Файл: Тема Президент рф в системе государственной власти. Административноправовой статус государственных органов исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. В рамках федеративных отношений (централизации, децентра­лизации) Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону о Правительстве РФ и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой социально ориентированной государственной политики, подчеркивается в обновленной ст. 114. В сферу ответственности правительства добавлены поддержка, укрепление и защита семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, политика в области охраны окружающей среды.

Кроме того, Правительство РФ:

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Основу компетенции Правительства РФ составляют функции. Например, осуществляя функции планирования и прогнозирования, Правительство РФ прогнозирует социально-экономическое разви­тие РФ, разрабатывает и реализует программы развития приоритет­ных отраслей экономики. Для выполнения своих функций Правительство РФ призвано реа­лизовать соответствующие полномочия. Полномочия Правительст­ва РФ связаны с решением конкретных вопросов по реализации ис­полнительной власти, в частности решения по некоторым из них принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ. Со­гласно ст. 28 Закона о Правительстве РФ оно полномочно рассматри­вать проекты программ экономического и социального развития, свя­занных с созданием свободных экономических зон; устанавливать номенклатуру товаров, в отношении которых применяется государст­венное регулирование цен; устанавливать объемы выпуска государст­венных ценных бумаг; рассматривать проекты программ приватиза­ции федеральной государственной собственности; рассматривать во­просы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а так­ же вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет; рассматривать вопросы приобрете­ния государством акций.


Заседания Правительства РФ (ст. 30 Закона о Правительстве РФ) проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществ­ляются в соответствии с Регламентом Правительства. Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их про­тиворечия Конституции РФ, федеральным конституционным зако­нам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отме­нены Президентом РФ (ст. 33 Закона о Правительстве РФ).

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти реше­ний, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правитель­ства РФ, действующий на основании соответствующего Положения.



  1. Система федеральных государственных органов исполнительной власти.


Система федеральных органов исполнительной власти формиру­ется в целях реализации норм Конституции РФ, определяющих пред­меты исключительного ведения Федерации и совместного ведения России и ее субъектов. Такой объем компетенции федеральных орга­нов исполнительной власти опирается на положения Конститу­ции РФ, закрепляющие современную федеративную модель государственного устройства России.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установле­но, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, т. е. федеральные органы исполнительной власти создают­ся в трех организационно правовых формах, сочетание которых и об­ разует их систему. Основным критерием определения организационно правовой формы является характер компетенции, т. е. набор функций, разделяющихся на нормативно регулятивные, конкретно­ регулятивные и контрольные.

Указом Президента определяется, что федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в установленной сфере деятельно­сти, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Возглавляет министерст­во федеральный министр, который назначается на должность и осво­бождается от нее Президентом РФ после утверждения Государственной Думой.



Федеральная служба является федеральным органом исполнитель­ ной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в уста­новленной сфере деятельности, а также специальные функции в об­ласти обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Го­сударственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба в пределах своей компетенции изда­ет индивидуальные правовые акты и может быть подведомственна Пре­зиденту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральное агентство является федеральным органом исполни­ тельной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельно­сти функции по оказанию государственных услуг, управлению госу­дарственным имуществом и правоприменительные функции, за ис­ключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Оно может иметь статус коллегиального органа, может быть подведомст­венно Президенту РФ. Федеральное агентство в пределах своей ком­петенции издает правовые акты.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, дея­тельность которых подчиняется непосредственно Президенту РФ, и их заместители, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, а также порядок их взаимодействия с иными феде­ральными органами исполнительной власти устанавливаются Прези­дентом РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руко­водство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверж­даются Президентом РФ. Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за ис­ключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, фе­деральных агентств, руководство деятельностью которых осуществля­ет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных ми­нистров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

Взаимоотношения федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осу­ществления ими своих функций устанавливаются в положениях и регламентах органов исполнительной власти. Положения принима­ются соответственно в виде постановлений Правительства РФ, а для органов, подчиненных непосредственно Президенту РФ, — его указа­ми.


