ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 2
1.Естественные монополии 3
2.Нормативно-правовая основа естественных монополий 5
3.Методы регулирования деятельности естественных монополий 8
4.Реформирование структуры Российских естественных монополий 12
5.Функции естественных монополий в условиях санкций 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Введение
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными[1].
Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Но существуют рынки, на которых конкуренция нежелательна или даже невозможна, поскольку наличие более чем одного продавца приводило бы к росту издержек.
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль называется естественной монополией[2].
1.Естественные монополии
Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.
То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.
При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.
Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.
Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.
Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:
-
установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот; -
значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде; -
укрупнение фирм в результате поглощения и слияния; -
политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Характерные черты монополии заключаются в следующем:
-
вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара; -
компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость; -
производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими; -
производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы; -
покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.
На практике выделяют следующие виды монополий:
-
естественная монополия; -
искусственная монополия; -
открытая монополия; -
государственная (закрытая) монополия.
Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.
При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.
Искусственная монополия
Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.
Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.
При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:
-
ценовое маневрирование; -
хозяйственный бойкот; -
демпинг цен; -
промышленный шпионаж; -
спекуляция ценными бумагами.
Открытая монополия
Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.
При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.
Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.
Государственная (закрытая) монополия
Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:
-
субъект монополии (монополиста); -
товарные границы монопольного рынка; -
формы контроля и регулирования его деятельности; -
компетенцию контролирующего органа.
2.Нормативно-правовая основа естественных монополий
История российского законодательства о естественных монополиях насчитывает всего несколько лет, но даже за этот короткий промежуток времени сфера действия естественных монополий уже кардинально изменилась и продолжает уточняться.
В условиях советской экономики естественные монополии не были выведены как специфический предмет государственно-правового регулирования, потому что все отрасли народного хозяйства были по-своему монополистами и в этом не было необходимости. реализовывалась рыночная экономика, все более очевидной становилась необходимость выявления отраслей, в которых экономические отношения не могли вместить свободную конкуренцию и поэтому требовали особых правовых режимов. С середины 1990-х годов началась и интенсивно ведется практическая работа по формированию нормативно-правовой базы естественных монополий.
Принципиальное значение имеет Федеральный закон «О естественных монополиях», принятый 19 июля 1995 г., который обеспечивает правовую основу федеральной политики в области естественных монополий в Российской Федерации. Он определяет и регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих областях: транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожный транспорт; услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги электроснабжения и почтовой связи.
Узаконенная естественная монополия распространяется не на весь соответствующий сектор народного хозяйства (газовый, железнодорожный и др.), а только на его передаточный («транспортный») элемент. Например, в нефтяной промышленности только транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Газовая промышленность - Транспортировка газа по магистральным трубопроводам, включая газораспределительные сети и газохранилища. В энергетическом секторе монополии состоят только из услуг по передаче и распределению.
Транспортно-терминальные услуги – это производственные операции (прием, перемещение, хранение и доставка грузов), но только те, которые органически связаны и «слиты» с конкретным экспедитором. Его можно проводить на своей территории только в специально отведенных местах. Услуги портов и аэропортов по стоимости близки к услугам морских терминалов. К ним относятся погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание пассажиров, морские и речные суда, производственные и другие трудовые операции для летательных аппаратов.
Для некоторых сфер естественных монополий приняты специальные нормативные законы, регулирующие их деятельность. Железнодорожный транспорт от 25 августа 1995 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. «О мерах по сокращению перекрестного субсидирования потребителей на отдельные виды услуг связи». № 950 и «О развитии газификации в Российской Федерации в 1996-2000 годах» от 18 июля 1996 г. № 819. Большую часть нормативно-правовой базы естественных монополий составляет Федеральный закон «Об энергосбережении», вступивший в силу 10 апреля 1996 года и впервые принятый в правоприменительной практике нашего государства. Он определяет нормативную базу по эффективному использованию энергетических ресурсов, преимущественно электрической и тепловой энергии, на всех этапах добычи, производства, переработки, транспортировки, хранения и потребления.
Установление оптимальных цен на товары естественной монополии является особой государственной задачей. Ценообразованию в сфере естественных монополий посвящено множество актов всех уровней.
В состав нормативно-правовой основы естественных монополий входят законы и иные нормативные акты, принимаемые не только федеральными органами государственной власти, но и субъектами Российской федерации по вопросам, которые находятся в их исключительном ведении или в совместном ведении с Российской Федерацией. Это право субъектов Российской Федерации зафиксировано в ст. 76 Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации.
Нормативно-правовая основа естественных монополий также тесно связана с нормативно-правовой основой конкуренции и монополистической деятельности. Естественные монополии окружает конкурентная рыночная среда, но сами они могут осуществлять монополистическую деятельность, и в начале экономических реформ высказывалось мнение, что нет необходимости создавать специальную нормативно-правовую систему в области естественных монополий, а их регулирование должно стать составной частью единого закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. В конце концов, Законодательство о естественных монополиях получило самостоятельное развитие, но действует оно неизолированно от конкурентного. В частности, отдельные статьи Федерального закона "О естественных монополиях" содержат ссылки на Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а многие положения последнего, как акта более общего порядка, применяются к естественным монополиям, что создает некоторые трудности в реализации обоих федеральных законов.
3.Методы регулирования деятельности естественных монополий
В условиях сильных экономических монополий государство вынуждено контролировать деятельность естественных монополий. Отрасли с естественными монополиями экономически эффективны, и это основная причина необходимости регулирования их деятельности.
Государственный контроль состоит из специальных антимонопольных законов, определяющих порядок регулирования и управления отраслями естественных монополий, обладающих суверенитетом и являющихся потребителями льготных или обязательных услуг.
Государственные нормативные акты применяются в первую очередь к секторам общественного пользования, таким как телекоммуникации, газ, электричество и водоснабжение. Предприятия подчиняются следующим правилам:
- Большую часть их бизнеса составляют услуги, рассчитанные на широкий круг потребителей.
- Сбор средств будет проходить с использованием огромной суммы денег.
- Развитие бизнеса влияет на улучшение общественного благосостояния и развитие отраслей в конкретных регионах.
Существуют три способа регулирования естественных монополий:
1. Прямое государственное регулирование.
Суть таких регламентов, как правило, определяется специальными законодательными актами. Например, Федеральный закон от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях». Он определяет отрасли, которые классифицируются как естественные монополии, и их регулирующие положения.