ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
привлечение дополнительных перевозок, оказание дополнительных транспортных услуг, избавление грузоотправителей и грузополучателей от множества задач и ускорение доставки грузов. В России деятельность транспортных компаний характеризуется односторонней направленностью. Они только продают и перепродают фрахт, то есть железнодорожные тарифы на перевозку. Поэтому в этой сфере действительно необходимы срочные реформы. Сегодня получение экспедиторских услуг фактически заменено использованием льготных прав, предлагаемых Министерством путей сообщения определенным экспедиторам или грузоотправителям. В результате объем трафика уменьшается, а объем скидок увеличивается.
Для естественных монополий характерна высокая степень концентрации капитала, позволяющая осуществлять масштабную вертикальную интеграцию процессов производства и реализации товаров и услуг, что приводит к значительному снижению трансакционных издержек. Таким образом, современная антимонопольная политика в России смещает акцент с борьбы с монополиями как экономической организацией, достигшей высокой концентрации капитала, на борьбу со злоупотреблениями монопольным положением.
Положение России в международной конкуренции необходимо учитывать при реформировании российской монополии. В целом понятно, что структурные реформы, в том числе естественных монополий, должны проводиться поэтапно, что требует тщательного анализа каждого этапа трансформации.
5.Функции естественных монополий в условиях санкций
Наиболее распространенным видом экономических санкций является эмбарго, запрет на вывоз товаров из страны и ввоз товаров в страну. В условиях международного разделения труда запрет на экспорт должен привести к значительному сокращению валютной выручки и, таким образом, резко ограничить возможность приобретения необходимых товаров за границей. Однако экспортные ограничения могут оказаться недостаточно эффективными, если страна, на которую распространяются санкции, ориентирована на внутреннее производство и внутреннее потребление или если ее экономика отстала и не поставляет на мировой рынок большие объемы товаров.
Также распространены такие виды санкций, как запрет на поставку определенных (оружия, высоких технологий) или всех товаров в страну. Последствия и риски в этом случае такие же, как и при экспортных ограничениях.
Экономические санкции применяются не только к определенным странам, но и к компаниям в третьих странах, которые имеют деловые отношения с компаниями в странах, на которые распространяются санкции. Правительство страны, находящейся под санкциями, не может прямо запрещать третьим странам и их компаниям иметь экономические отношения со страной, на которую распространяются санкции, но оно может ограничивать отношения таких компаний со своими компаниями и государственными учреждениями. Например, Соединенные Штаты активно используют эту возможность для внесения в черный список компаний во многих странах мира. По словам официальных лиц США, эти компании работают с «государствами-изгоями». Американским компаниям было приказано запретить поставки определенных товаров и технологий компаниям, внесенным в черный список. В первую очередь это касается не только изделий военного назначения, но и товаров и технологий двойного назначения.
Еще одним видом экономических санкций является запрет на финансовые операции с определенной страной и компаниями оттуда, а также на инвестиции в экономику этой страны. Такие меры могут быть частичными, запрещающими только крупные финансовые операции и разрешающими более мелкие. Например, в 1996 году США ввели санкции против иностранных компаний, планирующих инвестировать более 40 миллионов долларов в разработку нефтяных месторождений в Иране и Ливии. [15]
Санкции также могут влиять на мнение людей о лидере страны, которую они вводят, и в этом случае результат напрямую зависит от политической системы этой страны. Рид М. Вуд, Абель Эскриба-Фолч и Джозеф Г. Райт исследовали эту тему. [8]
Ученые считают, что введение экономических санкций против стран с демократическими режимами в принципе дестабилизирует политическую ситуацию. Люди считают, что выбранные ими национальные лидеры так и не смогли решить проблему на грани введения международных мер, которые наверняка ухудшат экономическое положение электората. В таких ситуациях чаще всего активизируются оппозиционные партии. Таким образом, санкции против демократий могут играть роль политического, а не экономического оружия. Лидеры, вызывающие недовольство международного сообщества, вскоре могут быть смещены со своих постов.
Но санкции можно использовать и для борьбы с режимами, которые не являются демократическими в принципе. Абель Эскриб-Фолч и Джозеф Райт считают, что в данном случае исход борьбы зависит от типа недемократического режима. Авторитаризм наиболее уязвим.
Авторитарный правитель зависит от нескольких близких ему людей, которые держат власть силой. Если будут введены экономические санкции, доходы страны сильно сократятся и главе страны придется перераспределять денежные потоки. Диктаторы чаще защищают правящую элиту, что еще больше усугубляет положение широких слоев населения.
