ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Есть несколько проблем с такими правилами. Во-первых, необходимо создать государственную организацию по регулированию деятельности естественных монополий. В этом случае возникает опасность того, что интересы правящей группы будут учитываться превыше всего, а не интересы общества. Во-вторых, трудно точно определить себестоимость продукции для товаропроизводителей естественно-монопольных отраслей. И это необходимая часть регулирования.
2. Простота использования и эффективность ставок в различных условиях.
Этот метод регулирования естественных монополий связан с использованием механизмов экономической организации. Это заявки на франшизу, т.е. заявки на право ведения такой деятельности. В этом случае недостатки проявляются не в экономике, а в административной системе. Это метод регулирования контрактов с производителями, которые предлагают лучшие условия.
3. Ценовая дискриминация.
Этот метод используется самими естественными монополиями для увеличения их чистой прибыли и субъектами, которые их регулируют, для смягчения негативных последствий их деятельности. Это продажа товаров по разным ценам разным покупателям. Основным условием ценовой дискриминации является запрет на перепродажу товара. Ценовая дискриминация делится на три категории в зависимости от того, как она реализуется.
1. Одна степень.
Это продажа каждой единицы товара по цене спроса. В этом случае кривая спроса монополиста становится кривой предельного дохода. Такая степень дискриминации встречается крайне редко.
2. Второй класс.
Вместо того, чтобы продавать все единицы товара, монополист продает определенные партии товара по разным ценам.
3. Три раза.
Только в том случае, если отраслевой спрос проявляется в виде отдельных групп потребителей с разными функциями спроса.
Естественные монополии часто используют ценовую дискриминацию в своем регулировании.
Согласно Закону о естественных монополиях существует два способа регулирования естественных монополий.
1. Контроль цен.
Суть ее заключается в определении и установлении фиксированных цен на товары и услуги, либо их предельных уровней, либо предельных коэффициентов изменения цен на товары естественно-монопольных отраслей. Эта процедура регулируется специальными правилами.
Существует несколько методов ценового регулирования:
· Метод предельных издержек.
Государство контролирует, чтобы установленная монополистом цена равнялась предельным издержкам. Так обеспечивается эффективное производство и потребление продукции.
· Метод средних издержек.
Цена должна быть равна средним издержкам. При этом методе товаров может производиться меньше, чем должно быть для эффективной экономики в целом. С другой стороны, монополист заранее знает, что все его расходы будут компенсированы, то есть, нет необходимости минимизировать издержки.
· Метод установления потолка цен.
Этот метод обычно приводит к дефициту продукции.
· Субсидирование естественных монополий.
Это метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше.
Получается так, что промышленные предприятия субсидируют тарифы для населения.
2. Неценовое регулирование.
Суть состоит в определении потребителей, которые нуждаются в обслуживании, установление уровня их обеспечения, с учётом необходимости защиты прав и интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Ресурсы, которые необходимы при производстве какого-либо товара, ограничены, а иногда и вовсе исчерпаны. Это позволяет выборочно продавать товары разным потребителям. Государство вмешивается, чтобы защитить интересы всех потребителей.
Какой именно метод использовать при регулировании определяет орган регулирования естественных монополий. Это решение принимается после тщательного анализа конкретного регулируемого субъекта.
Чтобы государственная политика в сферах деятельности субъектов естественных монополий была наиболее эффективной, необходим государственный контроль:
1. Предварительный контроль.
Это обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы.
2. Последующий контроль.
Это обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии.
Субъекты естественных монополий находятся в особом положении. Отсюда появилась необходимость ограничить их экономическую деятельность. Субъекты естественных монополий не имеют права отказаться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство товаров, если они имеют возможность произвести такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать доступ на рынки товаров и услуг, производить товары и услуги, регулируемые Законом «О естественных монополиях». Также они обязаны предоставлять отчёты о своей работе и проекты планов вложений.
4.Реформирование структуры Российских естественных монополий
В России в рамках одного предприятия часто совмещают как производство естественно-монопольных товаров, так и тех, которые можно производить более эффективно в конкурентных условиях. Это объединение носит, в принципе, характер вертикальной интеграции. В результате образуются огромные монополии, представляющие все области народного хозяйства. РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", МПС - вот три столпа "российской монополии" и ярчайшие примеры таких объединений.
Реформирование структуры естественных монополий может иметь несколько преимуществ. Основными положениями структурных реформ в сфере естественных монополий являются Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г.
Структурные реформы включают, помимо прочего, совершенствование нормативно-правовой базы регулирования естественных монополий. В частности, эта реформа направлена на:
- Исключение видов экономической деятельности, не относящихся к естественным монополиям, из сферы действующих естественных монополий и формирование из них рынков на основе конкуренции.
- выделять в соответствии с федеральным законом на основе экономической выгоды и независимо от субъекта естественных монополий.
- организация путем углубления правового регулирования отношений между участниками, опубликования цен (тарифов) и правил их определения, «внедрения единых правил доступа в сеть» на рынке в сфере деятельности естественных монополий ; придать персонифицированный характер. «На принципе недискриминации.
