Файл: Теоретические основы организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ | |
| |
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ…………….. | 6 |
1.1. Особенности организации воспитательной работы с учащимися младших классов............................................................................................ | 6 |
1.2. Понятие о патриотическом воспитании, его формы и методы……. | 10 |
1.3. Модель организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов……………………………….. | 16 |
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ…………….. | 25 |
2.1. Опыт организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в МБОУ «Коптеловская школа»…………………………………………………… | 25 |
2.2. Планирование воспитательной работы по патриотическому воспитанию младших школьников………………………………………... | 30 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. | 41 33 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. | 46 |
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день невозможно решить основные задачи развития человека и общества, включая школу и педагогику, без учета их современного положения, тенденций развития и возможностей плодотворного и разностороннего сотрудничества.
Сотрудничество позволяет не только освоить достижения сообщества мирового масштаба, но и обеспечивает развитие собственных потенциальных возможностей и стимуляцию поиска оптимального решения разнообразных задач и сходных проблем. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Наиболее важной задачей можно считать воспитание следующего поколения как сознательных граждан России. Воспитание в данном ключе является многогранным процессом, который охватывает систему задач, стоящих перед педагогом: воспитание любви и привязанности к дому, семье, школе и др.; формирование бережного отношения к природным ресурсам и всему живому на планете; развитие чувства патриотизма, воспитание любви и уважения к людям, занимающимся физическим трудом, защитникам Отечества; воспитание интереса к общественным явлениям, традициям [11, с.25].
По мнению Харламова И.Ф., истинный гражданин – это высоконравственный человек. Нравственные показатели – это составляющие элементы понятия гражданственности: порядочность, милосердие, честность, трудолюбие и др. [33, с. 385].
Проблема становления различных аспектов патриотизма и гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др.
Уже в начальной школе необходимо вырабатывать чувство гордости за
свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным
страницам прошлого.
Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины и является одним из приоритетных направлений деятельности государственных институтов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), среди которых:
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Таким образом, актуальность изучения путей и средств формирования патриотических качеств школьников очевидна.
Исследования педагогов, психологов, социологов за последнее десятилетие показали
, что уровень воспитанности учащихся снизился, а вместе с тем позволил вскрыть ряд противоречий:
- между социальным заказом общества на формирование патриотических качеств и гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся младшего школьного возраста;
- между знаниями учащихся о патриотизме и неумением следовать им в жизни;
- между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.
Проблема: недостаточная воспитательная работа по патриотической, военно-гражданской тематике.
Цель исследования: на основе теоретических данных изучить особенности воспитательной работы по формированию патриотизма у учащихся младших классов.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: воспитательная работа по формированию патриотизма.
Задачи исследования:
1. Изучить организацию воспитательной работы с учащимися младших классов.
2. Изучить понятие патриотического воспитания, его формы и методы.
3. Описать модель организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.
4. Охарактеризовать опыт организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в МБОУ «Копеловская школа».
5. Провести планирование воспитательной работы по патриотическому воспитанию младших школьников.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические – наблюдение, планирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Общий объем работы составляет -страницы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
-
Особенности организации воспитательной работы с учащимися младших классов
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования понятие школа рассматривается как «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана» [32].
Современная школа как субъект воспитания призвана осуществлять социально и личностно-ориентированное обучение и воспитание. Данные функции могут быть осуществимы, если соблюдается ряд условий:
– в школе установлена такая воспитательная система, которая имеет гармоничное сочетание воспитательной и образовательной подсистем;
– организованы системы самоуправления и управления;
– организована взаимосвязь с иными институтами социализации;
– школа представлена как открытая социально педагогическая система, в которой согласованно взаимодействуют все её субъекты;
– в школе созданы все условия для включения ребенка в доступные возрасту виды деятельности и отношения, которые имеют реальное социально значимое наполнение;
– при реализации целей социального воспитания задействован весь педагогический коллектив;
– имеются возможности для проявления детской инициативы и развития ученического самоуправления [28, c.56].
Организация воспитательной работы в школе – это программа ориентации и интеграции усилий, реализующих ее людей, определяющая действия, которые нужно выполнить, чтобы получить желаемые результаты. В школе организацию воспитательной работы с младшими школьниками осуществляют педагогические работники. А это: заместитель директора по УВР, заместитель директора по начальным классам, учителя начальной школы. У всех у них есть свои функции и обязанности в воспитательной работе с обучающимися начальной школы. В современной школе эта работа осуществляется не по наитию, а в соответствии с основной образовательной программой.
Содержание патриотического воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей в деятельности детских общественных объединений и организаций.
Условно можно выделить четыре этапа в организации воспитательной работы в начальной школе:
-
первый этап – этап проектирования системы; -
второй этап – этап становления системы; -
третий этап – этап стабильного функционирования системы; -
четвертый этап – этап завершения функционирования или коренного обновления системы [4, c.156].
На первом этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором.
На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого): «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.
На третьем, этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай как лучшие из нас!» и «Делай как большинство из нас!». Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность педагога. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.
Для четвертого этапа характерны две тенденции: первая – постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»); вторая – искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в классе [4, c.158].
Личностные результаты – это «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности»[6]. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения [23].
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: