Файл: Тема. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История 7 класс

Тема. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.
Цель: Способствовать выяснению причин, хода и последствий революции в Нидерландах; выяснить, каково было влияние идей Реформации на революцию в Нидерландах; создать условия для развития умений анализировать исторические события и факты, а также обрабатывать историческую информацию. Содействовать в ходе урока развитию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся определять термины: штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция.

Получат возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД:

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: карта, мультимедийный проектор;

Основные понятия и термины: «капитализм», «мануфактура», «капиталисты – предприниматели», « буржуазная революция», «инквизиция», « Утрехтская уния»

Исторические деятели: КарлV, Филипп II, герцог Альба, Вильгельм Оранский
Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного материала:


Вопросы классу:

  1. Дайте определение, что такое капитализм?

- Капитализм- это общественно-экономический строй, основанный на частной собственности на средства производства ( фабрики, заводы, станки, машины) и эксплуатации наемного труда


2. Укажите признаки капитализма

- наличие рыночных отношений и стремление к прибыли;

-использование наемного труда

- наличие двух основных сословных групп: буржуазии и пролетариата, между которыми растет противостояние: пролетариат хочет продать свою рабочую силу подороже, капиталист- предприниматель -купить подешевле;

- сосредоточение средств производства в руках капиталистов;

- наличие разделения труда на производстве.

Учитель. Переходом от феодального общества к капиталистическому является отход от цеховой системы к разделению труда, Поэтому появление мануфактур считается одним из признаков капитализма. Главным условием существования рынка является широкое применение рабочей силы. В 14 веке во многих городах Европы производители ( цеховые мастера) отказались от традиционного набора подмастерьев и стали привлекать в свои мастерские людей, специализировавшихся на том или ином ремесле. Так возник рынок рабочей силы - это один из признаков капиталистического труда.
3. Дайте определение мануфактуре, и как она классифицируется?

- это предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда на определенные производственные операции. Мануфактуры бывают рассеянные и централизованные.
Новая тема

Ребята, посмотрите, как называется тема урока. Вспомните из изученного материала, каким образом Нидерланды связаны с понятиями капиталистических отношений и их признаками.

Сегодня на уроке мы выясним, почему именно в этой стране произошла первая буржуазная революция.
Учитель, Посмотрите на карту. Где находятся Нидерланды сегодня?
С учашимися совместно находим ответ.

Нидерланды государство, состоящее из основной территории в Западной Европе и островов Бонэйр, Синт-Эстатиус и Саба в Карибском море (называемых также Карибскими Нидерландами). В Западной Европе территория омывается Северным морем (длина береговой линии — 451 км) и граничит с Германией

 (577 км) и Бельгией (450 км). Вместе с островами Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен, имеющими особый статус (самоуправляемое государственное образование), Нидерланды входят в Короле́вство Нидерла́ндов(нидерл. Koninkrijk der Nederlanden). Отношения между членами королевства регулируются Хартией Королевства Нидерландов, принятой в 1954 году. Сегодня столицей Нидерландов является город Амстердам.
Что же собой представляли Нидерланды в 16 веке. Кто управлял этой страной.

Слайд 2,3

Нидерланды входили во владения Габсбургов.

Могущество дома Габсбургов в Европе покоилось на трех китах – Испании, Нидерландах и Италии. Это были самые богатые и экономически развитые страны, входившие в состав государства Карла V, а затем и Филиппа II. Но вместе с богатством, эти провинции доставляли своим правителям немало хлопот и забот. Италия была объектом притязаний со стороны королей Франции и за обладание ею шла жестокая война. Испания и Нидерланды имевшие древние традиции самоуправления и вольности стремились оговорить свое подчинение императорской власти множеством условий и крайне болезненно реагировали на ущемление своих прав. Уроженец Нидерландов Карл V был не популярен в Испании и ему пришлось долго подавлять сопротивление испанских городов и сословий прежде чем те признали его власть. В качестве уступки испанцам, он позволил воспитать своего сына и наследника Филиппа в Кастилии в испанском духе. Но новый король уже пришелся не по вкусу жителям Нидерландов.

В 1555 году Карл V отрекся от престола, а империя распалась на две ветви: австрийскую и испанскую. Императором австрийских владений стал брат Фердинанд, а Филипп унаследовал испанские владения. Из-за недальновидной политики Филиппа II разорительных войн Испания утратила ведущие позиции в Европе.
Еще раз рассматриваем географическое положение Нидерландов, используя также карты на партах. Вопросы по карте:

  1. В какой части в Европы расположены Нидерланды? ( в Западной Европе)

  2. Каким морем омываются берега Нидерландов? ( Северным морем).

