Файл: Раскройте понятие, признаки и функции финансов. Финансы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод БП – совокупности приемов и способов воздействия государства на общественные отношения в сфере образования, распределения и использования фондов денежных средств:

  • Императивный (основной): государство – обязательный участник БП-отношений в лице ОГВ/ОМСУ, для чего последним предоставляются специальные полномочия;

  • Диспозитивный (вспомогательный в БП): выражается, например, в договорах и соглашениях на закупки для гос./мун. нужд, бюджетных инвестициях негосударственным юридическим лицам и т.д.

Источники БП – внешняя форма выражения норм бюджетного права:

1) Конституция РФ – устанавливает основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;

2) ФКЗ:

  • №2 «О Правительстве РФ» и др.

3) ФЗ:

  • БК РФ – основной кодифицированный нормативный акт;

  • ФЗ о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов;

4) Федеральные подзаконные акты:

  • Указы Президента;

  • Постановления Правительства;

  • Приказы Минфина (например, о внесении изменений в бюджетную классификацию);

5) Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов;

6) Подзаконные акты субъектов;

7) Акты ОМСУ о местном бюджете.
32. Рассмотрите формы межбюджетных отношений: дотации, субсидии, субвенции.

Дотации, субсидии и субвенции — это средства финансовой поддержки, выделяемые из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджету другого уровня.

Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидии - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Субвенции - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств при выполнении полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.


Межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, сущность межбюджетных трансфертов состоит в том, что средства поступают в соответствующий бюджет из бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Такие доходы бюджетов, как дотации, субсидии и субвенции, имеют целевой характер, т. е. указанные средства могут быть использованы только на определенные цели, которые были определены при их предоставлении. В частности, дотации предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, а субвенции для выполнения переданных полномочий.

В связи с этим в бюджетах образуются специальные фонды, в которых аккумулируются соответствующие доходы. Так, дотации образуют фонды финансовой поддержки, субсидии образуют фонды софинансирования расходов, а субвенции — фонды компенсаций в соответствующих бюджетах.
33. Раскройте понятие, признаки, функции и классификация налогов.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

К признакам налога относятся: императивно-обязательный характер; индивидуальную безвозмездность; безвозвратность; денежный характер; отчуждение имущества, ограничение права собственности; гражданская правоспособность лица; периодичность; систематичность; социальную обусловленность; законность.

Существуют три основные функции налогов:

  1. Фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

  2. Контрольная; оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему.

  3. Распределительная функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы)




Классификация налогов

Виды налогов по объекту:

-прямые - взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов (налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество)

-косвенные - облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др).

Виды налогов по субъекту:

центральные;

местные.

В России существует трехуровневая система:

-федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

-региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

-местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

-маркированные - увязка налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным (платежи в ПФРФ, фонд ОМС);

-немаркированные - они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

-пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

-прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

-регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

-налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

земельный налог;

налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

-налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

НДС;

акцизы;

экспортные тарифы;

-налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

сбор на нужды образовательных учреждений;


сборы за парковку автомобилей;

-налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.
34. Рассмотрите правовой механизм налога и его элементы.

Элементы налогообложения – определяемые зако­нодательными актами государства или нормативными пра­вовыми актами принципы, правила, категории, термины, при­меняемые для установления, введения, взимания налога.

Налог считается установленным лишь в том слу­чае, когда определены налогоплательщики и следую­щие элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК):

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок уплаты налога;

- сроки уплаты налога.

Кроме того, в акте законодательства о налогах и сбо­рах могут также предусматриваться налоговые льго­ты и основания для их использования.

Система элементов правового регулирования на­лога состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязательные элементы включают две груп­пы – основные и дополнительные.

Основные элементы правового регулирования налога определяют основопола­гающие, сущностные характеристики налога, которые формируют представление о налоговом механизме. К основным элементам правового механизма налога и сбора относятся: субъект (налогоплательщик или плательщик сбора); объект налогообложения; налоговая ставка.

Налогоплательщиками и плательщиками сбо­ров признаются организации и физические лица, на ко­торых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объектами налогообложения могут являться опе­рации по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (вы­полненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплатель­щика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая ставка представляет собой величину нало­говых начислений на единицу измерения налоговой базы.


2. Дополнительные элементы детализируют специ­фику конкретного платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма. Дополнительные элемен­ты так же обязательны, как и основные: дополнительные элементы правового механизма налога, детализирующие основные и связанные с ними (предмет, база, единица на­логообложения – категории, прямо зависящие от объекта налогообложения); дополнительные элементы правового механизма налога, имеющие самостоятельное значение (на­логовые льготы, методы, сроки и способы уплаты налога, бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи).

Таким образом, к дополнительным элементам правового механизма налога относятся:

- налоговые льготы;

- предмет, база, единица налогообложения;

- источник уплаты налога;

- методы, сроки и способы уплаты налога;

- особенности налогового режима;

- бюджет или фонд поступления налога (сбора);

- особенности налоговой отчетности.
35. Сформулируйте понятие и классификацию субъектов налогового права.

Основными субъектами налогового права и наиболее массовыми участниками налоговых правоотношений являются налогоплательщики (которые могут обязываться актом законодательства о налогах уплатить налог по результатам своей деятельности) и публично-правовые образования (имеющие право в данном случае получить налог).

  1. По способу нормативной определенности:

  • зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений;

  • не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений.

2)    По характеру фискального интереса:

  • частные субъекты;

  • публичные субъекты.

3)    По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:

  • имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях;

  • не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

Налоговый кодекс РФ фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых относятся:

  1. налогоплательщики или плательщики сборов (организации и физические лица);

  2. налоговые агенты (организации и физические лица);

  3. налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

  4. таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).