Файл: Тема Президент рф в системе государственной власти. Административноправовой статус государственных органов исполнительной власти.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. В рамках федеративных отношений (централизации, децентрализации) Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону о Правительстве РФ и федеральным законам.
Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.
Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой социально ориентированной государственной политики, подчеркивается в обновленной ст. 114. В сферу ответственности правительства добавлены поддержка, укрепление и защита семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, политика в области охраны окружающей среды.
Кроме того, Правительство РФ:
обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Основу компетенции Правительства РФ составляют функции. Например, осуществляя функции планирования и прогнозирования, Правительство РФ прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и реализует программы развития приоритетных отраслей экономики. Для выполнения своих функций Правительство РФ призвано реализовать соответствующие полномочия. Полномочия Правительства РФ связаны с решением конкретных вопросов по реализации исполнительной власти, в частности решения по некоторым из них принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ. Согласно ст. 28 Закона о Правительстве РФ оно полномочно рассматривать проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; устанавливать номенклатуру товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг; рассматривать проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; рассматривать вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а так же вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет; рассматривать вопросы приобретения государством акций.
Заседания Правительства РФ (ст. 30 Закона о Правительстве РФ) проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства. Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ.
Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 33 Закона о Правительстве РФ).
Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, действующий на основании соответствующего Положения.
-
Система федеральных государственных органов исполнительной власти.
Система федеральных органов исполнительной власти формируется в целях реализации норм Конституции РФ, определяющих предметы исключительного ведения Федерации и совместного ведения России и ее субъектов. Такой объем компетенции федеральных органов исполнительной власти опирается на положения Конституции РФ, закрепляющие современную федеративную модель государственного устройства России.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, т. е. федеральные органы исполнительной власти создаются в трех организационно правовых формах, сочетание которых и об разует их систему. Основным критерием определения организационно правовой формы является характер компетенции, т. е. набор функций, разделяющихся на нормативно регулятивные, конкретно регулятивные и контрольные.
Указом Президента определяется, что федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в установленной сфере деятельности, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Возглавляет министерство федеральный министр, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ после утверждения Государственной Думой.
Федеральная служба является федеральным органом исполнитель ной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
Федеральное агентство является федеральным органом исполни тельной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Оно может иметь статус коллегиального органа, может быть подведомственно Президенту РФ. Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает правовые акты.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых подчиняется непосредственно Президенту РФ, и их заместители, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ. Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.
Взаимоотношения федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях и регламентах органов исполнительной власти. Положения принимаются соответственно в виде постановлений Правительства РФ, а для органов, подчиненных непосредственно Президенту РФ, — его указами.
Положение является актом, определяющим основные вопросы при создании органа: его наименование, структуру, вопросы руководства его деятельностью и подчиненность другим органам, порядок решения вопросов об образовании территориальных органов, кадровых вопросов. Основная роль положения — установление целей, задач, исчерпывающего перечня всех функций и основного объема полномочий государственного органа, его правовых форм и методов деятельности. В дальнейшем порядок работы органа регулируется его регламентом, принимаемым на основе положения.
Для создания общей организационной основы порядка деятельности органов утверждены Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Регламенты федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства разрабатываются ими на основе федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, указанных типовых регламентов и положения о федеральном органе исполнительной власти и утверждаются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Кроме того, федеральными органами исполнительной власти разрабатываются административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти, содержащие последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий. Все указанные регламенты, включая регламент федерального органа исполнительной власти, составляют административный регламент федерального органа исполнительной власти. В регламент федерального органа исполнительной власти включаются разделы, определяющие общие правила его деятельности и особенности организации осуществления полномочий, в том числе: порядок планирования и организации работы; порядок подготовки и оформления решений и поручений руководителя федерального органа исполнительной власти и его заместителей; порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти; порядок деятельности и взаимодействия подразделений федерального органа исполнительной власти при осуществлении возложенных на них функций; порядок работы с обращениями граждан и организаций и разделы, регламентирующие другие вопросы.
В регламент министерства входит также порядок взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. На местах функции федеральных министерств, служб и агентств реализуют их территориальные органы, которые также входят в систему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти создаются на уровне федеральных округов, субъектов РФ; городов, районов. Эти органы (к ним относятся, например, Управление Минюста России по Приволжскому Федеральному округу, Управление ФСБ по Саратовской области, Управление МВД России по г. Саратову, Отдел военного комиссариата Кировского, Волжского, Ленинского районов г. Саратова, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Саратова и т. д.) осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, — во взаимодействии с соответствующими органами исполни тельной власти этих субъектов. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ. Теми же органами и в том же порядке производится назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов управления.
7. Система органов исполнительной власти субъектов РФ.
Федеративное устройство России основано на национально территориальном принципе. В соответствии с данным принципом субъекты РФ подразделяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область и автономные округа (ст. 65 Конституции РФ). Государственно-правовой статус субъектов РФ и организация государственной власти на их территориях в республиках закрепляются конституциями, в иных субъектах Федерации — уставами (ст. 66 Конституции РФ). Статья 77 Конституции РФ определяет, что система органов государственной власти (исполнительной в том числе) устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Вопросы организации исполнительной власти в субъектах РФ закрепляются в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ). В соответствии с указанным Законом в субъектах РФ устанавливается система органов исполнительной власти, возглавляемая высшим исполни тельным органом государственной власти субъекта Федерации.