- формирование организационно-правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий на региональном уровне, координация деятельности и разграничение полномочий между федеральными и территориальными органами регулирования в сфере естественных монополий;
Необходимость реформирования вызвана негативными последствиями функционирования ранее узаконенных естественных монополий - снижением эффективности их деятельности, нерациональным использованием их производственных мощностей, снижением и, на практике, отсутствием у них конкуренции. Возможность существует. В результате резко выросли цены в регионах, где действовали естественные монополии, и в целом подскочили цены на товары, произведенные с участием продуктов естественно-монопольной хозяйственной деятельности.
В настоящее время в России существует два альтернативных подхода к проведению реформ.
1. Первые сторонники считают наличие конкуренции не только главным условием, но и критерием эффективности функционирования экономики в целом. Они требуют быстрого расширения конкурентоспособности во всех секторах экономики. В сфере естественных монополий это означает отделение транспортной сети (сохраняющей монопольный статус) от производителей газа, электроэнергии, тепла и транспортных услуг, которые должны быть помещены в конкурентную среду.
2. Сторонники второго подхода отрицают не положительные эффекты усиления конкуренции, а осязаемую величину таких эффектов по отношению к величине неизбежных в таких случаях конверсионных издержек.
Как показывает опыт, отторжение таких гигантов, как РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", МПС и др., влечет за собой формирование большого количества посредников, а не оживление конкуренции со всеми положительными последствиями для Во-первых, как это произошло в угольной промышленности после разделения организационно-управленческих структур и выделения шахт в отдельные юридические лица.
Снижение издержек, основная цель реформирования энергосистемы, в принципе недостижима без продуманной инвестиционной политики, направленной на технологическое перевооружение отрасли. РАО "ЕЭС России" предлагает полезные, но недостаточные меры: организацию раздельного учета энергосистемы, рационализацию оплаты счетов населением, устранение посредников, социально-культурную передачу объектов местным органам власти, реорганизацию энергосбытовой работы.
Идея развязки энергетики за счет создания независимых региональных энергосистем требует более тщательной проработки. Единая энергетическая система страны обеспечивает экономию. Это позволяет использовать мощности «спящих» западных регионов в эти часы для покрытия суточных пиков потребления на востоке России и наоборот (преимущество горизонтальной интеграции). В то время как уровень конкуренции внутри отрасли вряд ли повысится в результате сокращения, региональная изоляция будет усиливаться, и неясно, удастся ли добиться такой согласованности в работе независимых региональных энергосистем.
"Газпром" способен в обозримом будущем стать мощным "локомотивом" экономики России, но лишь в качестве крупной компании (естественной монополии). Его демонополизация означала бы создание благоприятных условий для внешних конкурентов с самыми негативными последствиями не только для "Газпрома", но и для страны в целом.
Реструктуризация «Газпрома» может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. Отечественный опыт подтверждает неудобство вывода «Газпрома», особенно «Газэкспорта», из его состава. Таким образом, Советский Союз выступал в качестве «поставщика на границу» в советское время, когда производство, транспортировка и экспорт были систематически разделены. Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с иностранными конкурентами резко усилились.
Существующие организационно-производственные структуры и низкая конкуренция с другими видами транспорта не способствовали созданию экономических стимулов для повышения эффективности железнодорожного транспорта. Недоиспользуемыми являются мощности по ремонту и развитию производственных баз предприятий железнодорожного транспорта, не связанных непосредственно с осуществлением перевозочного процесса (ремонтные, строительные, машиностроительные и другие предприятия). Стоимость содержания социальных объектов высока.
Реформа СМП состоит из трех концепций. Это концепция, предложенная Европейским банком реконструкции и развития. Концепция Минтранса РФ, сам МПС, концепция, разработанная так называемым «правительством».
Суть последнего заключается в том, что из всего железнодорожного транспорта выделяется транспортная отрасль. Он определяется как конкурентоспособный и открытый для всех, кто желает начать здесь бизнес.С помощью создания компании планируется развивать конкуренцию в этой области. Все это должно привести к конкурентному снижению транспортных расходов.
Реализация этой концепции имеет три этапа:
Первый этап предусматривает к 2000 году создание единой грузовой и пассажирской компании в системе МПС. На этом же этапе из системы СМП должны быть выведены некоторые заводы, строительные предприятия, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство.
Второй этап, к 2005 году, должен наладить пассажирские и грузовые перевозки.
3 этап - с 2005 г. - объединение пассажирских и грузовых компаний, перераспределение народно-хозяйственных функций МПС, создание Центральной железнодорожной компании.
Однако предлагаемая концепция противоречит действующему законодательству. Предназначен для дробления железнодорожного транспорта. А закон «О федеральном железнодорожном транспорте» гласит: «Железнодорожный транспорт — это единый производственно-технологический комплекс».
Экспедиторская деятельность по всему миру является высокодоходной формой обслуживания клиентов. Цель транспортной экспедиции –