Файл: Раскройте понятие, признаки и функции финансов. Финансы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Метод финансового права – это способ воздействия на общественные отношения, а также система специфических средств, приемов, с помощью которых права регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.

10. Рассмотрите принципы финансового права.

К наиболее важным принципам финансового права относятся:

1) законность;

2) плановость;

3) гласность;

4) финансовый федерализм;

5) самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления;

6) взаимная ответственность государства и граждан в области финансовой деятельности.

Законность можно определить как обязательное (неуклонное) исполнение требований финансовых законов и основанных на них подзаконных актов всеми субъектами финансового права: государственными и муниципальными органами власти, должностными лицами, предприятиями всех форм собственности, общественными организациями и гражданами.

Принцип плановости. Важность планирования в процессе осуществления финансовой деятельности государства настолько велика, что многие авторы рассматривают плановость как принцип финансового права.

Принцип гласности. Принцип гласности применительно к финансовому праву означает, что финансово-правовые акты, если при этом они еще затрагивают права и свободы граждан, должны быть официально опубликованы в целях доведения до всеобщего сведения.

Принцип финансового федерализма. Принцип финансового федерализма заключается в том, что каждый субъект Российской Федерации обладает правом иметь свой бюджет, причем по каждому бюджету издается законодательный акт.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления. Данный принцип финансового права, нашедший отражение в российском законодательстве, вполне согласуется с положениями Европейской хартии о местном самоуправлении.

Принцип взаимной ответственности государственных органов и граждан в области финансовой деятельности. В правовом государстве государство в лице уполномоченных государственных (муниципальных) органов власти и граждане взаимно ответственны в области финансовой деятельности, т.е. равны перед законом и одинаково несут юридическую ответственность за действия, не согласованные с законом.


11.Определите место финансового права в системе российского права.
Финансовое право занимает важнейшее место в российской правовой науке, так как оно обеспечивает нормальное функционирование органов власти, которые отвечают за экономическую стабильность и безопасность государства. Через подотрасли и институты финансового права осуществляется сбор налогов и таможенных пошлин, регулируется деятельность банковского и страхового секторов, привлекаются иностранные инвестиции и применяется валютное законодательство.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно связано с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти, а именно основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.
12. Раскройте источники финансового права.

Источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права:

  1. Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований;

  2. Кодексы РФ: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ (единый кодекс регламентирующий финансовые отношения отсутствует); (Гражданский, Арбитражно-процессуальный, Таможенный и др.)

  3. Федеральные законы: Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации», определяющий компе­тенцию и порядок деятельности органа государственного финан­сового контроля.

  4. Указы Президента РФ: Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению го­сударственного финансового контроля» 

  5. Постановления Правительства РФ: устанавливаются ставки таможенной пошлины;

  6. Акты финансово-кредитных органов – Министерства финансов РФ, Центрального банка России и др. (приказы, инструкции и т. п.);

  7.  Решения Конституционного Суда РФ (в ходе рассмотрения дела формулирует правила поведения общего характера, которые ранее не были зафиксированы в каком-либо нормативном акте).

  8.  Международные договоры и соглашения РФ с другими государствами.



13. Раскройте понятие финансово правовой нормы, ее признаки и структуру.

Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определённое правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности участников названных отношений.

К общим признакам норм финансового права относятся следующие: нормативность; формальную определенность; общеобязательность; государственно-властный характер; представительно-обязывающий характер; обеспеченность государством; микросистемность.

Специфические признаки: Непосредственное целевое назначение, редко возникают как фактические, являются средством реализации общественных, а не частных интересов, нестабильность, политическая направленность, носят императивный характер.

Структура финансово-правовой нормы: гипотеза (условия, при наличии которых норма действует и субъекту следует руководствоваться данной нормой), диспозиция (указывает на вариант поведения, определяет права и обязанности сторон, при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой), санкция (меры государственного принуждения, которые мо­гут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию дан­ной финансово-правовой нормы).
14. Рассмотрите классификацию финансово-правовых норм.

Классификация норм финансового права может быть проведена по различным основаниям:

а) регулятивные (правоустанавливающие) нормы финансового права. Эти нормы устанавливают правовые предписания, предоставляющие участникам финансовых правоотношений определенные права и возникающие из них обязанности, а также регулирующие правила поведения участников в целом в сфере финансовой деятельности.

б) охранительные нормы. Они направлены на обеспечение эффективности функционирования финансовой системы государства.

2) по методу воздействия на поведение субъектов:

а) запрещающие нормы. Это нормы, содержащие категорические требования к участникам финансовых правоотношений не совершать определенные деяния под угрозой применения санкций со стороны государства. Данные нормы четко устанавливают те правила поведения, которые не допускаются в финансовых отношениях.


б) обязывающие нормы. Эти нормы, требующие от участников финансовых отношений совершения активных действий: встать на учет в налоговые органы; использовать по целевому назначению бюджетные субвенции; осуществлять ведение кассовых операций и т. д.

в) уполномочивающие финансово-правовые нормы. Нормы этого вида содержат дозволительные предписания определенным органам, должностным лицам.

3) по содержанию финансово-правовые нормы подразделяются в зависимости от характера регулируемых однородных отношений на:

-нормы, определяющие виды и методы финансового контроля;

- нормы, закрепляющие принципы построения бюджетной системы;

- нормы, устанавливающие основы бюджетного процесса;

- нормы, регулирующие структуру и деятельность банковской системы;

- нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения в области финансов, и др.;

4) в зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников финансовых отношений:

а) материальные финансово-правовые нормы. Они закрепляют денежное, материальное содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

б) процессуальные нормы финансового права. Эти нормы устанавливают порядок применения и действия материальных норм, т.е. методы и процедуры деятельности по реализации прав и обязанностей участников финансовых отношений.
15. Раскройте понятие финансовых правоотношений и их виды.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.

При такой классификации выделяются следующие виды финансовых правоотношений:

  1. бюджетные

  2. налоговые

  3. валютные

  4. правоотношения в сфере государственного кредита

  5. правоотношения в области страхования

  6. правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании

  7. правоотношения в области банковской деятельности

  8. правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения и расчетов



16. Сформулируйте понятие государственного и муниципального финансового контроля, его направления.


Государственный и муниципальный контроль - деятельность уполномоченных органов государственной и исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юр.лиц, их руководителями и иными должностными лицами.

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия.

Перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования.
17. Охарактеризуйте понятие и систему бюджетного контроля.

Бюджетный контроль - составная