Файл: Курсовая работа по дисциплине Технология и организация туроператорской деятельности.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Технология и организация туроператорской деятельности»
Анализ отраслевых изменений в развитии туризма в постсоветский период
СО-ТУ-20-1-156542. 8636–с. 19.000.КР
Студент _______________________________ В.М. Сычева
Руководитель
преподаватель АК ВГУЭС _________________________ И. В. Григорьевская
Нормоконтролер
преподаватель АК ВГУЭС _________________________ И. В. Григорьевская
Владивосток 2022
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Становление отечественных научных исследований в сфере туризма в постсоветский период………………………………………………………………..5
1.1 Тенденции развития туристской отрасли России в постсоветский
период………………………………………………………………………..5
1.2 Особенности состояния туристского бизнеса в конце XX –начале XXI века…………………………………………………………………………....7
1.3 Формирование правовой базы российского туризма в 90-е годы………..9
2 Анализ отраслевых изменений в развитии туризма в постсоветский период……11
2.1 Анализ состояния туристской инфраструктуры Российской Федерации конце XX –начале XXI века……………………………………………….11
2.2 Государственные программы поддержки и развития туризма в постсоветский период……………………………………………………...13
2.3 Анализ спроса и предложения на туристском рынке России в 90-е
годы…………………………………………………………………………..15
2.4 Анализ продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках в постсоветский период……………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………..32
Приложение А. Анкета…………………………………………………………….33
Приложение Б Анализ анкеты по теме изменение туризма………………..…...35
Введение
Туризм – это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. Это один из видов активного отдыха, наилучший способ отвлечься от суеты, увидеть новое и интересное, набраться положительных эмоций. Туризм дает возможность познакомиться с культурой других стран и регионов, удовлетворяет любознательность человека, обогащает его духовно, оздоровляет физически, способствует развитию личности. Он позволяет совмещать отдых с познанием нового.
Туристское путешествие предполагает только временный выезд человека за пределы его обычной среды, без ведения в месте пребывания оплачиваемой деятельности, что исключает из категории туристов людей, профессионально или вынуждено совершающих поездки (дипломатов и консульских работников, военнослужащих, эмигрантов, беженцев, кочевников и др.).
Основой для развития туризма являются туристские ресурсы (природные, культурные, исторические).
Ключевая фигура в туризме – турист. Он выступает потребителем туристского продукта или услуг (тура), для его качественного обслуживания формируется и работает индустрия туризма.
В настоящее время существует много разных видов туризма. Основная характеристика формируется, исходя из потребностей путешественников. Сама туристическая деятельность постоянно меняется, появляются новые направления, и процесс продолжается до сих пор.
Роль туризма в современном мире определяется в первую очередь тем, что он является частью социальной сферы, а основные функции социальной сферы состоят в следующем:
– доведение материальных и нематериальных благ до потребителя,
– обслуживание процесса потребления,
– создание условий для перемены видов деятельности и отдыха,
– обеспечение охраны здоровья,
– формирование общеобразовательного и культурно-технического уровня населения.
Объектом исследования данной работы является туризм, а предметом — развитие туризма в постсоветский период.
Задачи данной работы:
– изучить тенденции развития туристской отрасли России в постсоветский период;
– изучить особенности состояния туристского бизнеса в конце XX – начале XXI века;
– рассмотреть формирование правовой базы российского туризма в 90-е годы;
– проанализировать отраслевые изменения в развитии туризма в постсоветский период»;
– проанализировать состояния туристской инфраструктуры Российской Федерации конце XX – начале XXI века;
– изучить государственные программы поддержки и развития туризма в постсоветский период;
– проанализировать спрос и предложение на туристском рынке России в 90-е годы;
– проанализировать продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках в постсоветский период.
Были использованы многие источники информации, а также изучены работы Щербаковой С.А., Н.С. Мироненко и М.Ю. Сорокиной, которые занимались этой темой.
1 Становление отечественных научных исследований в сфере туризма в постсоветский период
1.1 Тенденция развития туристской отросли в России в постсоветский период
Период развития России характеризовался рядом функциональных диспропорций, например бурный рост числа образовательных учреждений не был обеспечен должным уровнем научно-методической и материально-технической базы. Открытие туристских образовательных структур также диссонировало с состоянием отечественной научной школы исследований в туризме.
По множественности классификаций факторов, туристского развития, таких как: генерирующие и реализующие, территориально-локализующие и не локализующие, статичные и динамичные, экзогенные и эндогенные, интенсивные и экстенсивные, можно судить о теоретической зрелости данного направления. В одной из на предложенных С.А. Щербаковой таблиц, фиксируется семь факторных компонентов туризма (Таблица 1).