  3. С какими государствами граничат Нидерланды? ( Франция, Священная Римская империя)

  4. Назовите столицу Нидерландов в этот период. ( Антверпен)



Используя слайд 4,обобщаем рассмотренный материал.


Учитель дает задание по учебнику. Давайте прочитаем с вами пункт учебника ( стр. 137), и выясним почему Нидерланды являлись « жемчужиной короны Габсбургов»

Вопросы к учащимся:

  1. Каково было население Нидерландов? (слайд5)

  2. Расскажите, как формировались города и деревни на территории Нидерландов. Что такое польдеры. ( слайд 6,7,8)

  3. Что являлось источниками богатства Нидерландов? Какое мануфактурное производство развивалось. Что добывалось в Нидерландах?


Обобщаем при помощи слайда 9


Учитель. Расскажите, как осуществлялось управление Нидерландами? Закрепляем при помощи слайда 10.


Слайд 11 Учитель дает определение « революция». Учащиеся записывают в тетрадь

Революция ( от лат. поворот, переворот)- резкая смена политического и других укладов жизни ( смена политического режима и государственного строя)
Учитель. Политика Филиппа II в Нидерландах сводилась к трем основным принципам – укреплению королевской власти, усилению гнета и борьбе с оппозицией в лице еретиков. Для этого в страну были введены испанские войска, епископам были предоставлены инквизиторские полномочия, а выпущенные еще Карлом V законы против еретиков – «плакаты» стали притворятся в жизнь по всей строгости.

Еще большее недовольство, чем бесчинства администрации, вызвала экономическая политика испанского короля. Государственное банкротство, объявленное Филиппом II в 1557 г. разорило многих нидерландских банкиров, бывших кредиторами испанской короны. В 1560 г. был введен налог на вывоз испанской шерсти, что ударило по нидерландским суконным мануфактурам. Ввоз шерсти в страну сразу же сократился с 40 тыс. до 25 тыс. кип в год. Войны короля с соседними странами, особенно с Англией подрывали морскую торговлю провинций.

Дворяне и буржуазия Нидерландов были готовы оказать королю требуемую им финансовую помощь, но взамен потребовали политических привилегий и восстановления былых «брабантских вольностей». ( Брабант крупная провинция на юге страны, по имени которой в 16-17 вв. часто называли Нидерланды или Юг Нидерландов) В ряде вопросов королевская власть была готова пойти навстречу оппозиции. Непопулярный советник Гранвелла был смешен, а испанские войска были выведены из страны. Но изменение налоговой политики не входило в планы Филиппа II. В условиях непрекращающихся войн он просто не имел другого выхода, кроме дальнейшего закручивания налогового пресса. Король так же не был готов идти на компромисс в вопросах борьбы с ересью. Поэтому недовольство продолжало распространяться по стране.


Слайд « причины Нидерландской Революции, учащиеся кратко записывают в тетрадь.



В 1565 г. дворянская оппозиция создала союз под названием «Соглашение» или «Компромисс». В 5 апреля 1565 г. делегация из 300 нидерландских дворян возглавляемая принцем Вильгельмом Оранским, графом Эгмонтом и адмиралом Горном вручила Маргарите Пармской( герцогиня Пармская и штатгальтер Испанских Нидерландов с 1559 по 1567 год, внебрачная дочь Карла V). петицию. В ней содержалась просьба соблюдать старинные вольности края и смягчить гонения против еретиков. Во время этой церемонии, один из испанских придворных заметил наместнице по поводу просителей «Не обращайте на них внимание, Ваше Высочество, это только нищие («гёзы»)». Ситуация зеркально напомнила события сорокалетней давности, когда фламандские дворяне из свиты Карла V насмехались над испанскими обычаями. Результат этих насмешек тоже оказался похожим. Имя «гез» стало нарицательным самонозванием противников королевской власти в Нидерландах.

Слайд.





Учитель. Давайте теперь изучим, как проходила Нидерландская революция и выявим ее особенности и выясним, каковы были ее последствия.
Класс делится на три группы

  • 1 группа читает учебник §15 стр. 140-143

  • 2 группа читает учебник §15 стр. 143-145

  • 3 группа читает учебник §15 стр. 145-147


Совместно с каждой группой заполняется таблица. Учащиеся рассказывают о ходе революции, выделяют ключевые моменты в таблицу, весь класс ее заполняет.



Учитель. Определите, каковы последствия революции для Нидерландов?




Вопрос учащимся. Выскажите совою точку зрения, каков вывод мы можем сделать о последствиях Нидерландской революции?