Файл: 1. 1 Детская одаренность как педагогический феномен.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Дисциплина: Реализация программ дополнительного образования для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся: Чубарова Эмина Рашидбековна
Преподаватель:
Проняева Надежда Анатольевна
-
Практическое занятие 1
Задания по теме 1.1 Детская одаренность как педагогический феномен
Цель занятия: закрепление знаний об одаренности как педагогическом феномене, формирование умения анализировать современные подходы к понятию одаренности для решения практических задач в работе с одаренными детьми.
Задание 1. Закончите следующие предложения:
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка - …
Среди критериев видов одаренности выделяют:
вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики
степень сформированности одаренности
форма проявлений
широта проявлений в различных видах деятельности
особенности возрастного развития
Талант – это выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов. Слово происходит от меры веса «талант» — наивысшей весовой единицы в греческой системе мер.
Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
Специальная одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности определённого вида.
Способности – это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
Вундеркинд – в переводе с немецкого буквально означает «чудесный ребенок». Так называют детей, которые по уровню интеллектуального развития значительно опережают своих ровесников.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности
Задание 2. Прочитайте притчу и выполните комментарий к одной притче (по выбору): основная мысль, содержащаяся в притче, связанная с темой занятия.
Притча о талантах
Некий богатый человек уезжал в далекую страну. Оставляя дом на попечение слуг, он снабдил их деньгами.
Одному дал пять, другому два, третьему один талант (в то время талантом называлась большая мера серебра). А потом отправился в путь.
Прошло много времени.
Хозяин внезапно возвратился и позвал своих слуг, чтобы узнать, как они распорядились талантами.
Оказалось, что первый удачно употребил деньги и выручил на них еще пять талантов. Второй – тоже удвоил полученное. Хозяин был очень доволен и обещал наградить трудолюбивых слуг.
А третий принес лишь то, что ему было дано.
Он просто зарыл серебро до приезда господина.
Господин рассердился и назвал его лукавым и ленивым рабом. За то, что он не захотел позаботиться об умножении полученных денег, хозяин больше не будет доверять ему ничего.
Вот почему способности человека с тех пор обычно называют талантами. Каждый человек получил от Бога: умелые руки или ясный ум, дар создавать или просто доброе сердце. И это не должно лежать мертвым грузом. Нельзя зарывать «талант в землю». Надо применять его в своей жизни.
О том, есть у вас талант или нет, можно судить по плодам вашего труда в какой-либо сфере: творчество, общение с людьми, спорт, домашнее хозяйство, наука, техника. Если вам нравится чем-то заниматься, и этот интерес не угасает, даже когда вы встречаетесь с трудностями, тогда можно говорить о необычных способностях. А если то, что вы делаете, получается новым, интересным, нравится не только вам, но и другим людям, это вполне может означать ваш талант в данной области. Не бывает людей совсем без талантов. Но бывают те, у кого он ещё спит или остаётся незамеченным самим человеком, который в это время «занимается не своим делом».
Задание 3. Кратко опишите наиболее существенные поведенческие проблемы одаренных детей, связанные с чертами их одаренности, в таблице:
Черты одаренности | Поведенческие проблемы |
Огромный запас фактов и знаний | отличная долговременная память: скука и нетерпение в классе, неприязнь к школе; |
Высокие темповые характеристики (быстрый мыслитель) | разочарование в тех, кто по сравнению с ним мыслит медленно; |
Множество интересов | берётся за многое, начинает делать и не доводит дела до конца, потому что утрачивает интерес; • дистанцируется от группы; |
Глубина проникновения в проблемы | ненависть к срокам и ограничениям; как следствие — либо сделает работу за всех, либо не сделает и половины намеченного; |
Чувство превосходства над обычными детьми | высокомерность, элитарность, если не нет возможностей для общения с интеллектуальными сверстниками. Завышенная самооценка. Нетерпимость к другим, отношения к другим как к «глупцам». Как альтернатива (при заниженной самооценке): снижение продуктивности ради соответствия норме, утаивание своих склонностей и способностей от окружающих; |
Задания по теме 1.2. Выявление и мониторинг развития одаренных детей
Цель: формирование умения организовывать деятельность педагога дополнительного образования при выявлении и развитии одаренных детей.
