Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. Б. Голицына А. С. Питерских

Уроки

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении

Поурочные разработки

8 класс

Под редакцией Б. М. Неменского

Москва

«Просвещение»

2014

УДК 372.8:73/76 ББК 74.268.51 Г60

Авторы выражают благодарность за внедрение в массовую педагогическую практику публикуемых методических подхо­дов к преподаванию по учебнику «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» (автор А.С. Питерских) коллективам образовательных организаций Тулы, Вятских Полян (Кировская область), Ом­ска, Екатеринбурга, Новосибирска, Санкт-Петербурга, а так­же Москвы: ГБОу Цо № 1492, 1470, лицея № 504, гимназий № 1531, 1570, ГБОУ СОШ № 1122, 684, АННОУ «Лучик» и других, входящих в сеть инновационных площадок «Перспективы раз­вития эстетического образования» Центра непрерывного худо­жественного образования (Москва).

Голицына В. Б.

Г60 Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс / В. Б. Голицына, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. — М. : Просвещение, 2014. — 173 с. — ISBN 978-5-09-032285-0.

Книга создана в соответствии с требованиями Федерального госу­дарственного образовательного стандарта основного общего образова­ния и рабочей программой «Изобразительное искусство. Рабочие про­граммы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы».

Вместе с учебником для 8 класса «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» (автор А. С. Питерских, 2014) данная книга составляет единый учебно-методиче­ский комплект.

Книга содержит поурочные разработки, в которых особое внимание уделено достижению предметных, личностных и метапредметных резуль­татов, проектной деятельности учащихся.


Книга раскрывает особенности школьного курса изобразительного ис­кусства в 8 классе, а также помогает понять, как наилучшим образом ис­пользовать учебник в образовательном процессе, как правильно выстроить драматургию уроков искусства. Книга даст возможность развить у детей наблюдательность, фантазию, воображение, творческое мышление, компо­зиционное чутьё, а также умение любить и понимать искусство.

В конце книги - словарь терминов изобразительного искусства, спи­сок рекомендуемой литературы.

УДК 372.8:73/76 ББК 74.268.51

ISBN 978-5-09-032285-0 © Издательство «Просвещение», 2014

© Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2014 Все права защищены

Уважаемые читатели-педагоги!

Lpya книга адресована прежде всего учителям, преподающим Экурс «Изобразительное искусство» в 8 (9) классе общеоб­разовательных организаций по программе «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы», которая соз­дана под руководством народного художника, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского. Однако книга может быть использована педагогами, работающими и по другим программам (если в них затрагивается проблематика визуально-зрелищных искусств), ру­ководителями художественных студий и коллективов дополнитель­ного образования, а также родителями и всеми, кого интересует построение процесса современного художественного образования.

В книге раскрываются общеметодические обоснования ра­боты учителя и даются поурочные рекомендации по проведе­нию уроков на основе учебника А. С. Питерских «Изобразитель­ное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»1. Этот учебник можно рассматривать как учебник нового поколения, поскольку в нём реализуются инновацион­ные подходы к раскрытию содержания курса «Изобразительное искусство» и он полностью соответствует требованиям ФГОС основного общего образования.



Методологически «Школа Неменского» исходит из того, что изобразительное искусство в школе — «окно в мир ис­кусств». Оно включает в себя весь спектр пространственных искусств, включающий не только традиционные для изучения в школе виды визуально-пластических искусств (живопись, гра­фика, скульптура), но и такие, как фотография, дизайн, архи­тектура. Программа для 8 (9) класса посвящена проблематике пространственно-временных (синтетических) искусств, исполь­зующих для создания художественного образа выразительные средства и формообразующий язык различных искусств: изо­бразительного искусства (цвет и линия), литературы (слово), музыки (звук), танца (движение) и др.

В учебнике для 8 класса, как и в предыдущих учебниках, раскрывается понимание искусства, его социальной роли в об­ществе и частной жизни человека, но на новом витке возрастно­го развития учащихся. Осознание ими искусства обогащается пониманием его как динамически развивающегося процесса, тесно связанного с развитием общества и в то же время имею­щего свою относительную самостоятельность.

В данной книге исследуется проблематика методико­дидактического раскрытия содержания учебника, в котором освещается роль изображения и творчества художника в синтетических искусствах — театре и кино, а также вопросы современной художественной культуры на примере фотогра­фии и телевидения.

