Файл: 1. Конституционное право как отрасль кп как отрасль.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель: согласование интересов лич, общ-ва, гос-ва, достижен. опред. баланса между ними. Баланс между интересами лич. и гос.- условие «соц. равновесия, разумного и устойчивого». Важно, чтобы ограничения прав и свобод являлись рез-том компромисса между общественной необходимостью и интересами обладателя прав.
Установлены пределы вторжения государства в личную сферу, возможность участия граждан в процессе политического волеизъявления, устанавливаются и юридические гарантии защиты и реализации прав и свобод.
19. Личные права и свободы человека и гражданина: понятие, содержание, перечень, ограничения.
Гражд. пр. — права чел. как биосоц.сущ-ва вне зависимости от пола и соц.полож.
Цели ограничений прав чел. и гражд. Конституц. установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что " пр. и св.чел и гр. мб ограничены ФЗ в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион. строя, нравственности, здоровья, пр. и закон.интересов др.лиц, обеспеч. обороны стр. и безопас. гос".
20. Политические права и свободы гражданина: понятие, содержание, перечень, ограничения.
Полит. пр.и св. гр.РФ – нормы возмож. повед.граждан РФ в сфере управ. делами гос, закреп Конст.РФ и др. ФЗ :
участие в управ.делами гос. непосредственно или через своих представителей. Свобода мысли и слова, право на инф., свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение.
Во-первых, ограничение прав и свобод возможно посредством издания соответствующего федерального закона. Во-вторых, оно допустимо при обстоят, в силу кот. возник. необход. защиты основ конституц. строя, нравствен., здоровья граждан, законных интересов др.лиц, а также в целях обеспеч.обороны либо безопас. гос.
21. Эк. и социальные права и свободы человека и гражданина: понятие, содержание, перечень, ограничения.
Эк. права связаны с производством, перераспределением, обменом и потреблением материальных благ. Ст. и усл. реализ. эк.прав и свобод связана с гос, т.к затрагиваются и его интересы. Поэтому эк. права и свободы подлежат реализации лишь при выполнении определенных условий – требований (например, уплата налогов).
К экономическим правам и свободам относятся:
- свобода экономической деятельности (ст. 34);
- право на частную собственность (ст. 35);
- право наследования (ч. 4 ст. 35);
- трудовые права (ст. 37).
Соц. пр. связаны с мат. вложением из гос.бюджета в пользу соц. незащищенных категорий лиц. Права и своб. данной группы принадлежат любому лицу. Гос. не имеет права ограничивать реализацию социальных прав. Единственное ограничение – требование документально подтвердить наличие права на материальные выплаты.
К социальным права и свободам относятся:
- право на защиту материнства, отцовства, детства и семьи (ст. 38);
- право на социальное обеспечение (ст. 39);
- право на жилище (ст. 40);
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
22. Культурные и эко. права и свободы человека и гражданина: понятие, содержание, перечень, ограничения.
Культурные права позволяют человеку приобщиться к культурным ценностям, созданным другими людьми, а также выступают средством самовыражения. не связаны с наличием гражданства РФ.
К культурным правам относятся:
- право на образование (ст. 43);
- свобода творчества и преподавания (ст. 44);
- право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44).
Экологические права позволяют выжить человеку как биологическому виду, а также защитить от природных и техногенных аварий и катаклизм. Права и свободы данной группы принадлежат любому лицу и не связаны с наличием гражданства РФ.
К экологическим правам и свободам относятся:
- право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
- право на достоверную информацию об окружающей среде (ст. 42)
- право на возмещение вреда, причиненного в ходе экологических правонарушений (ст. 42).
23. Гарантии прав и свобод человека и гражданин.
- это закреплен. в Конст.РФ (гл.2) пр. средств. наибольш. реализ. пр. и св, средств и способ, обеспеч. их защиты
Гарантии прав и свобод можно условно поделить на общие и конституционные.
Общие гарантии включают себя:
1) Обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина;
2) Возмож. защищать свои права самостоятельно, без участия гос, любыми способами, не запрещенными зак;
3) Возмож. междунар. защиты прав и свобод: Комитет ООН по правам человека.
4) Обязанность гос. возместить вред, если он возник в результате нарушения прав и свобод человека гос;
5) Неотменяемость прав и свобод;
6) Гарант. возраста – возраст совершеннолетия, с этого момента кажд. чел. может реализ.в полн.объеме свои пр.