Задание 4. Изучите пример составления индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка. При необходимости добавьте свои пункты. Дополните примерную схему самоанализа ученика, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту.
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
ФИО
Индивидуальный образовательный маршрут — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:
-
поддерживать высокую учебную мотивацию школьника; -
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; -
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося; -
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность; -
содействовать индивидуализации воспитания и образования школьника; -
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка ФИ
Этап 1 – диагностический. Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. | |||||||||||||
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный | ||||||||||
1 | Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября | психолог | ||||||||||
2 | Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. | 1-2 неделя сентября | классный руководитель | ||||||||||
3 | Методика И.И. Климова «Карта интересов» | 3-4 неделя Сентября | психолог | ||||||||||
4 | Опросник Айзенка. Личностные особенности. | 3-4 неделя Сентября | психолог | ||||||||||
5 | Социометрия. Автор - Дж.Морено. | 3-4 неделя Декабря | школьный психолог | ||||||||||
6 | | | | ||||||||||
Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута | |||||||||||||
1 | Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка. | 1 неделя октября | учитель-предметник | ||||||||||
2 | Составление индивидуального учебного плана по предметам | 1 неделя октября | учителя – предметники | ||||||||||
3 | Выбор темы исследовательской работы (проекта) | 2 неделя октября | руководитель проекта | ||||||||||
4 | Беседа с учеником для учета желаний ребенка. | 2 неделя октября | психолог | ||||||||||
5 | Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей. | 2 неделя октября | классный руководитель | ||||||||||
6 | | | | ||||||||||
| | | | ||||||||||
Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения» | |||||||||||||
Предмет | Причина выбора | Форма работы | ожидаемые результаты | ||||||||||
Русский язык | Результативное участие во Всероссийской олимпиаде. | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие на олимпиаде. | ||||||||||
| | | | ||||||||||
Математика | Всероссийская олимпиада, конкурсы, итоговых работ | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Высокий балл на конец года. | ||||||||||
| | | | ||||||||||
«Интеграция с другими специалистами» | |||||||||||||
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, учителями - предметниками. | Сентябрь | Карта познавательной деятельности ребенка. | |||||||||||
| | | | | | | | | |
Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками. | октябрь | Индивидуальный образовательный маршрут | |||
Прохождение тестов, предметных олимпиад | октябрь | Расписание посещений занятий | |||
Диагностирование, рефлексия школьным психологом, учителями – предметниками. | ежемесячно | Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками. | |||
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель | ежемесячно | Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка. | |||
| | | |||
Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности» | |||||
Планирование | Мероприятия | Результат | |||
Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады. | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. 3. Посещение дополнительных занятий. | Школьная олимпиада по русскому языку – 2 место. | |||
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку, математике | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. | Всероссийская олимпиада 1место | |||
Подготовка к участию в конкурсе научно-исследовательских проектов. | Разработка и реализация проекта под руководством наставника. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) | 1место "Лучший проект" | |||
Подготовка к участию в городских творческих конкурсах. | 1. Индивидуальная работа. | Лауреат городского творческого конкурса, городского конкурса «Лучший ученик года». | |||
| | | |||
«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» | |||||
Самооценка: «Что я хотел?» | «Что я сделал для достижения цели?» | «Чему научился?» | «Что необходимо сделать ещё?» | ||
| | | | ||
Портфолио за …. учебный год | |||||
Олимпиады Школьный этап | Школьные (русский язык, математика) дистанционные олимпиады | Городские конкурсы | | ||
Всероссийские олимпиады | Всероссийские (русский язык, математика) | Всероссийские конкурсы | | ||
Конкурсы проектов | Областной конкурс социально значимых проектов | Конкурсы проектов | | ||
Творческие конкурсы | Областной конкурс «Во мне поет сама Россия» | Творческие конкурсы | | ||
| | | | ||
| | | | | |