Файл: Тема Президент рф в системе государственной власти. Административноправовой статус государственных органов исполнительной власти.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, являясь компонентом единой системы исполнительной власти РФ, состоят из двух элементов. Первый образует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Второй — иные органы исполнительной власти субъектов РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Система органов исполнительной власти субъекта РФ возглавляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ в п. 1 ст. 20 закрепляет государственно-правовой статус высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ как постоянно действующего органа исполнительной власти субъекта РФ.
Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Субъекты РФ по-разному решают эти вопросы. В одних субъектах высшим исполнительным органом является кабинет министров (республики Адыгея, Татарстан), в других — администрация (Алтайский, Приморский края, Волгоградская, Липецкая, Тамбовская области). В большинстве субъектов РФ высший исполнительный орган — правительство (республики Карелия, Хакасия, Саха (Якутия), Красноярский, Хабаровский края, Москва и Санкт-Петербург, Саратовская, Воронежская, Брянская, Кировская области).
В своей деятельности высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ призван обеспечивать на территории субъекта Федерации исполнение Конституции РФ, федеральных за конов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных федеральных нормативных правовых актов, конституций (уставов), законов и нормативных правовых актов субъектов РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.
Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по своему содержанию являются комплексными. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, установленные в ст. 21 Закона об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ, вытекают из положений ст. 72 Конституции РФ, определяющей предметы совместного ведения РФ и ее субъектов.
Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ осуществляются меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ; реализации единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии; обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью и др.
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай ном голосовании. Кандидат на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ должен достичь возраста 30 лет, обладать пассивным избирательным правом, не иметь второго гражданства, вида на жительство или документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории другого государства (ст. 18 Закона об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ). Закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ (п. 33 ст. 18) определяет основания, при которых лицо не может быть избранным на эту должность. К таким основаниям относятся: наличие судимости за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности либо неснятой и непогашенной судимости за указанные преступления, привлечение к административной ответственности по ст. 20.3, 20.29 КоАП РФ и др.
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с ч.7 ст.18 Закона об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; подписывает договоры и соглашения от имени субъекта; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта в соответствии с законодательством субъекта; принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта Федерации издает указы (постановления) и распоряжения. Полномочия руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно: по собственному желанию; в случае смерти; в случае отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ или утратой доверия Президента РФ; при признании судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявлении умершим, также при других обстоятельствах (ст. 19 Закона об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ).
Структура органов исполнительной власти субъекта РФ определяется руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. В связи с этим организационно правовые формы органов исполнительной власти субъектов РФ могут быть различными: министерства, департаменты, комитеты, главные управления и управления, инспекции и т. д. Структура органов исполнительной власти субъекта РФ может также включать территориальные органы исполнительной власти субъекта Федерации.
- 1 2 3
Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти.
Органы государственной власти в Российской Федерации, в том числе и органы исполнительной власти, организуются и функционируют на основе законов и подзаконных правовых актов. В связи с этим любой государственный орган формируется лишь при условии, что имеется правовое основание его реального создания. Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти — важный элемент их административно правового статуса, они включают: правовые основания, предусмотренные правом условия и порядок создания этих органов.
Правовые основания формирования государственных органов исполнительной власти — это конкретные правовые нормы, предусматривающие, какой именно орган и кем может быть создан.
Так, правовым основанием формирования Администрации Президента РФ является п. «и» ст. 83 Конституции РФ, Правительства РФ — ст. 110, 111 Конституции РФ, правовым основанием формирования всех федеральных министерств и ведомств являются указы Президента РФ, устанавливающие структуру федеральных органов исполнительной власти (полный и исчерпывающий их перечень), а правовым основанием создания всех органов исполнительной государственной власти в субъектах РФ являются постановления руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора, главы администрации и др.) об утверждении структуры органов исполнительной власти (их полного исчерпывающего перечня) данного субъекта Федерации и т. д.
Порядок формирования любых государственных органов по сути государственно-распорядительный, и ни один государственный орган не может быть создан без прямого указания в законодательстве о возможности формирования именно этого органа.
Правовые условия формирования государственных органов исполнительной власти — предусмотренные правовыми нормами фактические обстоятельства, с наступлением которых законодательство связывает процесс формирования органа. Иными словами, это юридические факты, порождающие административно правовые отношения по формированию конкретного органа исполнительной власти. Например, факт назначения на должность Председателя Правительства РФ предполагает не позднее недельного срока представление им Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ).
Процесс формирования органа исполнительной власти предусматривает решение ряда вопросов, связанных с определением на именования органа и закреплением его компетенции в соответствующем положении, разработкой и утверждением организационной структуры и штатов, назначением на должности руководителя и государственных служащих, установлением источников финансирования, территориальных масштабов (границ) деятельности. Компетенцию органа исполнительной власти реализует не только руководитель этого органа, но и личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям).
Совокупность структурных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру аппарата данного органа, отражающую его внутреннее устройство, а структурное подразделение аппарата органа — это специализированная часть его аппарата. В структуре аппарата любого органа исполнительной власти можно выделить следующие виды структурных подразделений: руководство; отраслевые, функциональные и контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы государственного управления; вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа. Общие подходы в определении структуры и штатов применительно к аппарату федеральных органов исполнительной власти определены постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1094 «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти».
Руководителям федеральных органов исполнительной власти при формировании структуры центрального аппарата этих органов рекомендуется учитывать, что в структуру департамента и управления не могут входить менее трех отделов. Департаменты образуются на основании решений Правительства РФ в федеральных министерствах, в федеральных органах исполнительной власти