ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Кафедра истории
Эссе на кинофильм
По дисциплине: История России
Фильм: «Они сражались за Родину»
Выполнил: студент гр. 2328621 ___________________ / Иванов А.Р. /
(подпись) (Ф.И.О)
Проверил: ____________________ / Самсонов К.Ю. /
(подпись) (Ф.И.О)
Санкт- Петербург
2022
В Советском Союзе умели снимать фильмы, кроме этого многие любили его смотреть. Даже не многие, а буквально все. Недаром и на сегодняшний день в памяти россиян осталась фраза Владимира Ильича Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Также можно вспомнить, какое внимание к фильмам уделял товарищ Сталин, который находил время и лично смотрел кино, которое выпускается в стране, давал советы и рекомендации по созданию кинокартин. В СССР жило много невероятно талантливых кинорежиссёров, операторов, сценаристов и других деятелей киноиндустрии. Творец, он снимает кино про себя. Своё сознание он проецирует на кинополотно, и мы получаем продукт, в котором можно многое понять и разобрать. Например, таким образом, режиссёр высказывает свою позицию по поводу проблемы или вопроса, поднятого в фильме. Большое влияние на советских граждан оказала Великая Отечественная Война 1941–1945 годов.
Естественно, кино не могло обойти стороной ни борьбу с фашистскими захватчиками во время самой страшной и жестокой войны, ни солдат-героев этой войны, ни их подвиги, ни их моральное состояние. Советские писатели XX века также не могли молчать. Страна была истощена, очень долго не могла восстановиться после войны, в первую очередь я говорю о душевных потрясениях. О Великой Отечественной написано огромное количество произведений, снято очень много фильмов. Нередко писатели и режиссёры находили некоторые точки соприкосновения, приходили к общим мыслям и работали рука об руку гении разных профессий. Так, нам посчастливилось увидеть продукт работы Михаила Шолохова и Сергея Бондарчука - «Они сражались за Родину», 1975г.
Мои бабушка и дедушка с детства прививали внукам любовь к отечественному кинематографу, но меня так просто не усадишь смотреть полтора-два часа в экран, особенно если это серьёзный, глубокий фильм с длинными монотонными кадрами, а если ещё и об ужасах войны, то тут уж никаким образом не заставишь – я наотрез отказывался. Поэтому из детства я помню лишь классику советских комедий, такие как «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Особенности национальной рыбалки» и другие.
Теперь же я посмотрел картину Бондарчука «Они сражались за Родину». Я знал об авторе задолго до просмотра картины, о его легендарном фильме «Война и мир», который был колоссальным прорывом в кино для своего времени, особенно что касается изображения сражений. Нужно ли говорить, что раньше почти восьмичасовой фильм я не хотел смотреть. Но я знаю, что Сергей Фёдорович сам сыграл роль Пьера Безухова, и у него это получилось сделать так, что все последующие “киношные” версии этого героя вынуждены ровняться на игру Бондарчука.
О Михаиле Александровиче знаю и слышал еще со школьной скамьи. Нобелевский лауреат, один из лучших наших писателей XX века. Лично мной прочитана лишь одна его книга – «Судьба человека». Это произведение навсегда осталось в моей памяти, потому что сильно меня впечатлило, и моё уважение к Шолохову как к писателю сильно возросло.
Исходя из вышесказанного, могу сказать, что я возлагал на выбранный для просмотра фильм большие надежды.
Начинается фильм с экспозиции, за что огромное уважение Сергею Бондарчуку. Он, как настоящий мастер своего ремесла, погружает нас в атмосферу того, что будет происходить на экране ближайшие два-три часа, хоть и снимает по уже готовому произведению Шолохова, с героями которого в массе своей зрители знакомы.
Автор нас знакомит с немалым количеством героев. Как мне показалось, у него получилось довольно точно передать образ Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Надо отдать должное и актёрам, персонажи которых стали уже давно культурным достоянием России. Отмечу некоторых артистов, игра которых потрясла меня особенно сильно.
Иван Лапиков предстаёт перед зрителем в образе старшины Поприщенко. Абсолютное попадание в персонажа! Человек не играет, он живёт в фильме. Его голос, манера речи и акцент, малейшие движения как тела, так и лица – всё выдаёт в нём «старого солдата». Наверное, самый трогательный монолог в фильме – это обращение старшины к своим солдатам на похоронах лейтенанта Голощёкова. Безумно талантливый актёр, так ещё и роль для него подходящая.
Сергей Бондарчук снова снимается в одной из главных ролей в своём фильме. Он играет Ивана Звягинцева. Тяжелейшая задача стояла перед актёром-режиссёром – показать адскую боль, которую испытывает солдат, раненый на поле боя. Полагаю, что у него получилось сделать это с великолепным успехом. От просмотра некоторых моментов буквально замирает дыхание, настолько жалко человека. Помимо физической ведь он испытывает ещё и глубокую обиду на доктора, который, не послушавшись, режет новые ботинки, на судьбу, на неспособность быть рядом со своей ротой на передовой. Одним словом, мастер своего дела.
