Файл: Актуальные проблемы государственной социальной помощи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2232

Скачиваний: 43

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • денежные выплаты: соци­альные пособия, субсидии (ст. 12),

  • социальные доплаты к пенсии (ст. 12.1.)

  • натуральная помощь: топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др. (ст. 12).

  • набор социальных услуг (ст. 6.2.);

  • государственная социальная помощь на основании социального контракта (ст. 8.1.).

Рассмотрим более подробно, каждый вид государственной социальной помощи:

1. Денежные выплаты: соци­альные пособия, субсидии.

Социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов.

Социальные пособия назначаются гражданам ежемесячно, с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи и служат дополнением к основному источнику средств к существованию. Получателями пособия могут быть дети, безработные граждане, вынужденные переселенцы.

Субсидии – это целевая полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Предусмотрены следующие виды субсидий: ежемесячная субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг, ежемесячная субсидия родителям на оплату детского сада, единовременная субсидия безработным гражданам для создания собственного бизнеса.

Для многодетных семей устанавливаются скидки в размере не ниже 30 процентов по оплате за коммунальные услуги, бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам для детей до 6 лет, бесплатный проезд на внутригородском и пригородном транспорте для школьников. Учащиеся обеспечиваются бесплатным питанием, школьной и спортивной формой. Предоставляется право на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок один раз в месяц.

Многодетным родителям оказывается помощь в организации крестьянских (фермерских) хозяйств, малых предприятий и других коммерческих структур, с предоставлением налоговых льгот, а также оказывается содействие в предоставлении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

2. Социальные доплаты к пенсии

С 01.01.2010 г. введена такая мера их материальной поддержки, как социальная доплата к получаемой пенсии. В связи с чем, общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ. На социальную доплату к пенсии имеют граждане, которым установлена пенсия в соответствии с пенсионным законодательством РФ и не зависимо от вида пенсии от основания ее назначения.


При расчете общей суммы материального обеспечения учитываются денежные выплаты, которые назначены пенсионеру в соответствии с законодательством:

  • сумма пенсии (в том числе, если пенсионер получает два вида пенсии или ее часть);

  • сумма дополнительного материального (социального) обеспечения;

  • ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг) и иные меры социальной поддержки, предоставляемые в денежном выражении, предусмотренные в субъекте РФ по месту жительства гражданина (денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, ежемесячная денежная компенсация за пользование домашним телефоном, по оплате проезда на транспорте и т. д.).

Существует 2 вида социальных доплат к пенсии: федеральная и региональная.

Федеральная доплата устанавливается пенсионеру территориальными органами ПФР, если общая сумма его материального обеспечения не достигает минимального прожиточного минимума пенсионера, установленного субъектом РФ по месту жительства или по месту пребывания пенсионера.) Она назначается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом этой доплаты достигла величины ПМП в субъекте РФ, но не превысила прожиточный минимум пенсионера в целом по России.

Региональная доплата устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины минимального прожиточного минимума, принятого в субъекте РФ по месту его жительства или пребывания. Региональная доплата устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины, установленной в данном субъекте РФ. Следовательно, федеральная доплата равняется разнице между величиной прожиточного минимума пенсионера (МНП) по стране и общей суммой материального обеспечения пенсионера, региональная доплата - разнице между величиной МНП в конкретном регионе и величиной ПМП в целом по РФ.

3. Натуральная помощь – предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды), а также осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания и предоставление топлива)



Приоритет подобной помощи принадлежит социально-бытовой помощи на дому инвалидам и престарелым. По данным Министерства социальной защиты, в такой помощи нуждаются 952,2 тыс. человек, из которых 826,6 тыс. ее получают. В целом по России из каждых 10 тыс. пенсионеров надомным обслуживанием обеспечены 229 человек. Наряду с центрами социального обслуживания, в состав нестационарных учреждений и служб социальной помощи входят также центры помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи и экстренной психологической помощи по телефону, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальные приюты для детей и подростков. 1050 служб срочной социальной помощи призваны оказывать различные разовые услуги. При них создаются банки вещей и продуктов, работают телефоны доверия. Пропускная способность таких служб составляет примерно 2 млн. человек ежегодно. Другое направление социально бытовой помощи охватывает тех нуждающихся в ней, которые постоянно проживают в интернатах. В настоящее время в России действуют около 1 тыс. стационарных специализированных учреждений, в которых проживают более 300 тыс. престарелых, инвалидов. Третье направление связано с оказанием социально-бытовой помощи относительно малочисленной группе лиц без определенного места жительства.

4. Государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг

Право этот вид помощи имеют следующие категории граждан:

  • инвалиды войны;

  • участники Великой Отечественной войны;

  • ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах";

  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

  • лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

  • инвалиды;

  • дети-инвалиды.


 В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Правительство РФ утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.

Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, для детей-инвалидов – 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – от 24 до 42 дней.

5. Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории РФ, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены:


  • предмет социального контракта; 

  • права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 

  • виды и размер государственной социальной помощи; 

  • порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 

  • срок действия социального контракта; 

  • порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:

  • поиск работы; 

  • прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 

  • осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 

  • ведение личного подсобного хозяйства; 

  • осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года, исходя из содержания программы социальной адаптации и может быть продлен.

Президент РФ Путин В.В. в своем Послании Федеральному собранию от 20.02.2019г., разъясняя сущность социального контракта сказал: «Государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации. Предоставляет семье финансовые средства – кстати, приличные, речь идет о десятках тысяч рублей – на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела. Подчеркну: для каждого предлагается индивидуальная программа поддержки, исходя из конкретной ситуации. При этом человек, который берет эти ресурсы, одновременно берет на себя определенные обязательства: пройти переобучение, найти в соответствии с этим работу, обеспечивать свою семью, детей устойчивым доходом. В мире такой механизм действует и работает достаточно эффективно. И для тех, кто действительно стремится изменить свою жизнь, социальный контракт дает возможность сделать это.»