Файл: 1. Конституционное право как отрасль кп как отрасль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель: согласование интересов лич, общ-ва, гос-ва, достижен. опред. баланса между ними. Баланс между интересами лич. и гос.- условие «соц. равновесия, разумного и устойчивого». Важно, чтобы ограничения прав и свобод являлись рез-том компромисса между общественной необходимостью и интересами обладателя прав.

Установлены пределы вторжения государства в личную сферу, возможность участия граждан в процессе политического волеизъявления, устанавливаются и юридические гарантии защиты и реализации прав и свобод.

19. Личные права и свободы человека и гражданина: понятие, содержание, перечень, ограничения.

Гражд. пр. — права чел. как биосоц.сущ-ва вне зависимости от пола и соц.полож.

Цели ограничений прав чел. и гражд. Конституц. установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что " пр. и св.чел и гр. мб ограничены ФЗ в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион. строя, нравственности, здоровья, пр. и закон.интересов др.лиц, обеспеч. обороны стр. и безопас. гос".

20. Политические права и свободы гражданина: понятие, содержание, перечень, ограничения.

Полит. пр.и св. гр.РФ – нормы возмож. повед.граждан РФ в сфере управ. делами гос, закреп Конст.РФ и др. ФЗ :

участие в управ.делами гос. непосредственно или через своих представителей. Свобода мысли и слова, право на инф., свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение.

Во-первых, ограничение прав и свобод возможно посредством издания соответствующего федерального закона. Во-вторых, оно допустимо при обстоят, в силу кот. возник. необход. защиты основ конституц. строя, нравствен., здоровья граждан, законных интересов др.лиц, а также в целях обеспеч.обороны либо безопас. гос.

21. Эк. и социальные права и свободы человека и гражданина: понятие, содержание, перечень, ограничения.

Эк. права связаны с производством, перераспределением, обменом и потреблением материальных благ. Ст. и усл. реализ. эк.прав и свобод связана с гос, т.к затрагиваются и его интересы. Поэтому эк. права и свободы подлежат реализации лишь при выполнении определенных условий – требований (например, уплата налогов).


К экономическим правам и свободам относятся:

- свобода экономической деятельности (ст. 34);

- право на частную собственность (ст. 35);

- право наследования (ч. 4 ст. 35);

- трудовые права (ст. 37).

Соц. пр. связаны с мат. вложением из гос.бюджета в пользу соц. незащищенных категорий лиц. Права и своб. данной группы принадлежат любому лицу. Гос. не имеет права ограничивать реализацию социальных прав. Единственное ограничение – требование документально подтвердить наличие права на материальные выплаты.

К социальным права и свободам относятся:

- право на защиту материнства, отцовства, детства и семьи (ст. 38);

- право на социальное обеспечение (ст. 39);

- право на жилище (ст. 40);

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

22. Культурные и эко. права и свободы человека и гражданина: понятие, содержание, перечень, ограничения.

Культурные права позволяют человеку приобщиться к культурным ценностям, созданным другими людьми, а также выступают средством самовыражения. не связаны с наличием гражданства РФ.

К культурным правам относятся:

- право на образование (ст. 43);

- свобода творчества и преподавания (ст. 44);

- право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44).
Экологические права позволяют выжить человеку как биологическому виду, а также защитить от природных и техногенных аварий и катаклизм. Права и свободы данной группы принадлежат любому лицу и не связаны с наличием гражданства РФ.

К экологическим правам и свободам относятся:

- право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

- право на достоверную информацию об окружающей среде (ст. 42)

- право на возмещение вреда, причиненного в ходе экологических правонарушений (ст. 42).
23. Гарантии прав и свобод человека и гражданин.

- это закреплен. в Конст.РФ (гл.2) пр. средств. наибольш. реализ. пр. и св, средств и способ, обеспеч. их защиты

Гарантии прав и свобод можно условно поделить на общие и конституционные.



Общие гарантии включают себя:

1) Обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина;

2) Возмож. защищать свои права самостоятельно, без участия гос, любыми способами, не запрещенными зак;

3) Возмож. междунар. защиты прав и свобод: Комитет ООН по правам человека.

4) Обязанность гос. возместить вред, если он возник в результате нарушения прав и свобод человека гос;

5) Неотменяемость прав и свобод;

6) Гарант. возраста – возраст совершеннолетия, с этого момента кажд. чел. может реализ.в полн.объеме свои пр.

