Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1180
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В. Б. Голицына А. С. Питерских
Уроки
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
Поурочные разработки
8 класс
Под редакцией Б. М. Неменского
Москва
«Просвещение»
2014
УДК 372.8:73/76 ББК 74.268.51 Г60
Авторы выражают благодарность за внедрение в массовую педагогическую практику публикуемых методических подходов к преподаванию по учебнику «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» (автор А.С. Питерских) коллективам образовательных организаций Тулы, Вятских Полян (Кировская область), Омска, Екатеринбурга, Новосибирска, Санкт-Петербурга, а также Москвы: ГБОу Цо № 1492, 1470, лицея № 504, гимназий № 1531, 1570, ГБОУ СОШ № 1122, 684, АННОУ «Лучик» и других, входящих в сеть инновационных площадок «Перспективы развития эстетического образования» Центра непрерывного художественного образования (Москва).
Голицына В. Б.
Г60 Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс / В. Б. Голицына, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. — М. : Просвещение, 2014. — 173 с. — ISBN 978-5-09-032285-0.
Книга создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы».
Вместе с учебником для 8 класса «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» (автор А. С. Питерских, 2014) данная книга составляет единый учебно-методический комплект.
Книга содержит поурочные разработки, в которых особое внимание уделено достижению предметных, личностных и метапредметных результатов, проектной деятельности учащихся.
Книга раскрывает особенности школьного курса изобразительного искусства в 8 классе, а также помогает понять, как наилучшим образом использовать учебник в образовательном процессе, как правильно выстроить драматургию уроков искусства. Книга даст возможность развить у детей наблюдательность, фантазию, воображение, творческое мышление, композиционное чутьё, а также умение любить и понимать искусство.
В конце книги - словарь терминов изобразительного искусства, список рекомендуемой литературы.
УДК 372.8:73/76 ББК 74.268.51
ISBN 978-5-09-032285-0 © Издательство «Просвещение», 2014
© Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2014 Все права защищены
Уважаемые читатели-педагоги!
Lpya книга адресована прежде всего учителям, преподающим Экурс «Изобразительное искусство» в 8 (9) классе общеобразовательных организаций по программе «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы», которая создана под руководством народного художника, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского. Однако книга может быть использована педагогами, работающими и по другим программам (если в них затрагивается проблематика визуально-зрелищных искусств), руководителями художественных студий и коллективов дополнительного образования, а также родителями и всеми, кого интересует построение процесса современного художественного образования.
В книге раскрываются общеметодические обоснования работы учителя и даются поурочные рекомендации по проведению уроков на основе учебника А. С. Питерских «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»1. Этот учебник можно рассматривать как учебник нового поколения, поскольку в нём реализуются инновационные подходы к раскрытию содержания курса «Изобразительное искусство» и он полностью соответствует требованиям ФГОС основного общего образования.
Методологически «Школа Неменского» исходит из того, что изобразительное искусство в школе — «окно в мир искусств». Оно включает в себя весь спектр пространственных искусств, включающий не только традиционные для изучения в школе виды визуально-пластических искусств (живопись, графика, скульптура), но и такие, как фотография, дизайн, архитектура. Программа для 8 (9) класса посвящена проблематике пространственно-временных (синтетических) искусств, использующих для создания художественного образа выразительные средства и формообразующий язык различных искусств: изобразительного искусства (цвет и линия), литературы (слово), музыки (звук), танца (движение) и др.
В учебнике для 8 класса, как и в предыдущих учебниках, раскрывается понимание искусства, его социальной роли в обществе и частной жизни человека, но на новом витке возрастного развития учащихся. Осознание ими искусства обогащается пониманием его как динамически развивающегося процесса, тесно связанного с развитием общества и в то же время имеющего свою относительную самостоятельность.
В данной книге исследуется проблематика методикодидактического раскрытия содержания учебника, в котором освещается роль изображения и творчества художника в синтетических искусствах — театре и кино, а также вопросы современной художественной культуры на примере фотографии и телевидения.
Важная методологическая составляющая учебника — неразрывность теоретико-аналитического и практико-творческо- го освоения искусства. Учебник, помимо текста и зрительного ряда, предлагает систему учебно-исследовательских и проектно-творческих заданий. Благодаря этому единству в учебнике в полной мере реализуется ещё один важнейший аспект программы «Изобразительное искусство...», выраженный в духовно-нравственной направленности эстетического образования, что особенно важно сегодня для освоения искусства в школе. Искусство составляет одну из основ национальной и социокультурной самоидентификации учащихся.