Конституцион. гарантии правосудия направлены на охрану и защиту интересов, как потерпевшей стороны, так и лица, пребывающего в статусе подозреваемого. К ним относятся следующие:
1) гарантия подсудности;
2) право на квалифицированную юридическую помощь;
3) презумпция невиновности;
4) право на пересмотр приговора;
5) право на помилование;
6) гарантия от самообвинения;
7) запрет повторного осуждения;
8) запрет обратной силы закона;
9) право потерпевшего от преступления.
24. Конституционные обязанности человека и гражданина.
– выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения. К ним относятся:
25. Осн. этапы становления и развития Российского государства как федерации.
Принцип федерализма в основном провозглашался лишь формально: Россия, и позже СССР на деле преимущественно были централизованными государствами, в которых жестко насаждался принцип унитаризма.
1 этап - июнь 1990 - август 1991 - «Революция или парад суверенитетов» - на I Съезде народных депутатов СССР 25.05.1989 был поднят вопрос о перестройке СССР с учетом реального суверенитета, была поддержана идея подписания российского Федеративного договора.
2 этап - сентябрь 1991 - декабрь 1991 - «Распад СССР» - в результате событий августа 1991 сорвался процесс формирования союзных отношений был предложен союз по типу конфедерации
3 этап - декабрь 1991 - март 1992 - «Федеративный договор - поиск компромисса» - работа над созданием Федеративного договора, в основе принцип - сила гос-ва в учете интересов всех народов, осознающих государственное единство, территориальную целостность России как свой общий интерес.
10 апреля 1992 года в Конституцию РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31.03.1992. Договором признается суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе РФ.
4 этап - апрель 1992 - 12.12.1993 - «От конфедерации к конституционной федерации» - подготовка и принятие Конституции РФ.
5 этап - 12.12.1993 по настоящее время - «Укрепление российской государственности» - углубление и расширение межрегиональных связей в стране; начавшийся процесс десуверенизации.
РФ - федеративное гос-во, потому, что состоит из субъектов имеющих право участвовать в решении общегосударственных вопросов. РФ - федерация договорного типа, т.к. распределение полномочий между центральной властью и субъектами РФ в нашем гос-ве осуществляется на основе договора между ними. РФ - федерация с не суверенными субъектами, так как они не обладают государственным суверенитетом
26. Конституционные принципы российского федерализма.
Конституция РФ закрепляет следующие принципы федеративного устройства России.
1. Гос. целостность. Данный принцип означает, в частности, единство территории РФ, распространение суверенитета РФ на всю территорию, единое экономическое пространство, единое правовое пространство и т.п.
2. Единств.сист.гос.вл. Проявл.в ед-тве прир.вл,однотип-сти в институциональн.ор-зации вл.на фед.и регион.ур.
3. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Употребляемый в ч.3 ст. 5 Конституции РФ термин «народы» может трактоваться в двух значениях. Во-первых, представители опред. этнич. гр., проживающих в различ. составн. частях России, во-вторых — все население, проживающее на опред. терр. без этнической, нац. окраски.
4. Равноправие субъектов РФ. Все субъекты РФ являются равноправными, обладают одинаковым юр. статусом.
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос.вл. РФ и ор-ми государственной власти субъектов РФ. Мера разделения власти является одним из основных признаков федеративного устройства.
27. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
Основой КПС РФ явл. Конституция РФ, анализ которой позволяет выделить важнейшие эл. данного статуса.
1) суверенитет России и верховенство гос. власти, составляющие основу конституционного строя государства;
2) целостность и неприкосновенность территории РФ.
3) государственный язык, которым в соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ признан русский;
4) единое гражданство, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
5) единая тамож, денеж. и налогов. сист. (важ. гарантия ед. эк. пространства стр. и своб. перемещ. товаров, усл;
6) общие для всей Федерации органы власти;
7) единая судебная власть и прокуратура;
8) единая фед. система права;
9) единые Вооруженные Силы;
10) государственная символика: флаг, герб, гимн.
28. Государственные символы Российской Федерации.
Функц. гос.симв: они обозначают гос-во, которому принадлеж.
25 декабря 2000 года, накануне нов. века и нового тысячелет, принят ФКЗ«О Государственном флаге Российской Федерации». Он определяет правовое положение и правила использования флага России.
