Файл: Общая основные этапы становления и развития отечественной неврологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.Оценить слух каждым ухом.

3.Тест Ринне (камертон).

Вестибулярная функция:

1.Расспросить пациента о головокружении .

2.Обратить внимание на наличие нистагма.

3.Пробы на выявление атаксии( поза Ромберга, пальце-носовая и т.д.)

4.Тест Дикса и Холпайка.

Дети

На резкий звуковой раздражитель новорожденный отвечает смыканием век (акустико-пальпебральный рефлекс), реакцией испуга, изменение дыхательного ритма, двигательным беспокойством, поворотом головы, также подергивание глазных яблок, мигание, наморщивание лба, открывание рта, разгибание руки, растопыривание или сжимание пальцев кисти, прекращение крика, сосательных движений и др.

По мере роста и развития ребенок начинает реагировать на голос матери, другие звуки не локализует, к 3-му месяцу начинает реагировать на звуки, локализовать их.


32.9 пара ЧМН. Методы диагностики. Виды нарушений, причины поражения.
IX пара: языкоглоточный
(n. glossopharyngeus )


Смешанный

Первый нейрон : двигательное двойное ядро (nucl. ambiguus) и ядро общих видов чувствительности (nucl. alae cinerea), а также вкусовое ядро (nucl. tractus solitarius), нижнее слюноотделительное ядро (nucl. salivatorius inferior)

Выход: яремное отверстие

Первичный центр: задней боковой бо­розды продолговатого мозга позади оливы.


Функции:

Двигательные волокна нерва иннервируют шилоглоточную мышцу.

Чувствительные волокна воспринимают раздраже­ния от задней трети языка, мягкого нёба, зева, глотки, передней поверхности надгортанника, а также слуховой трубы и барабанной полости.

Вкусовые волокна воспринимают преимущественно горькие и соленые вкусовые раз­дражения из задней трети языка.

Симптомы нарушения функции:

Нарушается воспри­ятие преимущественно горького вкуса (гипо- или агейзия) на задней трети языка со своей стороны, несколько нарушается глотание и возникает анесте­зия болевой, тактильной и температурной чувствительности в зоне иннер­вации нерва.

Сухость в полости рта вследствие выпадения функции одной околоушной железы отмечается нечасто, поскольку функционируют другие слюнные железы.

Причины поражения

арахноидит

энцефалит

черепно-мозговые травмы

интоксикация тетраэтилсвинцом

нарушения метаболизма

раздражение нерва при менингиоме, глиоме и других видах опухолей

рак глотки или гортани

Исследование:

1. Расспросить пациента о проблемах с глотанием, речью (голосом).

2. Попросить пациента произнести гортанные, гласные, губные звуки (Произнесите пожалуйста «ГА-ГА», «ИИИ»).

3. Оценить симметричность мягкого неба.

4. Оценить глотание жидкости.

Дети

У новорожденных исследовать функцию IX, X ЧН можно, наблюдая за синхронностью актов глотания, сосания и дыхания.

При поражении IX, X ЧН нарушено глотание: ребенок держит молоко во рту, долго не проглатывает, с трудом берет грудь, кричит во время кормления, захлебывается, поперхивается.

Крик монотонный, мало модулированный.
33.10 пара ЧМН. Методы диагностики. Виды нарушений, причины поражения.
X пара: блуждающий (n. vagus)

Смешанный

Первый нейрон : три ядра, два из которых, двигательное и чувствительное - общие с языкоглоточным нервом (nucl. ambiguus и nucl. alae cinerea), а также заднее парасимпатическое ядро (nucl. dorsalis nervi vagi)

Выход: яремное отверстие.



Блуждающий нерв проникает в грудную клетку и через пищеводное отверстие диафрагмы проходит в брюшную полость.

Функции:

Воспринимает раздражения от твердой мозговой оболочки, из глубины на­ружного слухового прохода, со слизистой оболочки глотки, гортани, трахеи, бронхов, легких, пищеварительного канала и других органов.

Двигательные парасимпати­ческие волокна, идущие от заднего ядра блуждающего нерва, иннервируют гладкие мышцы трахеи, бронхов, пищевода, желудка, тонкой кишки и верхне­го отдела толстой кишки, секреторные волокна поступают в желудок, подже­лудочную железу, тормозные волокна - к сердцу, вазомоторные - к сосудам


Симптомы нарушения функции:

Свисание мягкого нёба на стороне поражения

Неподвижность или отставание его на данной половине при произнесении звука «а».

Язычок отклонён в здоровую сторону.

Паралич голосовой связки — голос становится хриплым. Глоточный рефлекс со слизистой поражённой стороны зева может быть утрачен.

Помимо этого, может наблюдаться небольшая дисфагия и временно — тахикардия и аритмия.

Пичины поражения

Опухоль

Гематома

Тромбоз

Рассеянный склероз

Менингит

Аневризма

Неврит

Травма

Исследование:

1. Расспросить пациента о проблемах с глотанием, речью (голосом).

2. Попросить пациента произнести гортанные, гласные, губные звуки.

3. Оценить симметричность мягкого неба.

4. Оценить глотание жидкости

ДетиУ новорожденных исследовать функцию IX, X ЧН можно, наблюдая за синхронностью актов глотания, сосания и дыхания.

