Файл: Актуальные проблемы государственной социальной помощи.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2153
Скачиваний: 42
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По справедливому высказыванию, Путина В.В., «причин для бедности на самом деле – не только в нашей стране, в мире вообще – очень много, но она всегда буквально придавливает человека, лишает его жизненных перспектив». Крайняя степень неравенства граждан, способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил, и даже гибели людей. Поэтому, регулирование уровня жизни населения должно стать одним из основных направлений деятельности государства, и основной целью социальной помощи должна быть поддержка малоимущих групп населения, которые находятся за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи необходимым.
Впервые государство признало существование малоимущих граждан, приняв ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». До принятия этого закона в отечественном законодательстве существовало определение «малообеспеченные граждане», «малообеспеченные семьи». Для раскрытия сущности государственной социальной помощи необходимо определить, кто относится к малоимущим семьям и малоимущим гражданам.
Так, для целей получения жилья из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату, согласно статьи 49 Жилищного Кодекса РФ, малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" от 05.04.2003 N 44-ФЗ, определяется только порядок расчетов среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими, но самого определения понятия «малоимущий гражданин» не содержит.
Исходя из ст. 3 ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», малоимущими семьями, а также малоимущими одиноко проживающими гражданами, являются те, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.
По мнению В.П. Галаганова, в настоящее время, категории малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан определяются согласно критериям нуждаемости данных групп населения. Е.Е. Мачульская, определяет понятие нуждаемости, как материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи по не зависящим от них причинам ниже прожиточного минимума. В этом случае семья или одиноко проживающий гражданин признается соответственно малоимущей или малоимущим.
При оценке уровня жизни населения принято выделять четыре социальных слоя: бедные, малообеспеченные, относительно обеспеченные, состоятельные (богатые).
К бедным относятся те граждане, доходы которых позволяют приобретать продукты питания в таком объеме, чтобы не умереть с голоду.
Малообеспеченные граждане на свои доходы (если они в два раза выше минимума) могут покупать достаточное количество продуктов или более качественные, а если сэкономить на питании, то можно купить что-то из одежды.
К относительно обеспеченным слоям населения причисляются те лица, которые помимо возможности покупать более дорогие и разнообразные продукты питания могут без проблем менять одежду, пользоваться услугами химчистки, прачечной, парикмахерской, приобретать предметы длительного пользования в быту (мебель, холодильник и пр.). Как правило, к таким относятся лица, у которых среднедушевой доход составляет три прожиточных минимума.
Состоятельными и богатыми признаются те граждане, доходы которых превышают бюджет высокого достатка: они имеют имущество и банковские счета не только в России, но и за рубежом.
В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут привести к утрате заработка и отразиться на здоровье. Это может произойти из-за болезни, наступлением старости, инвалидности по тем или иным причинам, потери кормильца, утраты работы и по многим другим причинам. Вышеперечисленные обстоятельства можно, определить, как трудная жизненная ситуация, которую ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определяет, как обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Преодолеть эти обстоятельства самостоятельно во многих случаях невозможно, т.к. они тесно связаны с производственной деятельностью и практически не зависят от воли отдельного человека. Но при этом, они прямо влияют на социальную стабильность общества. В связи с чем, Президент РФ В.В. Путин, подчеркнул, что в решении проблемы бедности, и в развитии системы социальной поддержки важно дойти до каждой нуждающейся семьи, разобраться в ее проблемах. Ни в коем случае нельзя отказывать в помощи только потому, что жизненные обстоятельства человека "немного" где-то и как-то не вписываются в формальные критерии той или иной нашей программы.
Поэтому, государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляя государственную социальную помощь.
Сущность государственной социальной помощи проявляется в ее функциях.
-
Экономическая функция заключается в полном или частичном замещении заработной платы, возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также в оказании минимальной денежной или натуральной помощи. -
Политическая функция государственной социальной помощи способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются различия в уровне жизни различных слоев населения. -
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества. -
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
На основании изложенного, можно подвести итог, что сущность и значение государственной социальной помощи населению заключается в нормативно-правовом регулировании, а также в реализации государственных программ, с помощью которых можно должным образом обеспечивать социальные гарантии всех слоев населения, а также поддерживать достойный уровень жизни, повышая благосостояние всех граждан страны. Тем не менее, необходимо отметить, что государство не в состоянии оказывать государственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь конкретного адресата, то есть тех людей, которым на сегодняшний момент наиболее необходима данная помощь.
1.2. Понятие, признаки и цели государственной социальной помощи
Впервые понятие государственной социальной помощи определено в ФЗ от 17.7.1999 г. «О государственной социальной помощи», согласно которому государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. В связи с чем, законодательное закрепление государственной социальной помощи, можно рассматривать как гарантию в деле реализации гражданами своих конституционных прав.
Тем же законом, раскрываются основные понятия, имеющиеся в определении государственной социальной помощи:
-
социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ; -
субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг; -
набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим ФЗ; -
социальная доплата к пенсии – предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим ФЗ, и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, до величины прожиточного минимума пенсионера, в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии; -
социальный контракт – соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; -
программа социальной адаптации – разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий; -
трудная жизненная ситуация – обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
К числу отличительных признаков государственной социальной помощи необходимо отнести следующее:
-
Источниками финансирования помощи являются средства бюджетов субъектов РФ и средства местных бюджетов.
2. Предоставление помощи осуществляется в виде денежных выплат (доплат к пенсиям) и натуральных выдач.
3. Безвозмездный характер предоставления. Оказание государственной социальной помощи не связано с обязанностью получателя осуществлять
какие-либо выплаты как в прошлом, так и в будущем.
ФЗ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», определено, что государственная социальная помощь оказывается в целях:
-
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; -
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ; -
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; -
снижения уровня социального неравенства; -
повышения доходов населения.
По мнению, В.Ш. Шайхатдинова, все эти цели носят общий характер и подходят как для социального обеспечения в целом, так и для отдельных его блоков (социальная поддержка, социальное обслуживание и др.). Основная цель государственной социальной помощи – довести доходы малообеспеченных граждан до прожиточного минимума и обеспечить удовлетворение их основных потребностей.
1.3. Законодательство, регулирующее предоставление государственной социальной помощи
Законодательство о государственной социальной помощи состоит из ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ, ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В Конституции РФ отражен принцип гарантии государством социального обеспечения граждан по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитании детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).
Согласно ст. 7 Конституции, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества. Конституция является главным гарантом законодательной основы государственной социальной помощи. Хотя она непосредственно не регулирует правоотношения в сфере государственной социальной помощи, однако устанавливает основные принципы, на которых основывается как данный вид социальной помощи, так и социальное обеспечение в целом. На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную социальную помощь.