Файл: 1 глава. Теоретические основы развития орфографической зоркости младших школьников при изучении корня слова 1 понятие Орфографическая зоркость в педагогической литературе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 глава. Теоретические основы развития орфографической зоркости младших школьников при изучении корня слова
1.1 понятие Орфографическая зоркость в педагогической литературе
Важнейшим направлением обучения русскому языку в начальной школе является формирование у младших школьников грамотного письма, то есть письма, соответствующего нормам современного правописания.
Грамотное письмо включает соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации. Правила графики усваиваются первоклассниками в период обучения грамоте, в начальном курсе русского языка формируются только элементарные пунктуационные умения, а вот содержание обучения орфографии включает изучение большого количества правил правописания, представляющих разные разделы русской орфографии, и формирование базовых орфографических умений, составляющих основу грамотности учащихся. Обучение грамотному письму в начальной школе предусматривает формирование знаний и умений по орфографии.
Орфография (ortos – прямой, правильный, gráphō – пишу) - «правописание» или правильное письмо, соответствующее нормам. Орфография по определению В.Ф. Ивановой - это:
1) исторически сложившаяся система написания, которую принимает и которой пользуется общество;
2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;
3) соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и даже печатных изданий);
4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний [20, с. 1].
Каждый из разделов орфографии представляет собой систему правил, основанных на определенных орфографических принципах.
Орфографические принципы – это общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого орфографией. Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил.
Одним из центральных понятий в орфографии является понятие орфограммы.
Орфограмма (от греческого orthos – правильный и gramma – буква) – правильное (соответствующее правилам или традициям) написание, которое выбирается из ряда возможных.
Орфограмма – графический знак, который не определяется однозначно произношением и выбирается из ряда возможных (допускаемых графикой) по правилу [39, c. 137].
В. В. Репкин определяет ее как «элемент буквенной записи, который точно определить по произношению невозможно».
П. С. Жедек – «как письменный знак (буква), который не устанавливается на слух».
А вот как определяют понятие орфограмма ученые-методисты: М. Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки» [31, c.131].
М. Т. Баранов: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (тремя – двумя), но из которых только один принят за правильный» [31, c. 130].
«Орфограмма – это такое явление письма, при котором при передаче речи средствами письма возникают графические варианты, и лишь один из них является орфографически возможным» [41, c. 22].
В русском языке много орфограмм и все они разные по своей природе. Педагог должен понимать, что орфограммой может быть как отдельная буква, так и сочетание букв, морфема, стык морфем, место разделения слова при переносе на другую строку и самое главное, что в орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; один из них выбирает пишущий.
Как правило, на вопрос, какие буквы являются орфограммами, дети (и взрослые) отвечают: «Те, что пишутся не так, как слышатся». Если дается задание подчеркнуть орфограммы в словах дорожка и избушка, то в первом слове практически все подчеркнут букву ж, а во втором – букву ш – очень немногие. В местах совпадения написания и звучания ошибки делают реже, зато так называемые «ошибки против произношения» удивительно устойчивы и труднопреодолимы.
Суть орфограммы не в расхождении с произношением, а в характере фонетических условий, ставящих школьника перед необходимостью вначале найти сильную позицию (фонему) или вспомнить определенное правило (например, имя собственное и. т. п.), а потом уже писать.
Существуют два типа и два вида орфограмм:
Первый тип орфограммы, связанный с обозначением звуков (фонем) буквами. Видами таких орфограмм являются орфограммы слабых позиций и орфограммы сильных позиций.
Второй тип орфограмм – орфограммы не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем: слитные, раздельные и дефисные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов с одной строчки на другую; правила сокращения слов.
В учебниках по русскому языку А. В. Поляковой (система развивающего обучения Л. В. Занкова), Соловейчик, Конакиной (программа «Школа России»), начиная со второго класса, вводится понятие орфограмма, однако содержание орфограммы раскрывается через правило. А в учебниках Р. П. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной (программа «Школа 2100») после изучения определенной группы правил указываются опознавательные признаки, по которым можно легко обнаружить орфограммы в словах и между словами.