При поражении IX, X ЧН нарушено глотание: ребенок держит молоко во рту, долго не проглатывает, с трудом берет грудь, кричит во время кормления, захлебывается, поперхивается.

Крик монотонный, мало модулированный.


34.11 пара ЧМН. Методы диагностики. Виды нарушений, причины поражения.
XI пара: добавочный нерв
(n. accessorius)


Двигательный

Ядра: Церебральная часть – ядро в продолговатом мозге; Спинальная часть - ядро в передних рогах шейных сегментов.

Вход: большое затылочное отверстие

Выход: яремное отверстие

Центральные нейроны : в средней части предцентральной извилины между зоной верхней конечности и головы


Функции: иннервирует

1) грудино-ключично-сосцевидную мышцу, поворачиваю­щую голову в противоположную сторону, и

2) трапециевидную, функция которой заключается в подъеме лопатки, верхней конечности выше горизонтального уровня, движении плеча вверх и кзади.

Симптомы нарушения функции:

Атрофия грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Фасцикуляции в грудино-ключично-сосцевидной мышце.

Односторонняя слабость грудино-ключично-сосцевидной мышцы

Поворот головы в сторону затруднен

Причины:Может развиться вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, вирусной инфекции, переохлаждения, неудачного стоматологического вмешательства, депрессии, беременности и родов, а также из-за новообразования.

Исследование:

Оценить внешний вид грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышцы.

Пропальпировать грудино-ключично-сосцевидную и трапециевидную мышцу.

Оценить мышечную силу обеих мышц.

Определение силы трапециевидной мышцы.

ДетиПри поражении IX нерва отсутствует поворот головы в противоположную сторону.

Наблюдается запрокидывание назад, ограничение поднятия руки выше горизонтального уровня.

Раздражение добавочного нерва сопровождается спастической кривошеей и подергиванием головы в противоположную сторону.
35.12 пара ЧМН. Методы диагностики. Виды нарушений, причины поражения.

XII пара: подъязычный нерв
(n. hypoglossus)


Двигательный

Ядра: на дне ромбовидной ямки

Выход: через канал подъязычного нерва в затылочной кости

Функции: иннервирует мышцы языка .

Симптомы нарушения функции:

1.Увеличение языка в размере.

2.Замедленность движений языка.

3.Фасцикуляции в мышцах языка.

4.Атрофия языка.

5.Девиация языка.

6.Дизартрия.

Поражение подъязычного нерва может быть вызвано опухолями, инсультом, инфекциями, травмами или боковым амиотрофическим склерозом.

Исследование:

1.Осмотреть язык

2.Попросить произнести переднеязычные звуки (ла-ла-ла)

ДетиИсследование функцию XII ЧН можно, оценивая положение языка во рту, его подвижность, участие в акте сосания

36.И.П. Павлов. Основные заслуги в истории медицины.
Великий русский ученый, физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Выпускник Петербургского университета (1876) и Медико-хирургической академии (1879). Академик Петербургской Академии наук (1907), Российской Академии наук (1917), Академии наук СССР (1925). Лауреат Нобелевской премии (1904).

Основные научные труды

«Центробежные нервы сердца» (1883); «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897); «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы»(1923); «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927.
Вклад в развитие медицины
С 1878 г. стоял во главе исследовательской лаборатории при клинике С.П.Боткина в Военно-медицинской академии.
Возглавлял физиологический отдел Института экспериментальной медицины и кафедру фармакологии Военно-медицинской академии (с 1890).
В 1904 г. за работы по пищеварению получил Нобелевскую премию.
С 1907 г. руководил физиологической лабораторией Академии наук (ставшей в советский период крупнейшим физиологическим институтом АН СССР, носящим ныне имя И.П.Павлова).
Руководил работой биологической станции, организованной для его исследований по решению Совнаркома (1921) в селе Колтуши (ныне Павлово) под Ленинградом.
Научное значение трудов И.П.Павлова столь велико, что история физиологии делится на этапы – допавловский и павловский.
Создал принципиально новые методы исследования, ввел в практику метод хронического эксперимента, позволяющий изучать деятельность нормального организма в его связи со средой.
Наиболее выдающиеся исследования И.П.Павлова относятся к области физиологии кровообращения, физиологии пищеварения и высшей нервной деятельности.
Впервые на сердце теплокровного животного показал существование специальных нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца. В дальнейшем это послужило основой для разработки им учения о трофической функции нервной системы.
Показал, что деятельность пищеварительного тракта находится под регулирующим влиянием коры головного мозга.
Завершением физиологических работ по кровообращению и пищеварению явилось его учение о высшей нервной деятельности.
Показал, что в основе т.н. душевной (психической) деятельности лежат материальные, физиологические процессы, происходящие в высшем отделе центральной нервной системы – коре головного мозга.
Открыл и изучил условные рефлексы, лежащие в основе высшей нервной деятельности. Раскрыл ряд самых сложных процессов, происходящих в головном мозге.
Разъяснил механизм сна, гипноза, охарактеризовал типы нервной системы, разъяснил сущность ряда психических заболеваний человека и предложил методы их лечения.
Изучая высшую нервную деятельность человека, разработал учение о второй сигнальной системе