Герб
Установлены пределы вторжения государства в личную сферу, возможность участия граждан в процессе политического волеизъявления, устанавливаются и юридические гарантии защиты и реализации прав и свобод.
19. Личные права и свободы человека и гражданина: понятие, содержание, перечень, ограничения.
Гражд. пр. — права чел. как биосоц.сущ-ва вне зависимости от пола и соц.полож.
Цели ограничений прав чел. и гражд. Конституц. установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что " пр. и св.чел и гр. мб ограничены ФЗ в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион. строя, нравственности, здоровья, пр. и закон.интересов др.лиц, обеспеч. обороны стр. и безопас. гос".
20. Политические права и свободы гражданина: понятие, содержание, перечень, ограничения.
Полит. пр.и св. гр.РФ – нормы возмож. повед.граждан РФ в сфере управ. делами гос, закреп Конст.РФ и др. ФЗ :
участие в управ.делами гос. непосредственно или через своих представителей. Свобода мысли и слова, право на инф., свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение.
Во-первых, ограничение прав и свобод возможно посредством издания соответствующего федерального закона. Во-вторых, оно допустимо при обстоят, в силу кот. возник. необход. защиты основ конституц. строя, нравствен., здоровья граждан, законных интересов др.лиц, а также в целях обеспеч.обороны либо безопас. гос.
21. Эк. и социальные права и свободы человека и гражданина: понятие, содержание, перечень, ограничения.
Эк. права связаны с производством, перераспределением, обменом и потреблением материальных благ. Ст. и усл. реализ. эк.прав и свобод связана с гос, т.к затрагиваются и его интересы. Поэтому эк. права и свободы подлежат реализации лишь при выполнении определенных условий – требований (например, уплата налогов).
К экономическим правам и свободам относятся:
- свобода экономической деятельности (ст. 34);
- право на частную собственность (ст. 35);
- право наследования (ч. 4 ст. 35);
- трудовые права (ст. 37).
Соц. пр. связаны с мат. вложением из гос.бюджета в пользу соц. незащищенных категорий лиц. Права и своб. данной группы принадлежат любому лицу. Гос. не имеет права ограничивать реализацию социальных прав. Единственное ограничение – требование документально подтвердить наличие права на материальные выплаты.
К социальным права и свободам относятся:
- право на защиту материнства, отцовства, детства и семьи (ст. 38);
- право на социальное обеспечение (ст. 39);
- право на жилище (ст. 40);
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
22. Культурные и эко. права и свободы человека и гражданина: понятие, содержание, перечень, ограничения.
Культурные права позволяют человеку приобщиться к культурным ценностям, созданным другими людьми, а также выступают средством самовыражения. не связаны с наличием гражданства РФ.
К культурным правам относятся:
- право на образование (ст. 43);
- свобода творчества и преподавания (ст. 44);
- право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44).
Экологические права позволяют выжить человеку как биологическому виду, а также защитить от природных и техногенных аварий и катаклизм. Права и свободы данной группы принадлежат любому лицу и не связаны с наличием гражданства РФ.
К экологическим правам и свободам относятся:
- право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
- право на достоверную информацию об окружающей среде (ст. 42)
- право на возмещение вреда, причиненного в ходе экологических правонарушений (ст. 42).
23. Гарантии прав и свобод человека и гражданин.
- это закреплен. в Конст.РФ (гл.2) пр. средств. наибольш. реализ. пр. и св, средств и способ, обеспеч. их защиты
Гарантии прав и свобод можно условно поделить на общие и конституционные.
Общие гарантии включают себя:
1) Обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина;
2) Возмож. защищать свои права самостоятельно, без участия гос, любыми способами, не запрещенными зак;
3) Возмож. междунар. защиты прав и свобод: Комитет ООН по правам человека.
4) Обязанность гос. возместить вред, если он возник в результате нарушения прав и свобод человека гос;
5) Неотменяемость прав и свобод;
6) Гарант. возраста – возраст совершеннолетия, с этого момента кажд. чел. может реализ.в полн.объеме свои пр.
Конституцион. гарантии правосудия направлены на охрану и защиту интересов, как потерпевшей стороны, так и лица, пребывающего в статусе подозреваемого. К ним относятся следующие:
1) гарантия подсудности;
2) право на квалифицированную юридическую помощь;
3) презумпция невиновности;
4) право на пересмотр приговора;
5) право на помилование;
6) гарантия от самообвинения;
7) запрет повторного осуждения;
8) запрет обратной силы закона;
9) право потерпевшего от преступления.
