Файл: Курсовая работа по дисциплине Технология и организация туроператорской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процессы, происходившие в туризме, показали необходимость дальнейшего развития туристского обслуживания и создания системы регулирования с более широким применением экономических рычагов и факторов. В процессе экономических и политических реформ отчетливо проявились новые тенденции в туристской отрасли, стали использоваться экономические методы регулирования туристического рынка, совершенствовалась законодательная основа туристского бизнеса.

Это привело к тому, что с начала нулевых годов XXI в. происходит увеличение спроса на туристские поездки населением, у которого заметно повысился уровень жизни, по сравнению с 90-ми гг. прошлого века. Замедление инфляции, улучшение общей экономической ситуации в стране способствовали росту инвестиций в туристскую отрасль и привели к заметному росту ее выездного сектора и низкой популярности внутреннего туризма.


К чему привели преобразования, затронувшие туристскую отрасль к началу XXI в.



к изменению структуры рекреационных потребностей;

структуры рекреационных потребностей;

использованию природных и культурных ресурсов на основе экономических отношений

сегментации туристского рынка;



переходу от монополизированного туристского хозяйства к многоукладному

активизации малых и средних туристских предприятий.



Рисунок 1 – Последствия преобразования

Проблемы, мешающие развитию туристского бизнеса в России, связаны с недостаточным инвестированием материально-технической базы туризма. Отрицательное влияние оказывают слабая разработанность законодательно-нормативной базы туризма, отсутствие необходимых механизмов создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую инфраструктуру на всех уровнях, недостаточное продвижение российского турпродукта на российском и международном рынках туристских услуг, неразвитость индустрии развлечений.

Опросы, проведенные среди руководителей турфирм, показали, что для них важными препятствиями являются невысокий уровень профессионализма персонала, низкая
корпоративная культура отношений между фирмами, недобросовестная конкуренция. Эти и другие факторы с начала 90-х гг. прошлого века сдерживают развитие внутреннего туризма по сравнению с выездным туризмом.

Развитие бизнеса в сфере туризма в конце девяностых было не прогрессирующим, так как было множество факторов, мешающих его развитию.

1.3 Формирование правовой базы российского туризма в 90-е годы

Политического нестабильность в стране сказывалась и на положении дел в туризме. В 90-х годах органы исполнительной власти, курирующие данную отрасль, менялись с пугающей быстротой. Так, в апреле 1991 г. был упразднен Государственный комитет по иностранному туризму и создан Совет по иностранному туризму при Кабинете министров СССР, просуществовавший до марта 1992 г. Ему на смену приходит Министерство культуры и туризма РФ, которое в сентябре того же года передает туризм в ведение Комитета РФ по туризму. Этот комитет упраздняется в январе 1994 г. Можно сказать, что этот год стал рекордным в истории туризма по созданию и упразднению органов исполнительной власти. Так, созданный Комитет по делам молодежи, физической культуры и туризма России просуществовал только 5 месяцев и в мае передал бразды правления Комитету по физической культуре и туризму РФ. Этот комитет через 3 месяца реорганизуется в Государственный Комитет по физической культуре и туризму РФ, просуществовавший до января 2000 г.

Развитие туризма в нашей стране требовало совершенствования правовой базы. В первой половине 90-х гг. в России были приняты законы, которые касались развития и функционирования туризма. Конституция Российской Федерации и другие важные законодательные акты открыли перед гражданами РФ возможности свободной реализации своего права на выезд на границу. Данное право подкреплялось также Законом СССР от 20 мая 1991 г. № 2177-1 «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», введенным в действие в РФ Постановлением Верховного Совета РСФСР в 1992 г.