Главы государств могут прибегнуть к силе во время общественного возмущения для повышения налогов и увеличения национальных доходов. В результате репрессии могут вызвать волнения среди приближенных к власти людей, которые уже не уверены в своей личной безопасности. Авторы исследования пишут: "После введения санкций авторитарные режимы становятся все более уязвимыми под мощной волной народного недовольства или в результате отказа правящей элиты от сотрудничества с главой страны. Она может рухнуть.
Совсем другой сценарий развития событий, когда у власти стоит не один человек, опирающийся на узкий круг единомышленников, а широкая массовая организация, например партия. Преимущество однопартийного правительства состоит в том, что, как правило, большинство населения страны являются членами этой партии. Как пишут Абель Эскриб-Фолч и Джозеф Райт, люди озабочены защитой интересов своей страны, и, как следствие, введение внешнеполитических принудительных мер еще больше укрепляет позиции правящей партии. Поэтому в таких условиях попытки правительства увеличить национальные доходы за счет повышения налогов имеют больше шансов на успех. [16]
Цель экономических санкций - заставить правительство определенной страны или группы стран принять решения самого разного уровня значимости: от заключения отдельных договоров вплоть до существенного изменения государственного строя. К таким решениям может относиться вывод войск с оккупированных территорий, присоединение к международному договору (например, договору о нераспространении ядерного оружия), прекращение практики нарушения прав человека, проведение честных выборов, прекращение поддержки международного терроризма.
Как известно, 6 августа был введен запрет указом президента России на ввоз «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а именно мясных и молочных продуктов, рыбы, овощей, фруктов и орехов. Под действие эмбарго попали страны Европейского Союза, США, Австралия, Канада и Норвегия.
Введенные санкции будут означать развитие отечественного производства и расширение российского рынка, но до налаживания собственного производства «отдельных видов» продукции потребуется огромное количество времени и изменений в области сокращения потребления. в сопровождении. Рост населения связан с удорожанием продукции и возможным ее дефицитом, а в целом экономика страны связана с установлением отношений с новыми поставщиками.
Следующим негативным фактором продовольственных эмбарго, влияющим на экономику страны, является рост цен на многие виды продуктов. По данным Федеральной службы государственной статистики, потребительские цены на товары выросли в среднем более чем на 1,5% в октябре в пяти субъектах Российской Федерации. В Смоленской области он вырос на 1,8%, в Москве на 6,4%. , Санкт-Петербург - 6,5%.
Однако резкий рост цен на продукты питания был зафиксирован во многих регионах России. По данным Минсельхоза России, наибольший рост цен на говядину наблюдался в Калининградской области — рост составил 40,5%. Жители Калининграда также жалуются, что цены на гречку, масло и молоко выросли примерно на 5%, а на сыр — на 1,1%. На Сахалине цены на куриный окорок выросли на 60%, а цены на лосося выросли почти вдвое. Цены выросли и в Санкт-Петербурге на свинину на 23,5%, курицу на 25,8%, сахар на 16,5%, молоко на 13,5% и картофель на 72,7%.
Эксперты указывают на введение санкций как на причину повышения цен, а также на транспортные расходы, тарифы, сезонность и повышение курса доллара и евро, что приводит к увеличению спроса. Отсутствие конкуренции и монополий на рынке продуктов питания.
Ускорение инфляции и рост цен на продукты приводят к появлению еще одного негативного фактора, связанного с потреблением населения. В результате санкций и последующих изменений на российском рынке населению придется сокращать потребление или переходить на более дешевые аналоги и альтернативы.
Суть монополии заключается в доминировании на рынке, а отсутствие конкурентной среды на внутреннем рынке России может привести к увеличению доминирующих фирм (монополий). Это может привести к дальнейшему росту цен, ухудшению качества продукции и другим совершенно другим последствиям.
Заключение
Экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций, т.к. именно они выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие транснациональных корпораций требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте - это ОАО " Газпром".
По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", МПС) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.
Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится "на плаву".
Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках.
Список использованной литературы
1. Батина И.Н. К вопросу о современных подходах к тарифному регулированию в отраслях естественных монополий // Журнал экономической теории. - 2022. - №1. - с.104-110.
2. Белоусова Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. - 2021. - № 1. - с. 20.
