Файл: Актуальные проблемы государственной социальной помощи.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2155
Скачиваний: 42
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3. Проблемы реализации права граждан на получение государственной социальной помощи
Как бы не казалось, что государственная социальная помощь способна помочь всем нуждающимся при этом, имея множество законов, регулирующих эту деятельность, но на деле это обстоит не так. В настоящее время, можно выделить следующие проблемы в области оказания государственной социальной помощи в РФ.
1. Недостаток денежной и натуральной помощи малоимущим. Как было отмечено в самом начале курсовой работы, уровень бедности в России растет. В связи с чем, из-за нехватки бюджета, государство вынуждено сокращать размер выплат, ужесточать порядок и условия получения государственной социальной помощи. Проблему сокращения количества выплат и льгот, следует решать в комплексе с увеличением размера заработной платы, гарантирующей покрытие всех жизненных потребностей человека, поскольку одностороннее сокращение льгот вызовет падение жизненного уровня некоторых категорий населения.
Проблемы, связанные с низкой эффективностью существующих социальных выплат и льгот, накладываются на крайне неблагоприятные тенденции в демографическом развитии. Острота депопуляции является, также следствием высокого уровня смертности, прежде всего в трудоспособных возрастах у мужчин и в младенческом возрасте. Для реализации механизма социальной защиты особое значение приобретает определение контингента малообеспеченных граждан. К каждому нуждающемуся необходим дифференцированный подход с учётом специфики условий жизни, состояния здоровья, климатических, политических и географических особенностей региона, представлений о черте бедности.
Подходы к решению проблемы преодоления бедности во многом диктуются особенностями региона. Федеральные трансферты должны быть направлены на формирование благоприятного инвестиционного климата и на развитие трудового потенциала населения региона. Проблема бедности может быть решена на основе эффективной социальной политики при чётком взаимодействии федеральных, региональных и местных властей.
-
Нехватка волонтерских и благотворительных организаций. Волонтерство является одним из направлений гражданской активности молодежи. В соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральный № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», целью благотворительной деятельностью является социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.
В настоящее время в России функционирует большое количество волонтерских организаций, но, к сожалению, их все равно не хватает для того, чтобы охватить всех нуждающихся в помощи по социальному обеспечению, поскольку интерес в помощи нуждающимся пропадает, а интерес, например, к волонтерским путешествиям усиливается. Решением данной проблемы будет приучение нового поколения к помощи и уважению людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Проблема оказания адресной помощи.
Не смотря на многочисленные попытки внедрить принцип адресности социальной помощи на региональном и муниципальном уровне, степень адресности социальных выплат повысилась не на много. Не существует универсального решения проблем обеспечения адресности. Однако, качество оценки нуждаемости может быть значительно выше, если принять во внимание несколько ключевых моментов: точность и достоверность определения получателей помощи, эффективность административных расходов, преимущественную ориентацию на те, или иные слои населения и анализ мотивации получателей помощи к самостоятельному увеличению своих доходов.
При разработке методологии обеспечения адресности, необходимо принять во внимание размер административных расходов, связанных с идентификацией целевых групп, включая расходы на персонал, компьютерное обеспечение и другие необходимые административные ресурсы. Адресная социальная поддержка, как правило, требует более значительных административных ресурсов, чем неадресные социальные выплаты.
4. Существует проблема низкой активности представителей бизнес- структур в области обеспечения социальной помощи населению.
Зарубежный опыт показывает, что оказание социальной помощи населению может осуществляться более эффективно благодаря повышению активности инициативных граждан (предпринимателей, общественных организаций), и государство может передавать данным структурам часть своих полномочий по обеспечению социальной помощи населению.
Для этого необходимо развивать такой институт, как государственно-частное партнерство, давая представителям бизнеса различные преференции с целью повышения уровня и качества оказания социальной помощи населению, а также необходимо развивать такую новую для нашей страны сферу, как социальное предпринимательство, стимулируя бизнесменов различными правовыми и экономическими методами.
-
Нормы действующего законодательства не отличаются совершенством правового регулирования предоставления государственной социальной помощи.
Существенным пробелом, например, в основном законе, регулирующим предоставление государственной социальной помощи, является отсутствие толкования «нуждаемости» и конкретных обстоятельств, подпадающих под «трудную жизненную ситуацию, упомянутую в ст. 1 ФЗ «О государственной социальной помощи». А ведь, эти критерии являются основными условиями при назначении государственной социальной помощи. В результате, на практике возникают трудности в толковании этих понятий, что приводит к ущемлению прав граждан на получение помощи.
Перечисленные недостатки подтверждают вывод о необходимости подготовки и принятия единого федерального закона о государственной социальной помощи с включением в него положений действующих ныне ФЗ «О государственной социальной помощи» и «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущимии оказания им государственной социальной помощи». Их целесообразно поместить Социальный кодекс РФ, необходимость в котором не вызывает сомнений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Государственная социальная помощь была рассмотрена как критерий снижения уровня социального неравенства. Т.к., в процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования, то государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственную социальную помощь.
Сущность и значение государственной социальной помощи населению заключается в нормативно-правовом регулировании, а также в реализации государственных программ, с помощью которых можно должным образом обеспечивать социальные гарантии всех слоев населения, а также поддерживать достойный уровень жизни, повышая благосостояние всех граждан страны.
В ФЗ-№ 178 от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» установлено, что государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем ФЗ, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Основными условиями предоставления государственной социальной помощи являются: нуждаемость, нахождение гражданина в трудной жизненной ситуации, которую он не может по независящим от него причинам самостоятельно преодолеть, размер среднедушевого дохода граждан, претендующих на государственную социальную помощь должен быть ниже прожиточного минимума, который включает в себя стоимость потребительской корзины потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (налоги).
В курсовой работе дана характеристика основных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и основания предоставления государственной социальной помощи в РФ. А именно, ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г.; ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997г.; ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» от 31.03.2006, большое значение при исследовании проблемы имело Послание Президента РФ Путина В.В. Федеральному собранию от 20.02.2019г., и другие нормативно-правовые актов.
Видами государственной социальной помощи являются:
-
денежные выплаты: социальные пособия, субсидии; -
социальные доплаты к пенсии; -
натуральная помощь: топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.; -
набор социальных услуг; -
государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Получателями государственной социальной помощи являются:
-
малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане; -
реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; -
отдельные категории граждан, определенные в законе.
В ходе исследования, были выявлены следующие проблемы в реализации права граждан на получение государственной социальной помощи:
-
Недостаток денежной и натуральной помощи малоимущим. Решать данную проблему необходимо в комплексе с увеличением размера заработной платы, гарантирующей покрытие всех жизненных потребностей человека, поскольку одностороннее сокращение льгот вызовет падение жизненного уровня некоторых категорий населения. -
Нехватка волонтерских и благотворительных организаций. Необходимо менять правосознание нового поколения, воспитывать у него уважению к людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. -
Проблема оказания адресной помощи. Для преодоления этой проблемы, необходимо разработать эффективную методологию обеспечения адресности. -
Проблема низкой активности представителей бизнес-структур в области обеспечения социальной помощи населению. В связи с чем, необходимо развивать государственно-частное партнерство, социальное предпринимательство, стимулируя бизнесменов различными правовыми и экономическими методами. -
Несовершенство действующего законодательства регулирования предоставления государственной социальной помощи требует создания Социального кодекса РФ.
В завершение необходимо подчеркнуть, что развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. На данный момент