Файл: Курсовая работа по дисциплине Технология и организация туроператорской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Технология и организация туроператорской деятельности»

Анализ отраслевых изменений в развитии туризма в постсоветский период

СО-ТУ-20-1-156542. 8636–с. 19.000.КР


Студент _______________________________ В.М. Сычева
Руководитель

преподаватель АК ВГУЭС _________________________ И. В. Григорьевская
Нормоконтролер

преподаватель АК ВГУЭС _________________________ И. В. Григорьевская
Владивосток 2022

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Становление отечественных научных исследований в сфере туризма в постсоветский период………………………………………………………………..5

1.1 Тенденции развития туристской отрасли России в постсоветский

период………………………………………………………………………..5

1.2 Особенности состояния туристского бизнеса в конце XX –начале XXI века…………………………………………………………………………....7

1.3 Формирование правовой базы российского туризма в 90-е годы………..9

2 Анализ отраслевых изменений в развитии туризма в постсоветский период……11

2.1 Анализ состояния туристской инфраструктуры Российской Федерации конце XX –начале XXI века……………………………………………….11

2.2 Государственные программы поддержки и развития туризма в постсоветский период……………………………………………………...13

2.3 Анализ спроса и предложения на туристском рынке России в 90-е

годы…………………………………………………………………………..15

2.4 Анализ продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках в постсоветский период……………………………………………………………………….24

Заключение…………………………………………………………………………30

Список использованных источников……………………………………………..32

Приложение А. Анкета…………………………………………………………….33

Приложение Б Анализ анкеты по теме изменение туризма………………..…...35

Введение

Туризм – это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. Это один из видов активного отдыха, наилучший способ отвлечься от суеты, увидеть новое и интересное, набраться положительных эмоций. Туризм дает возможность познакомиться с культурой других стран и регионов, удовлетворяет любознательность человека, обогащает его духовно, оздоровляет физически, способствует развитию личности. Он позволяет совмещать отдых с познанием нового.


Туристское путешествие предполагает только временный выезд человека за пределы его обычной среды, без ведения в месте пребывания оплачиваемой деятельности, что исключает из категории туристов людей, профессионально или вынуждено совершающих поездки (дипломатов и консульских работников, военнослужащих, эмигрантов, беженцев, кочевников и др.).

Основой для развития туризма являются туристские ресурсы (природные, культурные, исторические).

Ключевая фигура в туризме – турист. Он выступает потребителем туристского продукта или услуг (тура), для его качественного обслуживания формируется и работает индустрия туризма.

В настоящее время существует много разных видов туризма. Основная характеристика формируется, исходя из потребностей путешественников. Сама туристическая деятельность постоянно меняется, появляются новые направления, и процесс продолжается до сих пор.

Роль туризма в современном мире определяется в первую очередь тем, что он является частью социальной сферы, а основные функции социальной сферы состоят в следующем:

– доведение материальных и нематериальных благ до потребителя,

– обслуживание процесса потребления,

– создание условий для перемены видов деятельности и отдыха,

– обеспечение охраны здоровья,

– формирование общеобразовательного и культурно-технического уровня населения.

Объектом исследования данной работы является туризм, а предметом — развитие туризма в постсоветский период.

Задачи данной работы:

– изучить тенденции развития туристской отрасли России в постсоветский период;

– изучить особенности состояния туристского бизнеса в конце XX – начале XXI века;

рассмотреть формирование правовой базы российского туризма в 90-е годы;

– проанализировать отраслевые изменения в развитии туризма в постсоветский период»;

– проанализировать состояния туристской инфраструктуры Российской Федерации конце XX – начале XXI века;

– изучить государственные программы поддержки и развития туризма в постсоветский период;

– проанализировать спрос и предложение на туристском рынке России в 90-е годы;

– проанализировать продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках в постсоветский период.

Были использованы многие источники информации, а также изучены работы Щербаковой С.А., Н.С. Мироненко и М.Ю. Сорокиной, которые занимались этой темой.



1 Становление отечественных научных исследований в сфере туризма в постсоветский период

1.1 Тенденция развития туристской отросли в России в постсоветский период

Период развития России характеризовался рядом функциональных диспропорций, например бурный рост числа образовательных учреждений не был обеспечен должным уровнем научно-методической и материально-технической базы. Открытие туристских образовательных структур также диссонировало с состоянием отечественной научной школы исследований в туризме.

По множественности классификаций факторов, туристского развития, таких как: генерирующие и реализующие, территориально-локализующие и не локализующие, статичные и динамичные, экзогенные и эндогенные, интенсивные и экстенсивные, можно судить о теоретической зрелости данного направления. В одной из на предложенных С.А. Щербаковой таблиц, фиксируется семь факторных компонентов туризма (Таблица 1).