Учителям следует учитывать, что личность ребёнка формируется и развивается в процессе индивидуального и коллективного творчества, особенно характерного для театра и кино, коллективных по своей природе. На новом изобразительно-технологическом уровне у учащихся формируется художественное видение и свобода в выборе материала и ответственность за его образно-визуальное раскрытие в процессе выполнения заданий.
Театр и кино, телевидение и Интернет являются наиболее массовыми и наиболее сильно визуально воздействующими на молодёжь носителями художественной культуры. Как объекты эстетического исследования они в определённом смысле более сложны, чем живопись или рисунок, поскольку требуют от учителя познаний в драматургии и режиссуре, актёрском и операторском мастерстве.
Всё это соответственно диктует необходимость расширения художественных компетенций учителя, расширения его профессионального багажа, овладения знаниями основ режиссуры и сценографии, сценарного и актёрского мастерства, навыками практического творчества в фотографии и видео, анимации и репортаже и т. д. Эта компетентностная подготовленность учителя обеспечивается на курсах повышения квалификации или в процессе самообразования (посещение лекториев, просмотр спектаклей и фильмов, чтение специальной литературы). Именно с этой целью в конце книги даётся список рекомендуемой литературы.
Подготовленность учителя к преподаванию основ театральной и экранной культуры базируется не только на знании теории и специальной литературы, но и на определённой, по выражению Б. М. Неменского, «насмотренности», т. е. хранении в активной зрительной памяти фильмов, спектаклей, телепередач, составляющих золотой фонд отечественной и мировой культуры. Это позволит учителю на конкретных примерах исследовать классику и анализировать в сравнении с ней сегодняшние, значимые для молодёжи и волнующие её произведения экрана и сцены. Мы не приводим здесь специального рекомендательного списка из-за его безграничности, но предлагаем ориентироваться на предлагаемый сейчас Министерством образования и науки РФ список 100 лучших мировых и отечественных художественных и анимационных фильмов для факультативного изучения в общеобразовательных организациях.
По своей структуре настоящее пособие совпадает с тематическим построением программы и учебника. Оно состоит из 4 частей, раскрывающих ту же тематику занятий, что и в учебнике. Каждая глава в пособии, посвящённая той или иной теме, включает:
краткое изложение содержания урока и форм его проведения;
рекомендации по выполнению учебно-исследовательских заданий;
рекомендации по выполнению проектно-творческих заданий;
рекомендации учителей по проведению занятий, основанные на их профессиональном опыте;
планируемые результаты освоения изучаемого материала.
Содержательная часть урока в этом пособии развёрнуто
не рассматривается, поскольку подробно раскрыта в тексте и зрительном ряде учебника. Пособие прежде всего нацелено на помощь учителю для выполнения детьми заданий, приводимых в учебнике. Учителям предлагаются два варианта освоения содержательного материала: с акцентом на его художественно-теоретическое исследование или практико-творческое освоение. Следует отметить, что выполнение учащимися учеб
но-исследовательских заданий является обязательным минимумом их работы по освоению изучаемого материала. Практические упражнения относятся к сфере проектной деятельности и выполняются в объёме, определяемом учителем в соответствии с выбранной им образовательной стратегией.
Выработка учителем собственной образовательной стратегии при преподавании настоящего курса диктуется необходимостью учёта педагогических задач и специфики конкретной школы, зависимостью от уровня подготовленности и знаний учащихся, от материально-технических возможностей и обеспеченности образовательного учреждения. Необходимость активной позиции учителя по отношению к наиболее эффективной творческой насыщенности учебного времени и выбор форм ведения урока диктуются характером и объёмом изучаемого материала. Определение образовательных приоритетов и выбор наиболее важных, по мнению учителя, тем помогут ему подойти к дифференцированному пониманию значимости тех или иных тем и заданий, а соответственно с этим — к углублению одного и обзорному рассмотрению другого. Наиболее точное и глубокое понимание целей и задач обучения поможет учителю с максимальной эффективностью использовать ресурс внеурочного времени для самостоятельной проектной работы учащихся.
Настоятельная рекомендация — обеспечение каждого ученика учебником