Важная методологическая составляющая учебника — не­разрывность теоретико-аналитического и практико-творческо- го освоения искусства. Учебник, помимо текста и зрительного ряда, предлагает систему учебно-исследовательских и проект­но-творческих заданий. Благодаря этому единству в учебнике в полной мере реализуется ещё один важнейший аспект про­граммы «Изобразительное искусство...», выраженный в духов­но-нравственной направленности эстетического образования, что особенно важно сегодня для освоения искусства в школе. Искусство составляет одну из основ национальной и социо­культурной самоидентификации учащихся.

Учителям следует учитывать, что личность ребёнка форми­руется и развивается в процессе индивидуального и коллек­тивного творчества, особенно характерного для театра и кино, коллективных по своей природе. На новом изобразительно-тех­нологическом уровне у учащихся формируется художественное видение и свобода в выборе материала и ответственность за его образно-визуальное раскрытие в процессе выполнения за­даний.


Театр и кино, телевидение и Интернет являются наиболее массовыми и наиболее сильно визуально воздействующими на молодёжь носителями художественной культуры. Как объекты эстетического исследования они в определённом смысле бо­лее сложны, чем живопись или рисунок, поскольку требуют от учителя познаний в драматургии и режиссуре, актёрском и опе­раторском мастерстве.

Всё это соответственно диктует необходимость расшире­ния художественных компетенций учителя, расширения его про­фессионального багажа, овладения знаниями основ режиссуры и сценографии, сценарного и актёрского мастерства, навыками практического творчества в фотографии и видео, анимации и репортаже и т. д. Эта компетентностная подготовленность учи­теля обеспечивается на курсах повышения квалификации или в процессе самообразования (посещение лекториев, просмотр спектаклей и фильмов, чтение специальной литературы). Имен­но с этой целью в конце книги даётся список рекомендуемой литературы.

Подготовленность учителя к преподаванию основ театраль­ной и экранной культуры базируется не только на знании теории и специальной литературы, но и на определённой, по выраже­нию Б. М. Неменского, «насмотренности», т. е. хранении в ак­тивной зрительной памяти фильмов, спектаклей, телепередач, составляющих золотой фонд отечественной и мировой культу­ры. Это позволит учителю на конкретных примерах исследовать классику и анализировать в сравнении с ней сегодняшние, зна­чимые для молодёжи и волнующие её произведения экрана и сцены. Мы не приводим здесь специального рекомендательно­го списка из-за его безграничности, но предлагаем ориенти­роваться на предлагаемый сейчас Министерством образования и науки РФ список 100 лучших мировых и отечественных ху­дожественных и анимационных фильмов для факультативного изучения в общеобразовательных организациях.

По своей структуре настоящее пособие совпадает с тема­тическим построением программы и учебника. Оно состоит из 4 частей, раскрывающих ту же тематику занятий, что и в учеб­нике. Каждая глава в пособии, посвящённая той или иной теме, включает:

краткое изложение содержания урока и форм его прове­дения;

рекомендации по выполнению учебно-исследовательских заданий;

рекомендации по выполнению проектно-творческих зада­ний;


рекомендации учителей по проведению занятий, основан­ные на их профессиональном опыте;

планируемые результаты освоения изучаемого материала.

Содержательная часть урока в этом пособии развёрнуто

не рассматривается, поскольку подробно раскрыта в тексте и зрительном ряде учебника. Пособие прежде всего нацелено на помощь учителю для выполнения детьми заданий, приводимых в учебнике. Учителям предлагаются два варианта освоения содержательного материала: с акцентом на его художествен­но-теоретическое исследование или практико-творческое освоение. Следует отметить, что выполнение учащимися учеб­

но-исследовательских заданий является обязательным мини­мумом их работы по освоению изучаемого материала. Практи­ческие упражнения относятся к сфере проектной деятельности и выполняются в объёме, определяемом учителем в соответ­ствии с выбранной им образовательной стратегией.

Выработка учителем собственной образовательной страте­гии при преподавании настоящего курса диктуется необходи­мостью учёта педагогических задач и специфики конкретной школы, зависимостью от уровня подготовленности и знаний уча­щихся, от материально-технических возможностей и обеспечен­ности образовательного учреждения. Необходимость активной позиции учителя по отношению к наиболее эффективной твор­ческой насыщенности учебного времени и выбор форм ведения урока диктуются характером и объёмом изучаемого материала. Определение образовательных приоритетов и выбор наиболее важных, по мнению учителя, тем помогут ему подойти к диф­ференцированному пониманию значимости тех или иных тем и заданий, а соответственно с этим — к углублению одного и об­зорному рассмотрению другого. Наиболее точное и глубокое по­нимание целей и задач обучения поможет учителю с максималь­ной эффективностью использовать ресурс внеурочного времени для самостоятельной проектной работы учащихся.

Настоятельная рекомендация — обеспечение каждого уче­ника учебником