Файл: Тема Президент рф в системе государственной власти. Административноправовой статус государственных органов исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Администрация, реализуя свои функции, взаимодействует с палата­ ми Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, Конституцион­ным Судом РФ, Верховным Судом РФ, иными судами, Генеральной прокуратурой РФ, СК РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и их аппарата­ ми, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с рос­сийскими, международными и иностранными организациями.

Контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации указов, распоряжений и иных решений Президента РФ, общенациональных проектов, ежегодных посланий, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ согласно Указу Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Пре­зидента Российской Федерации» осуществляет Контрольное управле­ние Президента РФ. Для реализации своих задач и функций оно на­ делено полномочиями организационного, дисциплинарного и юрис­дикционного характера. Широкие полномочия возложены на Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, которое на основа­нии Указа Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1382 «Об утверж­дении Положения об Управлении Президента Российской Федера­ции по вопросам государственной службы и кадров» обеспечивает реализацию Президентом РФ его полномочий по решению кадровых вопросов и по проведению государственной политики в области госу­дарственной службы. В частности, Управление осуществляет подго­товку и согласование проектов указов и распоряжений Президен­та РФ по вопросам о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации; о назначении временно ис­полняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Фе­дерации.


  1. Понятие государственного органа исполнительной власти, его компетенция.


Государственные органы исполнительной власти (органы государ­ственного управления) являются составной частью единой системы государственного управления, объединяющей Президента РФ, орга­ны законодательной (представительной) власти, органы судебной власти и прокуратуры. Таким образом, органы исполнительной власти в качестве состав­ ной части государственного аппарата, как и другие государственные органы, действуют от имени государства и по его поручению, наделе­ны государственными полномочиями, имеют территориальные мас­штабы деятельности, располагают источниками финансирования, т. е. обладают всеми признаками государственного органа. Исполнительные органы выступают внешней организационной формой исполнительной власти. Особенностью органов исполни­ тельной власти является то, что они находятся в системе государст­венных органов исполнительной власти, основанной на единстве принципов организации и деятельности. Как часть механизма государства, органы исполнительной власти наделяются закрепленными в самостоятельной компетенции государственно властными полномочиями по осуществлению государст­венных функций. Для этого они получают материально-техническое оснащение, финансирование, а также создают организационный ап­парат — организованный коллектив работников, который состоит из политического руководства и государственных служащих.


Поэтому органы исполнительной власти обладают организационной, право­ вой, материально-технической и финансовой обособленностью, ко­торая необходима для осуществления государственной власти. Специфика проявляется в содержании компетенции этих органов, основу которой составляют государственно властные полномочия по осуществлению функций государства в области государственного управления. Государственные исполнительные органы обеспечивают режим повседневного управления делами общества и государства на основе реализации своего индивидуального правового статуса. Госу­дарственное управление обусловливает отличительные черты государственно властных полномочий органов исполнительной вла­сти. В частности, они действуют на постоянной основе, их полномо­чия имеют выраженное практически организующее предназначение. На данную группу государственных органов возлагается задача реализации одного из видов публичной власти — исполнительной власти, связанной с практическим исполнением законов государства и необходимыми для этих целей властными предписаниями. Поэтому организационно и функционально органы исполнительной власти рассматриваются как исполнительно распорядительные и подзакон­ные. Подзаконная деятельность органов исполнительной власти про­ является в том, что они призваны воплощать в жизнь предписания, содержащиеся в законах, при этом неуклонно следовать им, прини­мая подзаконные нормативные и правоприменительные акты, т. е. по формуле «на основе и во исполнение закона». Деятельность органов исполнительной власти затрагивает сферу исполнения законов в ши­ роком смысле, включая основанные на законах другие правовые акты государства, которые также нуждаются в исполнении. Как субъект административного права орган исполнительной вла­сти — государственный орган, объединенный общими принципами организации и функционирования с другими органами системы ис­полнительной власти, реализующий самостоятельную компетенцию по осуществлению государственного управления, которая носит исполнительно распорядительный и практически организующий ха­рактер и выражается в реализации полномочий, направленных на ор­ганизацию исполнения и непосредственное исполнение конститу­ции, законов, решений вышестоящих органов и судебных решений.