Таблица 1 – Компоненты туризма
Компоненты туризма, предложенных Щербаковой С.А. |
социально-экономический |
географического положения |
природно-рекреационный |
историко-культурный |
медико-санитарный |
Политический |
экологический |
Переходный период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Распад СССР привел к развалу единой системы туристско-экскурсионного обслуживания населения. Из государственного бюджета исчезает статья «туризм». Если ранее централизованное финансирование поддерживало инфраструктуру туризма, определяло относительно невысокие цены на туристские и гостиничные услуги, то его отсутствие повлекло за собой фактический упадок гостиничной отрасли. Большое количество туристско-экскурсионных, санаторно-курортных и гостиничных учреждений и комплексов страны было перепрофилировано или пришло в негодность из-за ветхого состояния [4].
В условиях стихийно развивающегося рынка многие туристские фирмы и гостиницы объявляют себя банкротами. Снижение жизненного уровня населения, рост цен привели к сокращению спроса на туристские услуги. По данным причинам практически разваливается система внутреннего туризма, прекращают существование пользовавшиеся популярностью у населения всесоюзные и республиканские маршруты (Таблица 2).
Таблица 2 – Тенденции развития и негативные моменты в туризме
Тенденции развития и негативные моменты в туризме | |
изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка; | в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; |
переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству; активное развитие малых и средних туристских предприятий; | многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; |
переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений; | спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались - право на отдых сознается как важная составляющая социальных завоеваний и свобод, и ущемление его создает социальную базу для массовых конфликтов и противостояний различного уровня и характера. |
переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. | |
С 1962 г. отечественный туризм вступает в новый этап своего развития, характеризующийся, с одной стороны, ростом его массовости, масштабности, расширением географической базы, социальным характером и видовым разнообразием внутреннего туризма, а с другой – нарастанием административно-нормативных тенденций в его развитии [2].
Сосредоточение туристского и экскурсионного направлений в одних руках – 1969 г. создание Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ), работа ведется под эгидой ВЦСПС.
Туризм способствует не только развитию собственной базы, но и стимулирует развитие многих отраслей: транспорта, торговли и др. Идет широкое развитие туризма, повышение финансирования. Впервые в нормативы ГТО были включены туристский поход и сдача зачета по спортивному ориентированию и туристским навыкам.
1981 г. ЦСТЭ учредил проведение ежегодных чемпионатов СССР по туризму - соревнования на лучшее туристское путешествие. В эти годы туризм стал наиболее популярным видом отдыха. Доступен каждому.
Развитие туризма было прекращено из-за экономического и политического кризиса в стране. Вторая половина 1980-х гг. – начало Перестройки, далее распад СССР. Развал системы управления туризмом, сокращение внутреннего туризма с падением доходов населения. Переходный период, развитие рыночной экономики, отмена государственного регулирования и бюджетного финансирования в сфере туризма, сокращение числа самодеятельных туристских походов.
Из всего вышесказанного можно понять, что перед тем, как распался СССР многие турфирмы и маршруты потеряли свою актуальность, что привело к резкому распаду туризма в целом. Но, благодаря, созданию Центрального совета по туризму и экскурсиям, туризм снова появляется на рынке и стремительно растет внутри страны. Затем из-за распада СССР, исчезает финансирование, сокращаются числа самодеятельных туристских походов и туризм вновь теряет свою актуальность.
1.2 Особенности состояния туристского бизнеса в конце XX – начале XXI века
За 1980-2000 годы туризм перестал в нашей стране рассматриваться как средство идеологического воздействия на личность с целью навязывания ей определенных ценностей и т.д. девяностые годы были отмечены сильным влиянием на отечественный туризм социально-политических и макроэкономических рисков. Происходившие в это время процессы были также обусловлены отсутствием вразумительной государственной политики в области туризма. А разрушение материально-технической базы туристской индустрии, отсутствие новых туристских продуктов приводили к сворачиванию внутреннего туризма и переориентации наших граждан на выездной туризм и так далее. Изменились и представления о социокультурном развитии отдельных регионов. Единый образ жизни, формирование однородного социума перестали быть доминирующей ценностью культурной практики. Общество осознало значимость многообразия языковых групп и культур. Вследствие социальных процессов продолжается демонополизация обслуживания иностранных туристов, развитие частного предпринимательства в этой сфере. В то же время смысл туристской деятельности в настоящий момент оказался явно обедненным, сохранены лишь поверхностные туристские мотивы: тяга к развлечению, внешней зрелищности, «простому» отдыху. За границей популярностью пользовались туристские поездки с неполным комплексом услуг, такие, к примеру, как «челночные», или шоп-туры, включавшие только услуги по перевозке и размещению [8].