Таблица 1 – Компоненты туризма

Компоненты туризма, предложенных Щербаковой С.А.

социально-экономический

географического положения

природно-рекреационный

историко-культурный

медико-санитарный

Политический

экологический

Переходный период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Распад СССР привел к развалу единой системы туристско-экскурсионного обслуживания населения. Из государственного бюджета исчезает статья «туризм». Если ранее централизованное финансирование поддерживало инфраструктуру туризма, определяло относительно невысокие цены на туристские и гостиничные услуги, то его отсутствие повлекло за собой фактический упадок гостиничной отрасли. Большое количество туристско-экскурсионных, санаторно-курортных и гостиничных учреждений и комплексов страны было перепрофилировано или пришло в негодность из-за ветхого состояния [4].

В условиях стихийно развивающегося рынка многие туристские фирмы и гостиницы объявляют себя банкротами. Снижение жизненного уровня населения, рост цен привели к сокращению спроса на туристские услуги. По данным причинам практически разваливается система внутреннего туризма, прекращают существование пользовавшиеся популярностью у населения всесоюзные и республиканские маршруты (Таблица 2).


Таблица 2 – Тенденции развития и негативные моменты в туризме

Тенденции развития и негативные моменты в туризме

изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны;

переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству; активное развитие малых и средних туристских предприятий;

многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль;

переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;

спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались - право на отдых сознается как важная составляющая социальных завоеваний и свобод, и ущемление его создает социальную базу для массовых конфликтов и противостояний различного уровня и характера.

переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.




С 1962 г. отечественный туризм вступает в новый этап своего развития, характеризующийся, с одной стороны, ростом его массовости, масштабности, расширением географической базы, социальным характером и видовым разнообразием внутреннего туризма, а с другой – нарастанием административно-нормативных тенденций в его развитии [2].

Сосредоточение туристского и экскурсионного направлений в одних руках – 1969 г. создание Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ), работа ведется под эгидой ВЦСПС.

Туризм способствует не только развитию собственной базы, но и стимулирует развитие многих отраслей: транспорта, торговли и др. Идет широкое развитие туризма, повышение финансирования. Впервые в нормативы ГТО были включены туристский поход и сдача зачета по спортивному ориентированию и туристским навыкам.

1981 г. ЦСТЭ учредил проведение ежегодных чемпионатов СССР по туризму - соревнования на лучшее туристское путешествие. В эти годы туризм стал наиболее популярным видом отдыха. Доступен каждому.


Развитие туризма было прекращено из-за экономического и политического кризиса в стране. Вторая половина 1980-х гг. – начало Перестройки, далее распад СССР. Развал системы управления туризмом, сокращение внутреннего туризма с падением доходов населения. Переходный период, развитие рыночной экономики, отмена государственного регулирования и бюджетного финансирования в сфере туризма, сокращение числа самодеятельных туристских походов.

Из всего вышесказанного можно понять, что перед тем, как распался СССР многие турфирмы и маршруты потеряли свою актуальность, что привело к резкому распаду туризма в целом. Но, благодаря, созданию Центрального совета по туризму и экскурсиям, туризм снова появляется на рынке и стремительно растет внутри страны. Затем из-за распада СССР, исчезает финансирование, сокращаются числа самодеятельных туристских походов и туризм вновь теряет свою актуальность.

1.2 Особенности состояния туристского бизнеса в конце XX – начале XXI века

За 1980-2000 годы туризм перестал в нашей стране рассматриваться как средство идеологического воздействия на личность с целью навязывания ей определенных ценностей и т.д. девяностые годы были отмечены сильным влиянием на отечественный туризм социально-политических и макроэкономических рисков. Происходившие в это время процессы были также обусловлены отсутствием вразумительной государственной политики в области туризма. А разрушение материально-технической базы туристской индустрии, отсутствие новых туристских продуктов приводили к сворачиванию внутреннего туризма и переориентации наших граждан на выездной туризм и так далее. Изменились и представления о социокультурном развитии отдельных регионов. Единый образ жизни, формирование однородного социума перестали быть доминирующей ценностью культурной практики. Общество осознало значимость многообразия языковых групп и культур. Вследствие социальных процессов продолжается демонополизация обслуживания иностранных туристов, развитие частного предпринимательства в этой сфере. В то же время смысл туристской деятельности в настоящий момент оказался явно обедненным, сохранены лишь поверхностные туристские мотивы: тяга к развлечению, внешней зрелищности, «простому» отдыху. За границей популярностью пользовались туристские поездки с неполным комплексом услуг, такие, к примеру, как «челночные», или шоп-туры, включавшие только услуги по перевозке и размещению [8].