Конституцион. гарантии правосудия направлены на охрану и защиту интересов, как потерпевшей стороны, так и лица, пребывающего в статусе подозреваемого. К ним относятся следующие:

1) гарантия подсудности;

2) право на квалифицированную юридическую помощь;

3) презумпция невиновности;

4) право на пересмотр приговора;

5) право на помилование;

6) гарантия от самообвинения;

7) запрет повторного осуждения;

8) запрет обратной силы закона;

9) право потерпевшего от преступления.

24. Конституционные обязанности человека и гражданина.

– выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения. К ним относятся:

  • Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (ч. 2 статья 15);

  • Уважение прав и свобод других лиц (ч. 3 статья 17);

  • Забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2,3 статья 38);

  • Получение основного общего образования (ч. 4 статья 43);

  • Забота о памятниках истории и культуры (ч. 4 статья 44);

  • Уплата налогов и сборов (статья 57);

  • Охрана природы и окружающей среды (статья 58);

  • Защита Отечества (статья 59).

25. Осн. этапы становления и развития Российского государства как федерации.

Принцип федерализма в основном провозглашался лишь формально: Россия, и позже СССР на деле преимущественно были централизованными государствами, в которых жестко насаждался принцип унитаризма.


1 этап - июнь 1990 - август 1991 - «Революция или парад суверенитетов» - на I Съезде народных депутатов СССР 25.05.1989 был поднят вопрос о перестройке СССР с учетом реального суверенитета, была поддержана идея подписания российского Федеративного договора.

2 этап - сентябрь 1991 - декабрь 1991 - «Распад СССР» - в результате событий августа 1991 сорвался процесс формирования союзных отношений был предложен союз по типу конфедерации

3 этап - декабрь 1991 - март 1992 - «Федеративный договор - поиск компромисса» - работа над созданием Федеративного договора, в основе принцип - сила гос-ва в учете интересов всех народов, осознающих государственное единство, территориальную целостность России как свой общий интерес.

10 апреля 1992 года в Конституцию  РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31.03.1992. Договором признается суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе РФ.

4 этап - апрель 1992 - 12.12.1993 - «От конфедерации к конституционной федерации» - подготовка и принятие Конституции РФ.

5 этап - 12.12.1993 по настоящее время - «Укрепление российской государственности» - углубление и расширение межрегиональных связей в стране; начавшийся процесс десуверенизации.

РФ - федеративное гос-во, потому, что состоит из субъектов имеющих право участвовать в решении общегосударственных вопросов. РФ - федерация договорного типа, т.к. распределение полномочий между центральной властью и субъектами РФ в нашем гос-ве осуществляется на основе договора между ними. РФ - федерация с не суверенными субъектами, так как они не обладают государственным суверенитетом
26. Конституционные принципы российского федерализма.

Конституция РФ закрепляет следующие принципы федеративного устройства России.

1. Гос. целостность. Данный принцип означает, в частности, единство территории РФ, распространение суверенитета РФ на всю территорию, единое экономическое пространство, единое правовое пространство и т.п.


2. Единств.сист.гос.вл. Проявл.в ед-тве прир.вл,однотип-сти в институциональн.ор-зации вл.на фед.и регион.ур.

3. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Употребляемый в ч.3 ст. 5 Конституции РФ термин «народы» может трактоваться в двух значениях. Во-первых, представители опред. этнич. гр., проживающих в различ. составн. частях России, во-вторых — все население, проживающее на опред. терр. без этнической, нац. окраски.

4. Равноправие субъектов РФ. Все субъекты РФ являются равноправными, обладают одинаковым юр. статусом.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос.вл. РФ и ор-ми государственной власти субъектов РФ. Мера разделения власти является одним из основных признаков федеративного устройства.

27. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Основой КПС РФ явл. Конституция РФ, анализ которой позволяет выделить важнейшие эл. данного статуса.

1) суверенитет России и верховенство гос. власти, составляющие основу конституционного строя государства;

2) целостность и неприкосновенность территории РФ.

3) государственный язык, которым в соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ признан русский;

4) единое гражданство,  является единым и равным независимо от оснований приобретения.

5) единая тамож, денеж. и налогов. сист. (важ. гарантия ед. эк. пространства стр. и своб. перемещ. товаров, усл;

6) общие для всей Федерации органы власти;

7) единая судебная власть и прокуратура;

8) единая фед. система права;

9) единые Вооруженные Силы;

10) государственная символика: флаг, герб, гимн.

28. Государственные символы Российской Федерации.

Функц. гос.симв: они обозначают гос-во, которому принадлеж.

25 декабря 2000 года, накануне нов. века и нового тысячелет, принят ФКЗ«О Государственном флаге Российской Федерации». Он определяет правовое положение и правила использования флага России.

Герб