Файл: Тема Президент рф в системе государственной власти. Административноправовой статус государственных органов исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Орга­ны исполнительной власти субъектов РФ, являясь компонентом еди­ной системы исполнительной власти РФ, состоят из двух элементов. Первый образует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Второй — иные органы исполнительной власти субъектов РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Система органов исполнительной власти субъекта РФ возглавля­ется высшим исполнительным органом государственной власти субъ­екта РФ.

Закон об общих принципах организации органов государст­венной власти субъектов РФ в п. 1 ст. 20 закрепляет государственно-правовой статус высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ как постоянно действующего органа исполни­тельной власти субъекта РФ.

Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок формирования устанав­ливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Субъекты РФ по-разному решают эти вопросы. В одних субъектах высшим исполнительным органом является кабинет министров (рес­публики Адыгея, Татарстан), в других — администрация (Алтайский, Приморский края, Волгоградская, Липецкая, Тамбовская области). В большинстве субъектов РФ высший исполнительный орган — пра­вительство (республики Карелия, Хакасия, Саха (Якутия), Краснояр­ский, Хабаровский края, Москва и Санкт-Петербург, Саратовская, Воронежская, Брянская, Кировская области).

В своей деятельности высший исполнительный орган государст­венной власти субъекта РФ призван обеспечивать на территории субъекта Федерации исполнение Конституции РФ, федеральных за­ конов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных федеральных нормативных правовых актов, конституций (уста­вов), законов и нормативных правовых актов субъектов РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъек­та РФ обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование высшего исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъек­та РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по своему содержанию являются комплексными. Основные полномочия высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта РФ, установленные в ст. 21 Закона об об­щих принципах организации органов государственной власти субъек­тов РФ, вытекают из положений ст. 72 Конституции РФ, определяю­щей предметы совместного ведения РФ и ее субъектов.


Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ осу­ществляются меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ; реализации единой государственной полити­ки в области финансов, науки, образования, здравоохранения, куль­туры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии; обеспечению и защите прав и свобод человека и граждани­на; охране собственности и общественного порядка, противодейст­вию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью и др.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта Федерации и обладающими в соответ­ствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ ном голосовании. Кандидат на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ должен достичь возраста 30 лет, обладать пассивным избирательным правом, не иметь второго гражданства, вида на жительство или документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории другого государства (ст. 18 Закона об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ). Закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ (п. 33 ст. 18) определяет основания, при которых лицо не может быть избранным на эту должность. К таким основани­ям относятся: наличие судимости за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направлен­ности либо неснятой и непогашенной судимости за указанные пре­ступления, привлечение к административной ответственности по ст. 20.3, 20.29 КоАП РФ и др.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с ч.7 ст.18 Закона об общих прин­ципах организации органов государственной власти субъектов РФ представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами го­сударственной власти, органами государственной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; подписывает договоры и соглашения от имени субъекта; обнародует законы, удостоверяя их обнародо­вание путем подписания законов или издания специальных актов, ли­бо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта; формирует высший ис­полнительный орган государственной власти субъекта в соответст­вии с законодательством субъекта; принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъек­та РФ; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта с федеральными органами исполнитель­ной власти и их территориальными органами.



Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постанов­лений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта Федерации издает указы (постановления) и распоряжения. Полномочия руководителя высшего исполнительного органа госу­дарственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно: по собственному желанию; в случае смерти; в случае отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ или утратой доверия Президента РФ; при признании судом недееспособ­ным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявлении умершим, также при других обстоятельствах (ст. 19 Зако­на об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ).

Структура органов исполнительной власти субъекта РФ определя­ется руководителем высшего исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. В связи с этим организационно правовые формы орга­нов исполнительной власти субъектов РФ могут быть различными: министерства, департаменты, комитеты, главные управления и управления, инспекции и т. д. Структура органов исполнительной власти субъекта РФ может также включать территориальные органы исполнительной власти субъекта Федерации.


  1. 1   2   3


Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти.


Органы государственной власти в Российской Федерации, в том числе и органы исполнительной власти, организуются и функциони­руют на основе законов и подзаконных правовых актов. В связи с этим любой государственный орган формируется лишь при условии, что имеется правовое основание его реального создания. Правовые основы формирования государственных органов испол­нительной власти — важный элемент их административно правового статуса, они включают: правовые основания, предусмотренные пра­вом условия и порядок создания этих органов.

Правовые основания формирования государственных органов испол­нительной власти — это конкретные правовые нормы, предусматри­вающие, какой именно орган и кем может быть создан.

Так, право­вым основанием формирования Администрации Президента РФ яв­ляется п. «и» ст. 83 Конституции РФ, Правительства РФ — ст. 110, 111 Конституции РФ, правовым основанием формирования всех федеральных министерств и ведомств являются указы Президента РФ, ус­танавливающие структуру федеральных органов исполнительной вла­сти (полный и исчерпывающий их перечень), а правовым основанием создания всех органов исполнительной государственной власти в субъектах РФ являются постановления руководителя высшего испол­нительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора, главы администрации и др.) об утверждении структуры органов ис­полнительной власти (их полного исчерпывающего перечня) данного субъекта Федерации и т. д.

Порядок формирования любых государственных органов по сути государственно-распорядительный, и ни один государственный орган не может быть создан без прямого указания в законодательстве о воз­можности формирования именно этого органа.

Правовые условия формирования государственных органов испол­нительной власти — предусмотренные правовыми нормами фактиче­ские обстоятельства, с наступлением которых законодательство свя­зывает процесс формирования органа. Иными словами, это юридиче­ские факты, порождающие административно правовые отношения по формированию конкретного органа исполнительной власти. На­пример, факт назначения на должность Председателя Правительст­ва РФ предполагает не позднее недельного срока представление им Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов ис­полнительной власти (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ).


Процесс формирования органа исполнительной власти преду­сматривает решение ряда вопросов, связанных с определением на­ именования органа и закреплением его компетенции в соответствую­щем положении, разработкой и утверждением организационной структуры и штатов, назначением на должности руководителя и госу­дарственных служащих, установлением источников финансирования, территориальных масштабов (границ) деятельности. Компетенцию органа исполнительной власти реализует не только руководитель этого органа, но и личный состав его служащих, кото­рый разделяется по соответствующим организационным звеньям ап­парата органа (структурным подразделениям).

Совокупность струк­турных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру аппарата данного орга­на, отражающую его внутреннее устройство, а структурное подразделение аппарата органа — это специализированная часть его аппарата. В структуре аппарата любого органа исполнительной власти мож­но выделить следующие виды структурных подразделений: руковод­ство; отраслевые, функциональные и контрольно-надзорные струк­турные подразделения, призванные обеспечить законность и дисцип­лину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций от­расли или сферы государственного управления; вспомогательно-­об­служивающие структурные подразделения аппарата данного органа. Общие подходы в определении структуры и штатов применитель­но к аппарату федеральных органов исполнительной власти опреде­лены постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1094 «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполни­тельной власти».

Руководителям федеральных органов исполнительной власти при формировании структуры центрального аппарата этих органов реко­мендуется учитывать, что в структуру департамента и управления не могут входить менее трех отделов. Департаменты образуются на осно­вании решений Правительства РФ в федеральных министерствах, в федеральных органах исполнительной власти