24. Конституционные обязанности человека и гражданина.
– выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения. К ним относятся:
-
Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (ч. 2 статья 15); -
Уважение прав и свобод других лиц (ч. 3 статья 17); -
Забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2,3 статья 38); -
Получение основного общего образования (ч. 4 статья 43); -
Забота о памятниках истории и культуры (ч. 4 статья 44); -
Уплата налогов и сборов (статья 57); -
Охрана природы и окружающей среды (статья 58); -
Защита Отечества (статья 59).
25. Осн. этапы становления и развития Российского государства как федерации.
Принцип федерализма в основном провозглашался лишь формально: Россия, и позже СССР на деле преимущественно были централизованными государствами, в которых жестко насаждался принцип унитаризма.
1 этап - июнь 1990 - август 1991 - «Революция или парад суверенитетов» - на I Съезде народных депутатов СССР 25.05.1989 был поднят вопрос о перестройке СССР с учетом реального суверенитета, была поддержана идея подписания российского Федеративного договора.
2 этап - сентябрь 1991 - декабрь 1991 - «Распад СССР» - в результате событий августа 1991 сорвался процесс формирования союзных отношений был предложен союз по типу конфедерации
3 этап - декабрь 1991 - март 1992 - «Федеративный договор - поиск компромисса» - работа над созданием Федеративного договора, в основе принцип - сила гос-ва в учете интересов всех народов, осознающих государственное единство, территориальную целостность России как свой общий интерес.
10 апреля 1992 года в Конституцию РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31.03.1992. Договором признается суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе РФ.
4 этап - апрель 1992 - 12.12.1993 - «От конфедерации к конституционной федерации» - подготовка и принятие Конституции РФ.
5 этап - 12.12.1993 по настоящее время - «Укрепление российской государственности» - углубление и расширение межрегиональных связей в стране; начавшийся процесс десуверенизации.
РФ - федеративное гос-во, потому, что состоит из субъектов имеющих право участвовать в решении общегосударственных вопросов. РФ - федерация договорного типа, т.к. распределение полномочий между центральной властью и субъектами РФ в нашем гос-ве осуществляется на основе договора между ними. РФ - федерация с не суверенными субъектами, так как они не обладают государственным суверенитетом
26. Конституционные принципы российского федерализма.
Конституция РФ закрепляет следующие принципы федеративного устройства России.
1. Гос. целостность. Данный принцип означает, в частности, единство территории РФ, распространение суверенитета РФ на всю территорию, единое экономическое пространство, единое правовое пространство и т.п.
2. Единств.сист.гос.вл. Проявл.в ед-тве прир.вл,однотип-сти в институциональн.ор-зации вл.на фед.и регион.ур.
3. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Употребляемый в ч.3 ст. 5 Конституции РФ термин «народы» может трактоваться в двух значениях. Во-первых, представители опред. этнич. гр., проживающих в различ. составн. частях России, во-вторых — все население, проживающее на опред. терр. без этнической, нац. окраски.
4. Равноправие субъектов РФ. Все субъекты РФ являются равноправными, обладают одинаковым юр. статусом.
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос.вл. РФ и ор-ми государственной власти субъектов РФ. Мера разделения власти является одним из основных признаков федеративного устройства.
27. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
Основой КПС РФ явл. Конституция РФ, анализ которой позволяет выделить важнейшие эл. данного статуса.
1) суверенитет России и верховенство гос. власти, составляющие основу конституционного строя государства;
2) целостность и неприкосновенность территории РФ.
3) государственный язык, которым в соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ признан русский;
4) единое гражданство, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
5) единая тамож, денеж. и налогов. сист. (важ. гарантия ед. эк. пространства стр. и своб. перемещ. товаров, усл;
6) общие для всей Федерации органы власти;
7) единая судебная власть и прокуратура;
8) единая фед. система права;
9) единые Вооруженные Силы;
10) государственная символика: флаг, герб, гимн.
28. Государственные символы Российской Федерации.
Функц. гос.симв: они обозначают гос-во, которому принадлеж.
25 декабря 2000 года, накануне нов. века и нового тысячелет, принят ФКЗ«О Государственном флаге Российской Федерации». Он определяет правовое положение и правила использования флага России.
Герб