Очень приятно был удивлён, когда увидел Юрия Никулина, который играет старого, больного, ужасно печального рядового Некрасова. Привычно видеть этого гениального актёра в рамках комедии, но впервые я сталкиваюсь с ним в драматическом произведении. Хоть роль по-настоящему очень сложная, Юрий Владимирович блестяще справился с поставленной задачей.
Весь фильм построен на чередовании боевых сцен и сцен жизни солдат на войне в то время, когда не ведётся схватка с врагами. Этот ход позволяет передать стихийность войны и помогает представить и даже почувствовать, какого́ было людям, которые жили в этой атмосфере. Так, показательной является сцена: Лопахин с Сашей Копытовским идут к переправе через Дон. Товарищ Копытовский жалуется, что не умеет плавать, а значит, отправили его на верную смерть. На заднем плане этого действия всё время взрываются вражеские ракеты. Чувствуется сильное напряжение. Но буквально в следующем кадре мы видим флот и слышим радостные крики Саши Копытовского, боевые товарищи поют песни. И уже через несколько секунд старшина Поприщенко встречает их со словами: «Не донесли, умер лейтенат». Печаль сменяется ободряющими шутками и музыкой и наоборот. Этим приёмом режиссёр умело пользуется при создании этого фильма.
Что касается материальной культуры, то тут я не могу быть объективен, я не военный историк. Однако ничего странного и вызывающего вопросы в глаза не бросается. Это не удивительно, ведь у фильма были военные-консультанты, которые ответственно и добросовестно выполняли свою работу. Я лишь могу отметить, что приятно видеть, что при стрельбе из ППШ яркая дульная вспышка имеет вид именно трёх лепестков. Это мелочь, но всё-таки в наше время и такие вещи иногда упускают и рисуют как взбредёт в голову.
Во время батальных сцен нередко из виду пропадают фашисты, с которыми борются наши красноармейцы. Солдаты сталкиваются со стихией, с огнём, со смертью. Этот приём позже использует Стэнли Кубрик в своём великом кино «Цельнометаллическая оболочка». Там тоже вы не увидите вьетконгонцев, бой идёт против обезличенного врага. Честь и хвала Бондарчуку, который более чем на 10 лет опередил в этом плане американца.
Есть также и сцены, где явно показаны немецкие захватчики. Этот фильм твёрдо и четко даёт понять, насколько страшны и ужасны был враг. Кино Сергея Фёдоровича учит правильному взгляду на Великую Отечественную войну. Фашисты – враги, желающие уничтожить нашу страну. Красноармейцы – герои, которые изо всех сил сражались с ними. Современным “киноделам” есть чему поучиться. Если посмотреть новые фильмы о Великой Отечественной, то можно сильно удивиться тому, что нам показывают. Так, например, в фильме «Т-34» (2018 г., реж. А.Сидоров) протагонист жмёт руку главному антагонисту (персонифицированный фашизм), что символизирует что? Прощение врагу всех его преступлений? Если фильмы и должны формировать взгляд современного человека на его прошлое, то, пожалуйста, пусть это будет не по таким фильмам, как «Т-34», а по таким, как «Они сражались за Родину». Потому что если эти фильмы будут показывать детям (а фильм А.Сидорова имеет возрастное ограничение всего в 12+), то у младшего поколения будет в голове та же каша, что и в голове так называемых “киноделов”. Что нас
снова отсылает к мысли о том, что творец снимает кино всегда только про себя.
Поэтому отрадно читать новости о возвращении в школьную программу таких произведений: «Молодой гвардии» Александра Фадеева, «Горячий снег» Юрия Бондарева и другие. Хочется верить (и мы будем верить!), что дети будут получать лишь те произведения, которые будут формировать правильное чувство любви к Родине. Те произведения, которые рассказывают правду! К великому счастью, у нас в стране были многие творцы, которые создали огромный багаж книг и фильмов, с которым мы и должны идти в будущее. Нужно беречь и ценить всё это, иначе страшно подумать, что нас ждёт впереди, и к чему мы придём.
Сергею Фёдоровичу Бондарчуку честное спасибо за фильм. Михаилу Александровичу Шолохову большое человеческое спасибо. Получил неописуемое удовольствие от просмотра кино. Действительно, «Они сражались за Родину» – это произведение на все времена.
И пару слов о названии этого чуда. Мы – потомки этих самых «их», мы обязаны знать, за что наши предки сражались и умирали. Это был настоящий подвиг народа, о котором забыть или переврать – будет непростительным преступлением.