3. Бюллетень отрасли российской экономики: производство, ценные бумаги, финансы. Электроэнергетика. - Москва. - 2022. - Выпуск 989. - Режим доступа: http://www.akm.ru/rus/analyt/analyt/energ. htm.
4. Васильева Е.М. Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем - М.: Либроком, 2022. - 176 с.
Для естественных монополий характерна высокая степень концентрации капитала, позволяющая осуществлять масштабную вертикальную интеграцию процессов производства и реализации товаров и услуг, что приводит к значительному снижению трансакционных издержек. Таким образом, современная антимонопольная политика в России смещает акцент с борьбы с монополиями как экономической организацией, достигшей высокой концентрации капитала, на борьбу со злоупотреблениями монопольным положением.
Положение России в международной конкуренции необходимо учитывать при реформировании российской монополии. В целом понятно, что структурные реформы, в том числе естественных монополий, должны проводиться поэтапно, что требует тщательного анализа каждого этапа трансформации.
5.Функции естественных монополий в условиях санкций
Наиболее распространенным видом экономических санкций является эмбарго, запрет на вывоз товаров из страны и ввоз товаров в страну. В условиях международного разделения труда запрет на экспорт должен привести к значительному сокращению валютной выручки и, таким образом, резко ограничить возможность приобретения необходимых товаров за границей. Однако экспортные ограничения могут оказаться недостаточно эффективными, если страна, на которую распространяются санкции, ориентирована на внутреннее производство и внутреннее потребление или если ее экономика отстала и не поставляет на мировой рынок большие объемы товаров.
Также распространены такие виды санкций, как запрет на поставку определенных (оружия, высоких технологий) или всех товаров в страну. Последствия и риски в этом случае такие же, как и при экспортных ограничениях.
Экономические санкции применяются не только к определенным странам, но и к компаниям в третьих странах, которые имеют деловые отношения с компаниями в странах, на которые распространяются санкции. Правительство страны, находящейся под санкциями, не может прямо запрещать третьим странам и их компаниям иметь экономические отношения со страной, на которую распространяются санкции, но оно может ограничивать отношения таких компаний со своими компаниями и государственными учреждениями. Например, Соединенные Штаты активно используют эту возможность для внесения в черный список компаний во многих странах мира. По словам официальных лиц США, эти компании работают с «государствами-изгоями». Американским компаниям было приказано запретить поставки определенных товаров и технологий компаниям, внесенным в черный список. В первую очередь это касается не только изделий военного назначения, но и товаров и технологий двойного назначения.
Еще одним видом экономических санкций является запрет на финансовые операции с определенной страной и компаниями оттуда, а также на инвестиции в экономику этой страны. Такие меры могут быть частичными, запрещающими только крупные финансовые операции и разрешающими более мелкие. Например, в 1996 году США ввели санкции против иностранных компаний, планирующих инвестировать более 40 миллионов долларов в разработку нефтяных месторождений в Иране и Ливии. [15]
Санкции также могут влиять на мнение людей о лидере страны, которую они вводят, и в этом случае результат напрямую зависит от политической системы этой страны. Рид М. Вуд, Абель Эскриба-Фолч и Джозеф Г. Райт исследовали эту тему. [8]
Ученые считают, что введение экономических санкций против стран с демократическими режимами в принципе дестабилизирует политическую ситуацию. Люди считают, что выбранные ими национальные лидеры так и не смогли решить проблему на грани введения международных мер, которые наверняка ухудшат экономическое положение электората. В таких ситуациях чаще всего активизируются оппозиционные партии. Таким образом, санкции против демократий могут играть роль политического, а не экономического оружия. Лидеры, вызывающие недовольство международного сообщества, вскоре могут быть смещены со своих постов.
Но санкции можно использовать и для борьбы с режимами, которые не являются демократическими в принципе. Абель Эскриб-Фолч и Джозеф Райт считают, что в данном случае исход борьбы зависит от типа недемократического режима. Авторитаризм наиболее уязвим.
Авторитарный правитель зависит от нескольких близких ему людей, которые держат власть силой. Если будут введены экономические санкции, доходы страны сильно сократятся и главе страны придется перераспределять денежные потоки. Диктаторы чаще защищают правящую элиту, что еще больше усугубляет положение широких слоев населения.
Главы государств могут прибегнуть к силе во время общественного возмущения для повышения налогов и увеличения национальных доходов. В результате репрессии могут вызвать волнения среди приближенных к власти людей, которые уже не уверены в своей личной безопасности. Авторы исследования пишут: "После введения санкций авторитарные режимы становятся все более уязвимыми под мощной волной народного недовольства или в результате отказа правящей элиты от сотрудничества с главой страны. Она может рухнуть.
Совсем другой сценарий развития событий, когда у власти стоит не один человек, опирающийся на узкий круг единомышленников, а широкая массовая организация, например партия. Преимущество однопартийного правительства состоит в том, что, как правило, большинство населения страны являются членами этой партии. Как пишут Абель Эскриб-Фолч и Джозеф Райт, люди озабочены защитой интересов своей страны, и, как следствие, введение внешнеполитических принудительных мер еще больше укрепляет позиции правящей партии. Поэтому в таких условиях попытки правительства увеличить национальные доходы за счет повышения налогов имеют больше шансов на успех. [16]
Цель экономических санкций - заставить правительство определенной страны или группы стран принять решения самого разного уровня значимости: от заключения отдельных договоров вплоть до существенного изменения государственного строя. К таким решениям может относиться вывод войск с оккупированных территорий, присоединение к международному договору (например, договору о нераспространении ядерного оружия), прекращение практики нарушения прав человека, проведение честных выборов, прекращение поддержки международного терроризма.
Как известно, 6 августа был введен запрет указом президента России на ввоз «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а именно мясных и молочных продуктов, рыбы, овощей, фруктов и орехов. Под действие эмбарго попали страны Европейского Союза, США, Австралия, Канада и Норвегия.
Введенные санкции будут означать развитие отечественного производства и расширение российского рынка, но до налаживания собственного производства «отдельных видов» продукции потребуется огромное количество времени и изменений в области сокращения потребления. в сопровождении. Рост населения связан с удорожанием продукции и возможным ее дефицитом, а в целом экономика страны связана с установлением отношений с новыми поставщиками.
Следующим негативным фактором продовольственных эмбарго, влияющим на экономику страны, является рост цен на многие виды продуктов. По данным Федеральной службы государственной статистики, потребительские цены на товары выросли в среднем более чем на 1,5% в октябре в пяти субъектах Российской Федерации. В Смоленской области он вырос на 1,8%, в Москве на 6,4%. , Санкт-Петербург - 6,5%.
Однако резкий рост цен на продукты питания был зафиксирован во многих регионах России. По данным Минсельхоза России, наибольший рост цен на говядину наблюдался в Калининградской области — рост составил 40,5%. Жители Калининграда также жалуются, что цены на гречку, масло и молоко выросли примерно на 5%, а на сыр — на 1,1%. На Сахалине цены на куриный окорок выросли на 60%, а цены на лосося выросли почти вдвое. Цены выросли и в Санкт-Петербурге на свинину на 23,5%, курицу на 25,8%, сахар на 16,5%, молоко на 13,5% и картофель на 72,7%.
Эксперты указывают на введение санкций как на причину повышения цен, а также на транспортные расходы, тарифы, сезонность и повышение курса доллара и евро, что приводит к увеличению спроса. Отсутствие конкуренции и монополий на рынке продуктов питания.
Ускорение инфляции и рост цен на продукты приводят к появлению еще одного негативного фактора, связанного с потреблением населения. В результате санкций и последующих изменений на российском рынке населению придется сокращать потребление или переходить на более дешевые аналоги и альтернативы.
Суть монополии заключается в доминировании на рынке, а отсутствие конкурентной среды на внутреннем рынке России может привести к увеличению доминирующих фирм (монополий). Это может привести к дальнейшему росту цен, ухудшению качества продукции и другим совершенно другим последствиям.
Заключение
Экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций, т.к. именно они выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие транснациональных корпораций требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте - это ОАО " Газпром".
По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", МПС) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.
Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится "на плаву".
Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках.
Список использованной литературы
1. Батина И.Н. К вопросу о современных подходах к тарифному регулированию в отраслях естественных монополий // Журнал экономической теории. - 2022. - №1. - с.104-110.
2. Белоусова Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. - 2021. - № 1. - с. 20.
3. Бюллетень отрасли российской экономики: производство, ценные бумаги, финансы. Электроэнергетика. - Москва. - 2022. - Выпуск 989. - Режим доступа: http://www.akm.ru/rus/analyt/analyt/energ. htm.
4. Васильева Е.М. Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем - М.: Либроком, 2022. - 176 с.