Положение является актом, определяющим основные вопросы при создании органа: его наименование, структуру, вопросы руковод­ства его деятельностью и подчиненность другим органам, порядок ре­шения вопросов об образовании территориальных органов, кадровых вопросов. Основная роль положения — установление целей, задач, исчерпывающего перечня всех функций и основного объема полно­мочий государственного органа, его правовых форм и методов дея­тельности. В дальнейшем порядок работы органа регулируется его регламентом, принимаемым на основе положения.

Для создания общей организационной основы порядка деятельно­сти органов утверждены Типовой регламент взаимодействия феде­ральных органов исполнительной власти и Типовой регламент внут­ренней организации федеральных органов исполнительной власти. Регламенты федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства разрабатываются ими на основе федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, указанных типовых регламентов и положения о федеральном органе исполнительной власти и утверждаются руководителем соответствующего федераль­ного органа исполнительной власти.

Кроме того, федеральными органами исполнительной власти разрабатываются административные регламенты исполнения государст­венных функций, административные регламенты предоставления го­сударственных услуг и должностные регламенты гражданских государ­ственных служащих федерального органа исполнительной власти, содержащие последовательность действий по исполнению государст­венных функций и нормативные сроки осуществления таких действий. Все указанные регламенты, включая регламент федерального ор­гана исполнительной власти, составляют административный регла­мент федерального органа исполнительной власти. В регламент федерального органа исполнительной власти включа­ются разделы, определяющие общие правила его деятельности и осо­бенности организации осуществления полномочий, в том числе: поря­док планирования и организации работы; порядок подготовки и оформления решений и поручений руководителя федерального органа исполнительной власти и его заместителей; порядок исполнения по­ручений в федеральном органе исполнительной власти; порядок дея­тельности и взаимодействия подразделений федерального органа ис­полнительной власти при осуществлении возложенных на них функ­ций; порядок работы с обращениями граждан и организаций и разделы, регламентирующие другие вопросы.


В регламент министер­ства входит также порядок взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. На местах функции федеральных министерств, служб и агентств реализуют их территориальные органы, которые также входят в сис­тему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти создаются на уровне федеральных округов, субъектов РФ; го­родов, районов. Эти органы (к ним относятся, например, Управление Минюста России по Приволжскому Федеральному округу, Управление ФСБ по Саратовской области, Управление МВД России по г. Саратову, Отдел военного комиссариата Кировского, Волжского, Ленинского районов г. Саратова, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Сара­това и т. д.) осуществляют свою деятельность под руководством соот­ветствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федера­ции, — во взаимодействии с соответствующими органами исполни­ тельной власти этих субъектов. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ. Теми же органами и в том же порядке произво­дится назначение на должность и освобождение от должности руко­водителей территориальных органов управления.
7. Система органов исполнительной власти субъектов РФ.
Федеративное устройство России основано на национально территориальном принципе. В соответствии с данным принципом субъ­екты РФ подразделяются на республики, края, области, города феде­рального значения, автономную область и автономные округа (ст. 65 Конституции РФ). Государственно-правовой статус субъектов РФ и организация го­сударственной власти на их территориях в республиках закрепляются конституциями, в иных субъектах Федерации — уставами (ст. 66 Кон­ституции РФ). Статья 77 Конституции РФ определяет, что система органов госу­дарственной власти (исполнительной в том числе) устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конститу­ционного строя РФ и общими принципами организации представи­тельных и исполнительных органов государственной власти, установ­ленными федеральным законом. Вопросы организации исполнительной власти в субъектах РФ за­крепляются в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184­ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон об общих принципах орга­низации органов государственной власти субъектов РФ). В соответст­вии с указанным Законом в субъектах РФ устанавливается система органов исполнительной власти, возглавляемая высшим исполни­ тельным органом государственной власти субъекта Федерации.