Файл: Теоретические основы организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




СОДЕРЖАНИЕ










ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ……………..



6

1.1. Особенности организации воспитательной работы с учащимися младших классов............................................................................................


6

1.2. Понятие о патриотическом воспитании, его формы и методы…….

10

1.3. Модель организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов………………………………..


16

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ……………..



25

2.1. Опыт организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в МБОУ «Коптеловская школа»……………………………………………………



25

2.2. Планирование воспитательной работы по патриотическому воспитанию младших школьников………………………………………...


30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….

41

33

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..

46

ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день невозможно решить основные задачи развития человека и общества, включая школу и педагогику, без учета их современного положения, тенденций развития и возможностей плодотворного и разностороннего сотрудничества.

Сотрудничество позволяет не только освоить достижения сообщества мирового масштаба, но и обеспечивает развитие собственных потенциальных возможностей и стимуляцию поиска оптимального решения разнообразных задач и сходных проблем. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.


Наиболее важной задачей можно считать воспитание следующего поколения как сознательных граждан России. Воспитание в данном ключе является многогранным процессом, который охватывает систему задач, стоящих перед педагогом: воспитание любви и привязанности к дому, семье, школе и др.; формирование бережного отношения к природным ресурсам и всему живому на планете; развитие чувства патриотизма, воспитание любви и уважения к людям, занимающимся физическим трудом, защитникам Отечества; воспитание интереса к общественным явлениям, традициям [11, с.25].

По мнению Харламова И.Ф., истинный гражданин – это высоконравственный человек. Нравственные показатели – это составляющие элементы понятия гражданственности: порядочность, милосердие, честность, трудолюбие и др. [33, с. 385].

Проблема становления различных аспектов патриотизма и гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др.

Уже в начальной школе необходимо вырабатывать чувство гордости за

свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным

страницам прошлого.

Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины и является одним из приоритетных направлений деятельности государственных институтов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), среди которых:

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Таким образом, актуальность изучения путей и средств формирования патриотических качеств школьников очевидна.

Исследования педагогов, психологов, социологов за последнее десятилетие показали

, что уровень воспитанности учащихся снизился, а вместе с тем позволил вскрыть ряд противоречий:

- между социальным заказом общества на формирование патриотических качеств и гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся младшего школьного возраста;

- между знаниями учащихся о патриотизме и неумением следовать им в жизни;

- между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.

Проблема: недостаточная воспитательная работа по патриотической, военно-гражданской тематике.

Цель исследования: на основе теоретических данных изучить особенности воспитательной работы по формированию патриотизма у учащихся младших классов.

Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: воспитательная работа по формированию патриотизма.

Задачи исследования:

1. Изучить организацию воспитательной работы с учащимися младших классов.

2. Изучить понятие патриотического воспитания, его формы и методы.

3. Описать модель организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.

4. Охарактеризовать опыт организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в МБОУ «Копеловская школа».

5. Провести планирование воспитательной работы по патриотическому воспитанию младших школьников.

Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические – наблюдение, планирование.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Общий объем работы составляет -страницы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


    1. Особенности организации воспитательной работы с учащимися младших классов


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования понятие школа рассматривается как «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана» [32].

Современная школа как субъект воспитания призвана осуществлять социально и личностно-ориентированное обучение и воспитание. Данные функции могут быть осуществимы, если соблюдается ряд условий:


– в школе установлена такая воспитательная система, которая имеет гармоничное сочетание воспитательной и образовательной подсистем;

– организованы системы самоуправления и управления;

– организована взаимосвязь с иными институтами социализации;

– школа представлена как открытая социально педагогическая система, в которой согласованно взаимодействуют все её субъекты;

– в школе созданы все условия для включения ребенка в доступные возрасту виды деятельности и отношения, которые имеют реальное социально значимое наполнение;

– при реализации целей социального воспитания задействован весь педагогический коллектив;

– имеются возможности для проявления детской инициативы и развития ученического самоуправления [28, c.56].

Организация воспитательной работы в школе – это программа ориентации и интеграции усилий, реализующих ее людей, определяющая действия, которые нужно выполнить, чтобы получить желаемые результаты. В школе организацию воспитательной работы с младшими школьниками осуществляют педагогические работники. А это: заместитель директора по УВР, заместитель директора по начальным классам, учителя начальной школы. У всех у них есть свои функции и обязанности в воспитательной работе с обучающимися начальной школы. В современной школе эта работа осуществляется не по наитию, а в соответствии с основной образовательной программой.

Содержание патриотического воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Условно можно выделить четыре этапа в организации воспитательной работы в начальной школе:

  1. первый этап – этап проектирования системы;

  2. второй этап – этап становления системы;

  3. третий этап – этап стабильного функционирования системы;

  4. четвертый этап – этап завершения функционирования или коренного обновления системы [4, c.156].

На первом этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором.


На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого): «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.

На третьем, этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай как лучшие из нас!» и «Делай как большинство из нас!». Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность педагога. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.

Для четвертого этапа характерны две тенденции: первая – постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»); вторая – искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в классе [4, c.158].

Личностные результаты – это «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности»[6]. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения [23].

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: