Файл: Тема Президент рф в системе государственной власти. Административноправовой статус государственных органов исполнительной власти.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Администрация, реализуя свои функции, взаимодействует с палата ми Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, иными судами, Генеральной прокуратурой РФ, СК РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и их аппарата ми, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями.
Контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации указов, распоряжений и иных решений Президента РФ, общенациональных проектов, ежегодных посланий, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ согласно Указу Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации» осуществляет Контрольное управление Президента РФ. Для реализации своих задач и функций оно на делено полномочиями организационного, дисциплинарного и юрисдикционного характера. Широкие полномочия возложены на Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, которое на основании Указа Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1382 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров» обеспечивает реализацию Президентом РФ его полномочий по решению кадровых вопросов и по проведению государственной политики в области государственной службы. В частности, Управление осуществляет подготовку и согласование проектов указов и распоряжений Президента РФ по вопросам о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации; о назначении временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Федерации.
-
Понятие государственного органа исполнительной власти, его компетенция.
Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления) являются составной частью единой системы государственного управления, объединяющей Президента РФ, органы законодательной (представительной) власти, органы судебной власти и прокуратуры. Таким образом, органы исполнительной власти в качестве состав ной части государственного аппарата, как и другие государственные органы, действуют от имени государства и по его поручению, наделены государственными полномочиями, имеют территориальные масштабы деятельности, располагают источниками финансирования, т. е. обладают всеми признаками государственного органа. Исполнительные органы выступают внешней организационной формой исполнительной власти. Особенностью органов исполни тельной власти является то, что они находятся в системе государственных органов исполнительной власти, основанной на единстве принципов организации и деятельности. Как часть механизма государства, органы исполнительной власти наделяются закрепленными в самостоятельной компетенции государственно властными полномочиями по осуществлению государственных функций. Для этого они получают материально-техническое оснащение, финансирование, а также создают организационный аппарат — организованный коллектив работников, который состоит из политического руководства и государственных служащих.
Поэтому органы исполнительной власти обладают организационной, право вой, материально-технической и финансовой обособленностью, которая необходима для осуществления государственной власти. Специфика проявляется в содержании компетенции этих органов, основу которой составляют государственно властные полномочия по осуществлению функций государства в области государственного управления. Государственные исполнительные органы обеспечивают режим повседневного управления делами общества и государства на основе реализации своего индивидуального правового статуса. Государственное управление обусловливает отличительные черты государственно властных полномочий органов исполнительной власти. В частности, они действуют на постоянной основе, их полномочия имеют выраженное практически организующее предназначение. На данную группу государственных органов возлагается задача реализации одного из видов публичной власти — исполнительной власти, связанной с практическим исполнением законов государства и необходимыми для этих целей властными предписаниями. Поэтому организационно и функционально органы исполнительной власти рассматриваются как исполнительно распорядительные и подзаконные. Подзаконная деятельность органов исполнительной власти про является в том, что они призваны воплощать в жизнь предписания, содержащиеся в законах, при этом неуклонно следовать им, принимая подзаконные нормативные и правоприменительные акты, т. е. по формуле «на основе и во исполнение закона». Деятельность органов исполнительной власти затрагивает сферу исполнения законов в ши роком смысле, включая основанные на законах другие правовые акты государства, которые также нуждаются в исполнении. Как субъект административного права орган исполнительной власти — государственный орган, объединенный общими принципами организации и функционирования с другими органами системы исполнительной власти, реализующий самостоятельную компетенцию по осуществлению государственного управления, которая носит исполнительно распорядительный и практически организующий характер и выражается в реализации полномочий, направленных на организацию исполнения и непосредственное исполнение конституции, законов, решений вышестоящих органов и судебных решений.
-
Система государственных органов исполнительной власти: понятие, принципы построения, структура.
Система органов исполнительной власти в России сформировалась на основе требований Конституции РФ. Следует отметить ее иерархичность и сложность. Система исполнительной власти — это принципиальное устройство, перечень типовых и родовых групп органов. Структура — это нормативно закрепленный и исчерпывающий перечень органов, реально отправляющих властные полномочия (виды органов). Структура разрабатывается и принимается на основе системы. О системе говорится в ст. 77 Конституции РФ, согласно которой в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполни тельной власти в Российской Федерации. О структуре речь идет в ст. 112 Конституции РФ.
В систему органов исполнительной власти РФ включены следующие элементы: высший орган исполнительной власти — Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти — министерства и ведомства РФ, их территориальные органы; органы исполни тельной власти субъектов РФ — высший и иные. Принципами системы органов государственной исполнительной власти РФ являются следующие требования законодательства: верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина; государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю территорию; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ при надлежащих им полномочий. Кроме названных принципов в устройстве исполнительной власти имеет место процесс перераспределения компетенции между органами исполнительной власти, в этом случае действует механизм централизации, децентрализации, в том числе де легирования (передачи части полномочий), что является прямым продолжением разграничения полномочий в сфере исполнительной власти. Правовой статус органов исполнительной власти — сложное право вое понятие. В законодательных актах об органах исполнительной власти часто упоминаются их задачи, функции, права, обязанности, полномочия, предметы ведения, формы и методы деятельности. Основу положения (статуса) органов исполнительной власти составляет компетенция. Компетенция означает пределы, возможный объем реализации исполнительной власти, функциональные особенности при меняемых средств в правовых отношениях. Компетенция — это установленная в соответствии законом совокупность полномочий, а так же правовых форм и методов деятельности государственного органа. Однако невозможно себе представить конкретное содержание полномочий без установленных в соответствующем порядке предметов ведения, целей, задач и функций государственного органа, т. е. средств, позволяющих разграничить и детализировать компетенцию. Орган исполнительной власти является государственной некоммерческой организацией, имеющей статус юридического лица, структуру и коллектив, символику и официальные атрибуты субъекта публичного управления (печать, бланки для делопроизводства).
- 1 2 3
Правительство РФ как высший орган государственной исполнительной власти.
Конституция РФ (гл. 6) закрепляет государственно правовой статус Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть в России, детализирует основные направления его деятельности и формы реализации правительственных полномочий (ст. 112—115). Правительство РФ как высший орган государственной исполнительной власти возглавляет единую систему органов государственной исполнительной власти и обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. С организационной точки зрения Правительство РФ — орган коллегиальный и постоянно действующий, который состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Компетенция Правительства РФ как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией РФ и федеральными законами к ведению РФ, охватывает все области и сферы государственного руководства.
Правовую основу компетенции Правительства РФ составляют Конституция РФ, ФКЗ о Правительстве РФ, федеральные законы и нормативные указы Президента.
Компетенция Правительства РФ объединяет следующие направления его деятельности:
1. Организация общего управления федеральными органами исполнительной власти (ст. 12 Закона о Правительстве РФ), включая руководство работой федеральных органов исполнительной власти, распределение между ними функций исполнительной власти и контроль за их деятельностью, установление предельной численности работников их аппаратов и размеров ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете, создание своих территориальных органов и др.
2. Решение задач по реализации внутренней и внешней политики государства, осуществлению исполнительно распорядительной деятельности в сферах экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, социальной сфере, сферах науки, культуры, образования, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обороны и государственной безопасности (ст. 13—21 Закона о Правительстве РФ).