Файл: 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 601
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
1.Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования 5
1.1.Пояснительная записка 5
1.1.1.Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5
1.1.2.Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 6
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 8
1.2.1.Общие положения 8
1.2.2.Структура планируемых результатов 9
1.2.3.Личностные результаты освоения ООП 10
1.2.4.Метапредметные результаты освоения ООП 12
1.2.5.Предметные результаты 18
1.2.5.1.Филология 18
Русский 18
Литература 20
Иностранный язык (английский язык) 24
1.2.5.2.Общественно-научные предметы 31
История России. Всеобщая история 31
Обществознание 34
География 38
1.2.5.3.Математика и информатика 42
Математика 42
Информатика 64
1.2.5.4.Естественно-научные предметы 68
Физика 68
Биология 74
Химия 79
1.2.5.5.Предметная область «Искусство» 82
Изобразительное искусство 82
Музыка 90
1.2.5.6.Технология 93
Технология 93
1.2.5.7.Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» 102
Физическая культура 102
Основы безопасности жизнедеятельности 104
1.2.5.8.Кубановедение 107
1.2.6.Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 108
2.Содержательный раздел 117
2.1.Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности 117
2.2.Примерные программы учебных предметов 136
2.2.1.Общие положения 136
2.2.2.Основное содержание учебных предметов 137
2.2.2.1.Филология 137
Русский 137
Литература 142
Иностранный язык (английский язык) 163
2.2.2.2.Общественно-научные предметы 168
История России. Всеобщая история 168
Обществознание 188
География 191
2.2.2.3.Математика и информатика 203
Математика 203
Информатика 213
2.2.2.4.Естественно-научные предметы 221
Физика 221
Биология 226
Химия 235
2.2.2.5.Предметная область «Искусство» 238
Изобразительное искусство 238
Музыка 242
2.2.2.6.Технология 249
Технология 249
2.2.2.7.Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» 256
Физическая культура 256
Основы безопасности жизнедеятельности 258
2.2.3.Программа воспитания и социализации обучающихся 289
2.2.4.Программа коррекционной работы 313
3.Организационный раздел 323
3.1.Учебный план основного общего образования 323
3.2.Календарный учебный график 326
3.3.План внеурочной деятельности 327
3.4.Система условий реализации основной образовательной программы 334
3.4.1.Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 334
3.4.2.Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 337
3.4.3.Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 344
3.4.4.Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 348
3.4.5.Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 349
3.4.6.Механизм достижения целевых ориентиров в системе условий 351
3.4.7.Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий 352
3.4.8.Контроль состояния системы условий 357
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования
-
Пояснительная записка
-
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 5 являются:
1.достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
2.становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 5 предусматривает решение следующих основных задач:
3.обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОСООО);
4.обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
5.обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
6.установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
7.обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
8.взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
9.выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
10.организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
11.участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
12.включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;
13.социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психолога и социального педагога, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
14.сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
-
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:
1.воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поли конфессионального состава;
2.формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
3.ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
4.признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
5.учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
6.разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:
7.с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно- технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
8.с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки, и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
9.с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
10.с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
11.с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития
1.переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
1.бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
2.стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
3.особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
4.обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т.е. моральным развитием личности;
5.сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;