  1. Система государственных органов исполнительной власти: понятие, принципы построения, структура.



Система органов исполнительной власти в России сформировалась на основе требований Конституции РФ. Следует отметить ее иерар­хичность и сложность. Система исполнительной власти — это принципиальное устройст­во, перечень типовых и родовых групп органов. Структура — это нор­мативно закрепленный и исчерпывающий перечень органов, реально отправляющих властные полномочия (виды органов). Структура раз­рабатывается и принимается на основе системы. О системе говорится в ст. 77 Конституции РФ, согласно которой в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъек­тов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы испол­нительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполни­ тельной власти в Российской Федерации. О структуре речь идет в ст. 112 Конституции РФ.

В систему органов исполнительной власти РФ включены следую­щие элементы: высший орган исполнительной власти — Правитель­ство РФ; федеральные органы исполнительной власти — министерст­ва и ведомства РФ, их территориальные органы; органы исполни­ тельной власти субъектов РФ — высший и иные. Принципами системы органов государственной исполнительной власти РФ являются следующие требования законодательства: верхо­венство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение вла­стей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод челове­ка и гражданина; государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю территорию; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ при­ надлежащих им полномочий. Кроме названных принципов в устрой­стве исполнительной власти имеет место процесс перераспределения компетенции между органами исполнительной власти, в этом случае действует механизм централизации, децентрализации, в том числе де­ легирования (передачи части полномочий), что является прямым продолжением разграничения полномочий в сфере исполнительной власти. Правовой статус органов исполнительной власти — сложное право­ вое понятие. В законодательных актах об органах исполнительной власти часто упоминаются их задачи, функции, права, обязанности, полномочия, предметы ведения, формы и методы деятельности. Ос­нову положения (статуса) органов исполнительной власти составляет компетенция. Компетенция означает пределы, возможный объем реа­лизации исполнительной власти, функциональные особенности при­ меняемых средств в правовых отношениях. Компетенция — это уста­новленная в соответствии законом совокупность полномочий, а так­ же правовых форм и методов деятельности государственного органа. Однако невозможно себе представить конкретное содержание полно­мочий без установленных в соответствующем порядке предметов ве­дения, целей, задач и функций государственного органа, т. е. средств, позволяющих разграничить и детализировать компетенцию. Орган исполнительной власти является государственной некоммер­ческой организацией, имеющей статус юридического лица, структуру и коллектив, символику и официальные атрибуты субъекта публич­ного управления (печать, бланки для делопроизводства).



  1.   1   2   3


Правительство РФ как высший орган государственной исполнительной власти.


Конституция РФ (гл. 6) закрепляет государственно правовой статус Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть в России, детализирует основные направления его деятельности и формы реализации правительственных полномочий (ст. 112—115). Правительство РФ как высший орган государственной исполни­тельной власти возглавляет единую систему органов государственной исполнительной власти и обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. С организационной точки зрения Правительство РФ — орган кол­легиальный и постоянно действующий, который состоит из Председа­теля Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Компетенция Правительства РФ как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституци­ей РФ и федеральными законами к ведению РФ, охватывает все об­ласти и сферы государственного руководства.

Правовую основу компетенции Правительства РФ составляют Конституция РФ, ФКЗ о Правительстве РФ, федеральные законы и нормативные указы Президента.

Компетенция Правительства РФ объединяет следующие направ­ления его деятельности:

1. Организация общего управления федеральными органами ис­полнительной власти (ст. 12 Закона о Правительстве РФ), включая руководство работой федеральных органов исполнительной власти, распределение между ними функций исполнительной власти и кон­троль за их деятельностью, установление предельной численности ра­ботников их аппаратов и размеров ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете, созда­ние своих территориальных органов и др.

2. Решение задач по реализации внутренней и внешней политики государства, осуществлению исполнительно распорядительной деятельности в сферах экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, социальной сфере, сферах науки, культуры, образования, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борь­бы с преступностью, обороны и государственной безопасности (ст. 13—21 Закона о Правительстве РФ).