Файл: Раскройте понятие, признаки и функции финансов. Финансы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Метод БП – совокупности приемов и способов воздействия государства на общественные отношения в сфере образования, распределения и использования фондов денежных средств:
-
Императивный (основной): государство – обязательный участник БП-отношений в лице ОГВ/ОМСУ, для чего последним предоставляются специальные полномочия; -
Диспозитивный (вспомогательный в БП): выражается, например, в договорах и соглашениях на закупки для гос./мун. нужд, бюджетных инвестициях негосударственным юридическим лицам и т.д.
Источники БП – внешняя форма выражения норм бюджетного права:
1) Конституция РФ – устанавливает основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
2) ФКЗ:
-
№2 «О Правительстве РФ» и др.
3) ФЗ:
-
БК РФ – основной кодифицированный нормативный акт; -
ФЗ о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов;
4) Федеральные подзаконные акты:
-
Указы Президента; -
Постановления Правительства; -
Приказы Минфина (например, о внесении изменений в бюджетную классификацию);
5) Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов;
6) Подзаконные акты субъектов;
7) Акты ОМСУ о местном бюджете.
32. Рассмотрите формы межбюджетных отношений: дотации, субсидии, субвенции.
Дотации, субсидии и субвенции — это средства финансовой поддержки, выделяемые из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджету другого уровня.
Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Субсидии - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Субвенции - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств при выполнении полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, сущность межбюджетных трансфертов состоит в том, что средства поступают в соответствующий бюджет из бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Такие доходы бюджетов, как дотации, субсидии и субвенции, имеют целевой характер, т. е. указанные средства могут быть использованы только на определенные цели, которые были определены при их предоставлении. В частности, дотации предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, а субвенции для выполнения переданных полномочий.
В связи с этим в бюджетах образуются специальные фонды, в которых аккумулируются соответствующие доходы. Так, дотации образуют фонды финансовой поддержки, субсидии образуют фонды софинансирования расходов, а субвенции — фонды компенсаций в соответствующих бюджетах.
33. Раскройте понятие, признаки, функции и классификация налогов.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
К признакам налога относятся: императивно-обязательный характер; индивидуальную безвозмездность; безвозвратность; денежный характер; отчуждение имущества, ограничение права собственности; гражданская правоспособность лица; периодичность; систематичность; социальную обусловленность; законность.
Существуют три основные функции налогов:
-
Фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства); -
Контрольная; оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. -
Распределительная функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы)
Классификация налогов
Виды налогов по объекту:
-прямые - взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов (налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество)
-косвенные - облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др).
Виды налогов по субъекту:
центральные;
местные.
В России существует трехуровневая система:
-федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
-региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
-местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.
Виды налогов по принципу целевого использования:
-маркированные - увязка налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным (платежи в ПФРФ, фонд ОМС);
-немаркированные - они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.
Виды налогов по характеру налогообложения:
-пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
-прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
-регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:
-налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
земельный налог;
налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
-налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
НДС;
акцизы;
экспортные тарифы;
-налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
сбор на нужды образовательных учреждений;
сборы за парковку автомобилей;
-налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.
34. Рассмотрите правовой механизм налога и его элементы.
Элементы налогообложения – определяемые законодательными актами государства или нормативными правовыми актами принципы, правила, категории, термины, применяемые для установления, введения, взимания налога.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК):
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок уплаты налога;
- сроки уплаты налога.
Кроме того, в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования.
Система элементов правового регулирования налога состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязательные элементы включают две группы – основные и дополнительные.
Основные элементы правового регулирования налога определяют основополагающие, сущностные характеристики налога, которые формируют представление о налоговом механизме. К основным элементам правового механизма налога и сбора относятся: субъект (налогоплательщик или плательщик сбора); объект налогообложения; налоговая ставка.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
2. Дополнительные элементы детализируют специфику конкретного платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма. Дополнительные элементы так же обязательны, как и основные: дополнительные элементы правового механизма налога, детализирующие основные и связанные с ними (предмет, база, единица налогообложения – категории, прямо зависящие от объекта налогообложения); дополнительные элементы правового механизма налога, имеющие самостоятельное значение (налоговые льготы, методы, сроки и способы уплаты налога, бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи).
Таким образом, к дополнительным элементам правового механизма налога относятся:
- налоговые льготы;
- предмет, база, единица налогообложения;
- источник уплаты налога;
- методы, сроки и способы уплаты налога;
- особенности налогового режима;
- бюджет или фонд поступления налога (сбора);
- особенности налоговой отчетности.
35. Сформулируйте понятие и классификацию субъектов налогового права.
Основными субъектами налогового права и наиболее массовыми участниками налоговых правоотношений являются налогоплательщики (которые могут обязываться актом законодательства о налогах уплатить налог по результатам своей деятельности) и публично-правовые образования (имеющие право в данном случае получить налог).
-
По способу нормативной определенности:
-
зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений; -
не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений.
2) По характеру фискального интереса:
-
частные субъекты; -
публичные субъекты.
3) По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:
-
имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях; -
не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.
Налоговый кодекс РФ фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых относятся:
-
налогоплательщики или плательщики сборов (организации и физические лица); -
налоговые агенты (организации и физические лица); -
налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); -
таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).