Определяющую роль в развитии национального туризма сыграли ряд Указов Президента и Постановлений Правительства РФ. В 1994 году выходит Указ Президента РФ от 25 апреля 1994 г. № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма», в котором поддержка развития туризма признавалась одной из приоритетных задач государства. В данном Указе также было предложено разработать программу приватизации объектов гостиничного хозяйства и туристских предприятий, отнесенных к федеральной собственности и расположенных на территории России. С этой целью ставились задачи разграничения государственной собственности Российской Федерации, созданной с использованием централизованных капитальных вложений и находившейся введении бывшего Госкоминтуриста СССР, включая объекты незавершенного строительства, с целью определения порядка их последующего разгосударствления [17].



По данному изучению формирования правовой базы можно понять, что ситуация была нестабильной, частое изменение исполнительной власти, которое в итоге привело к появлению множества изменений в правовой базе.

2 Анализ отраслевых изменений в развитии туризма в постсоветский период

2.1 Анализ состояния туристской инфраструктуры Российской Федерации конце XX – начале XXI века

Происходящие изменения в европейском обществе и его культуре в XX веке приводят к трансформации видов туризма и направлений деятельности туристических фирм. При этом меняется сам характер туризма. Элитарный туризм уступает место массовому туризму. К туристической деятельности привлекаются широкие массы представителей среднего сословия, а затем и широкие слои городского населения, включая рабочих. Входит в моду активный туризм. В связи с этим возникают массовые общественные туристические организации, которые занимаются не только организацией собственного отдыха и туристических поездок, но и пропагандой туризма как видом полезного досуга. XX век – время появления международных туристических организаций, которые во многом способствуют расширению географии туризма, распространению позитивного опыта, накопленного в организации туристической деятельности, развитию сотрудничества в сфере туризма.

Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.

Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия.

К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов


Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

– изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

– переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;

– переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;

– переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.

Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.

В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце ХХ века, устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.

В России до начала 90-х годов, несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы туризма, перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в предоставлении услуг, что не позволяло перейти от массового конвейерного к дифференцированному туризму.

Современный туризм столь же противоречив, что и процессы глобализации, идущие в мире. Но именно в XXI веке туризм должен стать одним из эффективнейших способов формирования системы общечеловеческих ценностей. Туризм может способствовать формированию единства многообразия мира, в котором «свободное развитие всех есть условие развития каждого».

Необходимо отметить, что на российском рынке туризма сформировался новый тип потребителя его услуг, которого отличают следующие особенности: высокая требовательность к комфорту и качеству услуг; индивидуализм; спонтанность решений; мобильность; физическая и умственная активность на отдыхе; стремление получать новые впечатления. Новый российский потребитель тур услуг, особенно уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании там, более требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый.


Развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала и т.д. Однако бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определенное сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Вот почему при оптимизации развития этой сферы необходимы учет мирового опыта, использование современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики. Словом, требуется осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма [10].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: «Инфраструктура туризма очень сильно развивалась в период конца XX- начала XXI вв., также имела множество отрицательных факторов для природы, жителей и так далее.»

2.2 Государственные программы поддержки и развития туризма в постсоветский период

С конца 1991 г. в связи с распадом СССР и становлением России как суверенного государства в нашей стране наступил принципиально новый период развития туризма. Политический и экономический кризис заставил государство посмотреть на туризм прежде всего с точки зрения его экономического значения для государственного бюджета. Произошло постепенное осознание на государственном и общественном уровне, что российский туризм — сфера неиспользованных возможностей. Туризм стал в меньшей степени рассматриваться с социальной точки зрения, в первую очередь как средство отдыха и укрепления здоровья, и все больше привлекал внимание государственных как источник поступлений в бюджет и обеспечения занятости населения. В новой России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 1992 г. впервые был создан государственный орган регулирования туристской сферой – Министерство культуры и туризма. С созданием министерства стало возможным говорить о новой государственной политике в сфере туризма. Руководство министерства в лице В. И. Азара – заместителя министра культуры, ведущего вопросы туризма – сообщало в эти дни, что теперь в России не будет искусственного разделения туризма на иностранный и внутренний, при котором иностранцы размещались в прекрасных отелях, а наши соотечественники жили в гостиницах со значительно более скромным обслуживанием.