Орфограммы – гласные буквы находятся: 1. В безударных слогах: легко́ , большо́й, сине́ть.
2. После шипящих: шить, чаща, жили, ручка. На примере слова «снега» покажем, как дети определяют орфограммы, работая по схеме:
1. Произносят, определяют ударный слог;
2. Записывают слово с пропуском (сне[и]га́ );
3. Делают выбор, подбирая проверочные слова (снег, сне́жный), вписывают букву (записывать букву можно пастой другого цвета – зеленой или простым карандашом).
Работая по такой схеме, школьники наглядно видят, что раз в слове есть выбор букв, значит, это место опасное и требует внимания. С первыми орфограммами дети начинают знакомиться уже в 1 классе, поэтому для обучения распознавания орфограмм большое значение имеют опознавательные признаки.
Опознавательные признаки – это особые признаки, примеры, сигнализирующие о наличии орфограммы, о наличии «точек» применения правил.
Главный опознавательный признак орфограммы - несовпадение буквы и звука, написания и произношения («сад» - [сaт], «часы» - [чʹиэ сы́ ]), работа по этому признаку направлена на формирование речевого слуха.
Второй опознавательный признак орфограмм – звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, работа по второму признаку направлена на запоминание, у детей развивается внимание в отношении орфограмм.
Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах, прогнозирование орфограмм в них, работа над этой группой орфограмм подготавливает учащихся к решению грамматика – орфографических задач.
Описанные выше три опознавательных признака считаются общими и относятся к большинству типов орфограмм, но каждая орфограмма может иметь собственные, частные опознавательные признаки орфографических правил русского языка, объяснить ученику причину появления ошибки, охарактеризовать и исправить ее.
Для ориентирования в орфограммах, организации работы по формированию грамотного письма учитель должен хорошо знать: принцип орфограммы; опознавательные признаки; алгоритм орфографического действия с целью проверки орфограммы.
Любое орфографическое действие начинается с нахождения орфограммы, если ребенок не умеет находить в словах, словосочетаниях орфограмму, то и не сможет определить ее тип, а значит и проверить. Это умение является основным в обучении грамотному письму. Научить видеть орфограммы – значит сформировать орфографическую зоркость.
По определению М. Р. Львова, «орфографическая зоркость – это способность (умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость
предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные списывающим (собственные или чужие)» [31, с. 39].
С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, различать в какой позиции он стоит: в сильной или слабой, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании.
База для развития орфографической зоркости будет создана тогда, когда детям покажут, что при письме на месте одного и того же звука в слабой позиции бывают разные буквы, но правильной будет только одна из них и ее надо выбрать. В дальнейшем необходимо зафиксировать в сознании названные опознавательные признаки таких «опасных» при письме мест.
В структуре орфографической зоркости выделены мотивационный, организационный и контролирующий компоненты.
Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает постановку орфографической задачи.
Организационный компонент связан с опознанием орфограммы на основе знания ее признаков и их определения в процессе зрительного или слухового восприятия, на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания.
Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых образов с их следом в памяти.
1.2 Методы и приёмы развития орфографической зоркости младших школьников
Отсутствие орфографической зоркости или низкий уровень ее сформированности является одной из главных причин допускаемых ошибок. Знание правил и умение их применять не помогает при письме, так как ребенок не видит орфограмму.
Работу по формированию орфографической зоркости необходимо начинать с первого года обучения, а именно с периода обучения грамоте.
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений; познакомить учащихся с признаками наиболее частых орфограмм, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее, с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово. Оно заключается в развитии таких умений:
-
выделять отдельные звуки и определять их характер; -
устанавливать последовательность звуков; -
ориентироваться в звуках – «соседях»; -
проводить полный звуковой анализ слов.
К упражнениям направленных на развитие орфографической зоркости предъявляются следующие требования:
1. Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».
2. «Упражнения должны быть систематическими», т.е. :
«всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»
«пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»
«чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
3. «Упражнения должны быть логические. Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
4. «Упражнения должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость
1. Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
· Внимательно прочитай предложение.
· Повтори его не заглядывая в текст.
· Подчеркни в предложении все орфограммы.
· Прочитай предложение орфографически.
· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
· Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.