ текста по опорным словам,

-определение главной мысли текста, соотнесение с пословицей,

-объяснение смысла прочитанного текста,

-объяснение смысла непонятных слов,

-определение известной и неизвестной информации в тексте,

-восприятие текста в чтении учителя, одноклассников,

-определение смысла поступков героев,

-соотнесение поступков героев со своими поступками,

-составление рассказов на определённые жизненные ситуации,

-пересказ текста на основе опорных слов,

-рисование словесных картин,

-дополнение текста словами, воспроизведение созданного текста,

-сравнение рассказа и стихотворения.

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Ж.Работа по развитию речи и мышления

-наблюдение над значением слов,

-уточнение значений слов,

-словарно-логические упражнения,

-составление предложений,

-выделение предложений из речи,

-ответы на вопросы,

-пересказ прочитанного текста,

-рассказ на заданную тему (по наблюдениям, картинке, воспоминаниям, на основе творческого воображения, по серии картинок),

-декламация заученных стихотворений,

-конкурс на лучшего чтеца,

-загадывание и отгадывание загадок,

-работа с пословицами и поговорками,

-рассказывание сказок, инсценирование.

-составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов,

-различение слов и предложений,

-формирование лексико-грамматической стороны речи,

-усвоение признаков предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу);

произнесение и чтение предложения с разной интонацией,

-формирование некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения; приобретение опыта применения этих знаний в речевой практике,

-моделирование предложений,

-выделение из речи предложений,

-практическое различение устной и письменной речи,

-определение на слух количества предложений,

-ответы на вопросы по сюжетной картинке,

-воспроизведение сюжета знакомых сказок с опорой на иллюстрации,

-объяснение смысла пословиц, применение в устной речи,

-распределение предметов на группы по существенным признакам, определение основания для классификации,

-различение родовидовых понятий,

-правильное употребление в речи слов-названий отдельных предметов и слов с общим значением,

-разыгрывание сценок из сказки,

-деление предложений на слова,

-определение на слух количества слов в предложении,

-отработка навыка чтения,

-моделирование схем предложений,

-составление предложений по заданной схеме,

-соотнесение предложений со схемой,

-овладение учебными действиями с языковыми единицами (слово, предложение),

-рассматривание иллюстраций, перечисление основных персонажей,

-придумывание рассказа по иллюстрации,

-обогащение, уточнение, активизация словаря,

-развитие грамматически правильной речи, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

-установление причинно-следственных связей,

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация,

-моделирование и преобразование моделей,

-использование знаково-символических средств,

-мыслительная активность,

-развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия,

-развитие творческих способностей.

7.Обобщение

-беседа,

-работа с разрезной азбукой,

-характеристика звука, буквы,

-работа с лентой букв.

-овладение основными теориями и языковыми понятиями, изучаемыми на уроке.

-установление причинно-следственных и других связей и отношений между важнейшими явлениями, процессами,

-осмысление и обобщение отдельных фактов,

-построение рассуждений,

-отнесение к известным понятиям.

-контроль, коррекция, оценка.

-постановка вопросов,

-достижение договорённости и согласование общего решения.

8.Домашнее задание

-рассказ по картинке или на заданную тему,

-чтение слогов, слов, текста,

-рассматривание иллюстраций,

-подбор загадок, пословиц и поговорок,

-ответы на вопросы,

-сопоставление слов, данных в столбиках,

-повторение изученных букв по ленте,

-соотнесение рисунков и слов,

-моделирование слов, предложений,

-продолжение рассказа,

-озаглавливание текста.

-овладение навыком чтения,

-развитие связной речи,

-закрепление изученного материала,

-овладение способами деятельности с языковыми единицами,

-совершенствование лингвистических умений и навыков.

-овладение логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей,

9.Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности

-оценка, самооценка, взаимооценка деятельности,


-оценка знаний, умений,

-оценка достижений,

-оценка результата, продукта деятельности,

-самопроверка,

-беседа.

-вывод по работе учащихся на уроке,

-развитие способности к рефлексии деятельности,

-выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений с целью совершенствования учебного процесса.

-самооценка на основе критерия успешности,

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

-рефлексия способов и условий действия,

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

-формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений,

-использование критериев для обоснования своего суждения,

-планирование учебного сотрудничества.