Файл: Актуальные проблемы государственной социальной помощи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2154

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, является ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Закон определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. Кроме того, Закон устанавливает и разграничивает полномочия РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

Следует отметить, что 14 декабря 2012г. принят ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной социальной помощи», где устанавливаются правовые основания для оказания нового вида государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Определено, что социальный контракт – это соглашение, которое заключается между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства, в соответствие с которым орган социальной защиты обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Следующим законодательным актом, который регулирует оказание государственной социальной помощи, является ФЗ от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ». Он устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан РФ. В законе получили свое закрепление вопросы определения потребительской корзины, величина, периодичность ее исчисления и порядок установления, а также учет величины прожиточного минимума при оказании социальной помощи гражданам в субъектах РФ. Согласно данному закону Правительство РФ обязано ежеквартально утверждать величину прожиточного минимума в целом по стране в расчете на душу населения и отдельно: для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

Во исполнение этого закона принят ФЗ от 5 апреля 2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». В нем установлено: какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода; как он
должен рассчитываться; за какой период учитываются доходы и т. д.

ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» от 31.03.2006 г. устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по России (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Она определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в соответствующих составах и объемах (в натуральных показателях).

14.12.2005г. Правительством РФ было принято Постановление от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в которых в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ были разработаны Правила, определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии) гражданам РФ, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ.

Вопросы предоставления государственной социальной помощи регулируются и законодательством субъектов РФ.

Согласно ФЗ от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддерж­ки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от на­личия в федеральных законах положений, фиксирующих указанное право.

В ряде регионов были приняты свои законы о прожиточном минимуме и потребительской корзине. Региональные акты разрабатываются на основе Постановления Правительства РФ от 17.02.1999г. № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ».

Кроме того, правовую основу деятельности по предоставлению социальной помощи гражданам составляют и документы организаций, регламентирующие порядок и условия предоставления социальной помощи сотрудникам этих организаций и гражданам, которым необходима помощь. Субъектами предоставления социальной помощи являются государственные органы исполнительной власти и учреждения, муниципалитеты и муниципальные учреждения, организации.

Глава 2. Практические аспекты предоставления государственной социальной помощи

2.1. Основания (критерии) предоставления государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь, как указано в законе, предоставляется в целях поддержания уровня жизни малоимущих лиц, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, адресного использования бюджетных средств, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства.



Исходя из данной формулировки, можно выделить следующие основания предоставления государственной социальной помощи:

1. Главным критерием, определяющим право на социальную помощь, является нуждаемость. Нуждаемость – это такое материальное положение, при котором индивидуальный или среднедушевой доход физического лица и членов его семьи ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, по независящим от них причинам.

Однако, с данным суждением, не согласен Шайхатдинов В.Ш., который верно заметил, что в ст. 1 ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одино­ко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан. К иным категориям граждан относятся инвали­ды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвали­ды, дети-инвалиды и др. При этом предоставление им мер социаль­ной поддержки не ставится в зависимость от их материального положения. Вопросам социальной поддержки этих лиц, посвящены ФЗ «О ветеранах», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другие.

2. В качестве другого критерия получения помощи выделяются «не зависящие от получателя причины».

Данная формулировка является неопределенной, так как ни в самом законе, ни в подзаконных актах, принятых в его исполнение, не указано, какие причины могут считаться независящими. Это приводит к существенному расширению или сужению круга получателей данной помощи. Кроме того, наличие подобной неопределенности может нарушить право лица на ее получение.

Как полагает Галаганов В.П., в основу критериев, с помощью которых причины считаются не зависящими от граждан, могут быть положены: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с престарелым возрастом и болезнью, сиротство, многодетность, безработица, отсутствие определенного места жительства, отсутствие родственников, обязанных по закону оказывать материальную и социальную поддержку, вынужденное переселение, экстремальная ситуация, чрезвычайные и иные обстоятельства, которые гражданин не может преодолеть самостоятельно. При этом не имеет значения, живет он отдельно или с семьей.

И.В. Кручек приводит следующие случаи «независящих причин»: наличие в составе семьи трудоспособных членов семьи, признанных безработными в течение трех месяцев, которые предшествуют месяцу обращения за назначением ГСП на основании соцконтракта; обучающихся в средних специальных и (или) высших учебных заведениях по очной форме обучения; не работающих в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом, не достигшим возраста 18 лет, или гражданами, имеющими инвалидность I группы, либо гражданами, достигшими возраста 80 лет, и получающих ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с законодательством РФ; находящихся на длительном (более двух месяцев подряд) лечении; наличие в семье трех и более несовершеннолетних детей или детей, обучающихся в средних специальных или высших учебных заведениях по очной форме обучения; наличие инвалидности I либо II группы..


3. Размер среднедушевого дохода граждан, претендующих на государственную социальную помощь граждан, является еще одним критерием для её получения.

Рассчитывается среднедушевой доход в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи. Сам расчет среднедушевого дохода производится органом социальной защиты населения на основании предоставляемых гражданами сведений. По действующим правилам при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего.

Однако, по мнению И.В. Кручек, при решении вопроса о праве малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина государственную социальную помощь на основании соцконтракта необходимо обеспечить наиболее полный учет их фактических среднедушевых доходов. Дело в том, что доходы, получение которых документально подтвердить не представляется возможным, могут остаться неучтенными, и степень нуждаемости семьи в помощи будет определена не объективно. Опыт работы органов социальной защиты показывает, что, как правило, так происходит, когда речь идет об алиментах на несовершеннолетнего ребенка, выплачиваемых отцом ребенка, не состоящим в зарегистрированном браке с матерью ребенка, в добровольном порядке и получаемых матерью «из рук в руки», доходах, полученных семьей от неофициальной сдачи жилья внаем в период курортного сезона, продажи сельскохозяйственной продукции вне рыночной или торговой сети и др.

4. Большое значение для установления размера государственной социальной помощи гражданам имеет прожиточный минимум. Прожиточный минимум состоит из потребительской корзины, а также из обязательных платежей и сборов.

Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается высшими законодательными органами с учетом природно-климатических условий, различий половозрастных групп, демографических, социально-этнических и экологических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.


Ее состав разработан на основе норматива потребления (набора продуктов питания), который в целом соответствует физическим потребностям человека по калорийности и химическому составу и покрывает энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развития детей, сохранения здоровья в преклонном возрасте.

В состав потребительской корзины входит 11 наименований продуктов питания, а также минимальное количество непродовольственных товаров (одежда, обувь, постельное белье, школьно-письменные принадлежности и пр.) и услуг (квартплата и коммунальные услуги, городской транспорт, культура).

Прожиточный минимум в целом по РФ предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования федерального минимума оплаты труда, определения размеров базовой части трудовых пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне, а также формирования федерального бюджета.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально.

5. Трудная жизненная ситуация, также является условием получения государственной социальной помощи. Это обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

На основании перечисленных критериев, можно подвести итог, что главными условиями предоставления государственной социальной помощи лицам, нуждающимся в ней, являются:

Во-первых, наличие российского гражданства или законное проживание лиц на территории России и соблюдение ими установленного режима пребывания.

В-вторых, наличие статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

2.2. Виды государственной социальной помощи и субъектный состав её получателей

ФЗ «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания государственной социальной помощи.

Проанализировав вышеуказанный закон, можно определить, что к ним относятся: